Горе и особенности его реакций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:14, реферат

Описание работы

Необходимость глубокого анализа и осознания принципа протекания горестного состояния человека является важной в рамках познания психологических основ поведения человека. В своём реферате, я рассматриваю исторически сложившиеся взгляды на это состояние, общие последовательности протекания этого процесса и методы скорейшего возвращения пациента в нормальное состояние, без повреждения психики оного.
Ключевые слова: состояние острого горя, нормальное горе, реакции горя, утрата моделей поведения, меланхолия, купирование воспоминаний в бессознательном, психосоматические заболевания, ажитированная депрессия, суицидоопасность.

Содержание

Введение.
Феномен горестного состояния. Общая симптоматика.
Исторически сложившиеся теории.
Протекание острого горя от факта утраты до избавления от симптоматики.
Аномально болезненные реакции горестного состояния.
Терапия и современные отягощающие факторы.
Предвосхищающие реакции горя.
Литература.
Предметный указатель.

Работа содержит 1 файл

Реферат от Сергеева Романа Малхазовича.docx

— 35.30 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки РФ 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ГУМАНИТАРНЫХ  НАУК

(ГАУГН) 
 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 
 
 
 
Работа  студента 1 курса 
Сергеева Романа Малхазовича

 
 

Реферат по дисциплине « ОБЩАЯ  ПСИХОЛОГИЯ» 
на тему «ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ: горе и особенности его реакций»

 
 

 
 Дата сдачи____________________

Оценка____________________

        Подпись преподавателя____________________

Дата____________________ 

 
Москва - 2011 г.
 
 

Содержание 
 

       Введение.

  1. Феномен горестного состояния. Общая симптоматика.
  2. Исторически сложившиеся теории.
  3. Протекание острого горя от факта утраты до избавления от симптоматики.
  4. Аномально болезненные реакции горестного состояния.
  5. Терапия и современные отягощающие факторы.
  6. Предвосхищающие реакции горя.

Литература.

Предметный  указатель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Тревога – не только враг, но и учитель:               

Она может указать  путь к аутентичному существованию.

Ирвин Ялом 
 

Введение 

Аннотация:

Необходимость глубокого анализа и осознания  принципа протекания горестного состояния  человека является важной в рамках познания психологических основ  поведения человека. В своём реферате, я рассматриваю исторически сложившиеся  взгляды на это состояние, общие  последовательности протекания этого  процесса и методы скорейшего возвращения  пациента в нормальное состояние, без  повреждения психики оного.

Ключевые слова: состояние острого горя, нормальное горе, реакции горя, утрата моделей поведения, меланхолия, купирование воспоминаний в бессознательном, психосоматические заболевания, ажитированная депрессия, суицидоопасность.

 

Феномен горестного состояния. Общая симптоматика. 

Горе – состояние, в которое психически здоровый человек  имеет значительный риск впасть, что  является вполне естественным, ввиду  иллюстрации эволюционного процесса. Проход через такое испытание либо закаляет индивида, даёт ему новый набор мотиваторов для личного развития, либо выбрасывает его из жизни, как наименее жизнеспособную особь. Не смотря на индивидуальность восприятия трагических событий, в состоянии острого горя у большинства людей прослеживаются общие признаки. Можно из них выделить шесть основных:

  1. Физическое страдание. Приступы, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, удушье, учащённое дыхание, чувство пустоты в животе, потеря аппетита, потеря физической силы и субъективное страдание, описываемое как душевная боль. Примечательно, что интенсивность приступов зависит контактов с внешним миром, близкими людьми, объектами, напрямую связанными с утраченным объектом.
  2. Поглощённость образом утраченного. В горестном состоянии человек начинает направлять максимум собственного внимания в поисках утраченного объекта. Это приводит к потере ощущения реальности мира, всего происходящего вокруг и хода времени. Часто сопровождается навязчивыми идеями и сновидениями. В случаях, близких к клиническим, возникают разнообразные галлюцинации, что объясняется общей туманностью происходящего в глазах пациента.
  3. Вина. Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших утрате, доказательства того, что он не сделал для умершего того, что мог. Он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей. 
  4. Враждебные реакции. У пациентов наблюдается стремление любой ценой избавится от своего состояния, что приводит к желанию максимально сузить количество контактов с «раздражителями»: человек избегает любых упоминаний о своей утрате, а так же людей и предметов, способных вызвать ассоциации с утерянным объектом. Часто пациент, обращая внимание на своё агрессивное поведение, принимает его за признак наступающего сумасшествия, что заставляет его модифицировать свою манеру общения, что зачастую выглядит искусственно и натянуто.
  5. Утрата моделей поведения. Повседневная деятельность пациента претерпевает значительные изменения, состоящие не в задержке действий или речи, а наоборот, проявляющиеся в торопливости и бесцельности. Пациент постоянно ищет себе какое-либо занятие, при этом, не имея истинной мотивации к этой деятельности. Для пациента полностью утрачены решительность и инициатива. Всё делается без интереса, больной цепляется за обыденную рутину, хотя уже и не способен на автоматизм: всё выполняется с заметным трудом, словно каждая операция в деятельности превращается в особую задачу. Вся обыденная деятельность больного вызывает у него ассоциацию с утраченным объектом, от этого превращая рутину в пытку.
  6. Проецирование черт утраченного на себя. В особенно яркой форме эта черта выделяется в случаях, близких к клиническим. Пациент начинает модифицировать своё поведение, копируя какие-либо черты утраченного человека. Часто это касается хобби, походки, интонаций, увлечений. У пациента иногда возникает ощущение своей внешней схожести с объектом утраты [см.:2].
 

