Гипотеза возникновения речи

Автор: М П, 03 Декабря 2010 в 08:58, контрольная работа

Описание работы

В науке, начиная ещё с древнего мира, было выдвинуто немало гипотез, потрачено много усилий, чтобы раскрыть тайну возникновения речи, установить время, когда она появилась, и причины, которые вызвали её к жизни. Но все попытки разъяснить происхождение речи были бесплодны, потому что создатели этих теорий не имели правильного диалектико-материалистического представления об обществе и историческом процессе и, следовательно, не могли понять общественную роль и значение языка.

Содержание

Введение 3
1. Физиологические основы речи 4
2. Теоретические проблемы возникновения речи 9
Заключение 13
Литература 14

Работа содержит 1 файл

1.Гипотезы происхождения речи.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

       Следующая наиболее известная и популярная теория усвоения языка и формирования речи — когнитивная теория Ж. Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.

       Другая  теория рассматривает развитие речи с психолингвистических позиций. С  данной точки зрения, процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль фор-мируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. В результате одна и та же мысль может быть выражена и словом, и целой фразой.

       Поскольку речь зашла о взаимосвязи мышления и речи, нельзя не остановиться на исследованиях, проводившихся Л. С. Выготским. Мы уже говорили о значении речи для мышления и пришли к выводу о том, что речь является инструментом мышления. Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. Выготский внес существенный вклад в развитие данной проблемы. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Резюмируя данную работу, можно сделать следующие  выводы:

       Речь  и язык впервые возникают только у людей, только в человеческом обществе. Хотя у животных и существует общение  посредством голосовых сигналов, но у них нет настоящей речи, нет языка.

       Видя  перед собой или мысленно воспроизводя в своей голове то или иное явление, человек называет, обозначает в своей  речи это явление словами, т. е. такими звукосочетаниями, которые и для  других людей обозначают то же самое явление (точнее, ту обобщенную группу явлений, к которой принадлежит данное явление). В результате в голове человека, воспринимающего речь, возникает представление или понятие, мысль об этом явлении. Речь, в отличие от голосовых реакций животных, позволяет людям передавать друг другу то, что отражается в их голове, позволяет обмениваться мыслями.

       Естественной  предпосылкой возникновения речи служило  относительно высокое развитие у  предков человека инстинктивного голосового общения.

       Вместе  с тем развитие членораздельной речи вело к дальнейшему постепенному совершенствованию речевых органов. Развитие произношения звуков речи было связано с изменением у человека формы нижней челюсти и степени ее подвижности, с увеличением полости рта, что обеспечивает большую свободу движений языка, с изменением некоторых мышц лицевого скелета, что обусловливает большую подвижность органов речи, и т. д.

       Развитие  членораздельной речи вызвало также  дальнейшее совершенствование слуха; под влиянием речи слух человека приобрел значительно большую точность анализа именно речевых звуков.

       Формирование  многообразных, все более гибких и высоко-дифференцированных, тонко  различающихся между собой рече-произносительных движений, а также точности слухового  анализа звуков речи было тесно связано с дальнейшим развитием коры больших полушарий головного мозга, с усложнением всего ее строения, всей ее деятельности.

       Литература 

       
  1. Запорожец А. В. Избранные психологические  труды: В 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинчепко. — М.: Педагогика, 1986.
  2. Лурия А. Р. Язык и мышление. — М., 1979.
  3. Леонтъев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983.
  4. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2 — М.: Педагогика, 1987.

Информация о работе Гипотеза возникновения речи