Исторически сложившиеся теории. 

Можно судить об истории отношения человечества к состоянию острого горя по тому, что нормы поведения в этом состоянии, а так же нормы отношения  к людям в таком состоянии были сформулированы (по крайней мере, в чёткой письменной форме) в момент зарождения религии. Для христианской религии характерно облачение в чёрное траурное одеяние и специфическая модель поведения с чётко отчерченными временными рамками. Примечательно, что некоторые обычаи имеют плавающие временные рамки. Не так принципиальны общепринятые в той или иной культуре нормы поведения после кончины близкого человека, как сам факт наличия этих норм, что говорит об осознанном аккуратном отношении к страдающему человеку, который получал необходимую частичную изоляцию от общества и особенное отношение со стороны окружающих.

Большинство примеров в истории, иллюстрирующих состояние  горя, встречается только в искусстве, пока широкое распространение самоубийств  не вызывает интерес интеллектуальных элит. В науке одними из первых основательных  трудов, касающихся этой проблемы стали «Самоубийство» Эмиля Дюркгейма (1897 г.) [см.:3] и «Печаль и меланхолия» Зигмунда Фрейда (1915 г.) [см.:1]. После работы З. Фрейда в психологии был сформулирован подход к «лечению» людей в состоянии острого горя. Само состояние было названо меланхолией и его основы рассматривались в рамках подхода Фрейда с точки зрения тяготения либидо к утраченному образу. Так же важно отметить, что меланхолия разделяется с состоянием печали: утверждается, что пациент может осознавать объект потери, но не осознавать, что именно он в нём потерял, в отличие от печали, при которой в потере нет ничего бессознательного. Подчёркивается, что при печали пустеет и скудеет мир вокруг, а при меланхолии – само «я».  Связывание склонностей индивидов в состоянии меланхолии с тяготением к самоубийству объясняется тем, что «я» перенаправляет злобу, испытываемую по отношению к объекту потери, на себя [см.:1]. Столь серьёзный анализ горестного состояния вносит в психологическую практику лечения «с глаз долой - из сердца вон», что в свою очередь лишь купировало негативные эмоции в бессознательном пациентов. Такой взгляд просуществовал вплоть до 1944 года, в котором Эрих Линдеманн издаёт «Symtomatology and Management of Acute Grief» [см.:2]. Эта работа перевернула отношение сообщества психологов по отношению к горестному состоянию, введя практику конверсационных терапий направленных на объективное признание пациентом факта утраты и существования мира «после» утраты. 
 

Протекание  острого горя от факта  утраты до избавления от симптоматики. 
 

Протяженность хода острого горя у пациентов  зависит исключительно от того, насколько  успешно индивид справляется  с зависимостью от умершего и приспосабливается  к окружающему миру без объекта  утраты. Так же временные отношения фаз горестного состояния могут меняться в зависимости от действий пациента и/или психолога.

Можно выделить следующие стадии развития нормального горестного состояния:

  1. Шок и оцепенение. Реакция организма по аналогии с анабиозом, длится от нескольких секунд до нескольких месяцев. Нормой считается промежуток около семи-девяти дней. В таком состоянии происходит нарушение дыхания, сексуального влечения, аппетита, коммуникативных навыков. В сознании человека формируется ощущение нереальности происходящего. Память начинает совершать ошибки, отключается восприятие.
  2. Фаза поиска. Одержимое стремление вернуть утраченное. В среднем, фаза длиться не более четырнадцати дней. Возникают серьёзные проблемы с концентрацией внимания, а так же возникают различные галлюцинации.
  3. Фаза острого горя (или фаза реактивной депрессии). Наступает в среднем на шестой-седьмой неделе после трагического происшествия. Происходит общий упадок сил, обострение болезней. Отмечается, что у человека возникают сходства с объектом утраты. Концом этой фазы выступает становление в сознании человека факта, что утерянный объект больше не является частью настоящей реальности. Для утраты формируется своё место в «мире» горюющего.
  4. Фаза остаточных толчков. Начинает восстанавливаться нормальная жизнь человека, и центром его жизни перестаёт быть прошлое до трагического момента. Периодически возникают ассоциативные ссылки к утрате, но менее эмоциональные, чем раньше. Чаще всего эта фаза заканчивается во время годовщины утраты [см.:4].

 

Аномально болезненные реакции горестного состояния. 

Горестное состояние  часто сопровождается аномально  болезненными реакциями, являющимися  искажениями нормального горя. Прямая задача сопровождающего горюющего  – трансформировать их в нормальное состояние. Э. Линдеманн выделяет [см.:2] следующие болезненные реакции:

1) Отсрочка реакции.  Тяжёлая утрата может застать  человека во время другого  эмоционально богатого переживания или, если это необходимо для моральной поддержки других, он может проигнорировать своё горе в течение недели и даже более длительного времени. Иногда эта отсрочка может длиться годы, и купированное горестное состояние может быть запущено с двойной силой после схожей травмы.

2) Искаженные реакции. Отсроченным реакциям могут предшествовать интервалы, в которые человек испытывает определённые изменения поведения. Эти изменения могут рассматриваться как поверхностные проявления неразрешившейся реакции горя. Можно выделить следующие виды таких изменений: 

а) повышенная активность без чувства утраты, иногда сопровождающаяся ощущением полноты жизни, что носит экспансивный характер и приближается по виду к занятиям, которые в своё время ассоциировались исключительно с умершим.

б) появление у пациента симптомов последнего заболевания умершего.

в) проявление ряда заболеваний, имеющих психосоматический характер, к которым в первую очередь относятся язвенные колиты, ревматические артриты и астма. 

г) проявление коммуникативных проблем, избегание прежних контактов, боязнь потерять связь с близкими, сопровождающаяся полной изоляцией.

д) отмечается особенная яростная враждебность по отношению к определённому кругу лиц, чаще всего к лечащему врачу или одному из особенно близких людей. Горюющий, в отличие от параноидных субъектов, почти никогда не предпримет никаких действий против обвиняемого.

е) для многих пациентов характерна внутренняя борьба с своим враждебным поведением, которая выражается купированием своих эмоций и поведения, что выглядит схоже с шизофренией.

ж) почти полностью утрачена решительность и инициатива, пациент не способен на новую одиночную деятельность, помимо рутинной, хотя и повседневные дела совершаются пошагово и шаблонно, что требует от него больших усилий.

з) латентное самонаказание, проявляющееся в активном поведении, направленном на нанесение ущерба своему социальному и экономическому положению, что окружающими не расценивается как проявление какого-либо чувства вины.

и) эта реакция горя, принимает форму ажитированной депрессии с напряжением, бессонницей, с чувством малоценности, жесткими самообвинениями и явной потребностью в наказании. Такие пациенты могут совершать попытки самоубийства. Но даже если они не суицидоопасны, им может быть присуще сильное стремление к болезненным переживаниям, и поэтому они обычно предпочитают самые экстремальные виды терапии.  

Терапия и современные  отягощающие факторы 

Профессиональная  и своевременная психиатрическая  и психологическая помощь при  остром горе способна предотвратить  особо негативные и опасные реакции в ходе острого горя, а так же помочь пациенту избежать нарушений финансового и социального положения. Основная задача, как специалиста, так и сочувствующего – разделить с пациентом работу горя, а именно помочь избавится от одержимости объектом утраты, найти новые пути мотивированного включения в нормальную жизнь. Важно щепетильное отношение ко всем проявлениям реакций пациента в ходе острого горя, т.к. даже самые незаметные особенности, способные остаться незамеченными, могут представлять возможные отсроченные реакции человека на постигшую его утрату.

Информация о работе Горе и особенности его реакций