Гештальтпсихология

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:34, реферат

Описание работы

Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась исследованием ощущений, образный же аспект психической жизни, несмотря на все усилия, выскальзывал из рук, и это происходило потому, что не было теории, которая могла как-то объяснить полученные экспериментальные данные. Гештальтпсихология сформировалась во время господства идеалистической философии, что, естественно, отразилось на ее направленности.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ. 3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 5
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 12

Работа содержит 1 файл

Гештальтпсихология.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

Гештальтпсихология.

РЕФЕРАТ

Москва 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.ВВЕДЕНИЕ.

 

     Гештальтпсихология  берет свое начало в 20-х годах XXв. в Германии, когда в мире происходило бурное развитие науки в целом и множества направлений психологии, в частности. Создание Гештальтпсихологии связано с именами М.Вертгеймера (1880-1943), В.Келера (1887-1967), К.Коффки (1886-1941) и К.Левина (1890-1947), заложивших методологию этой школы, благодаря которым гештальт-подход проник в другие области психологии. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии, «Экспериментальные исследования видимого движения» была опубликована в 1912 году, однако окончательное оформление нового направления произошло уже после первой мировой войны. В отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), представители гештальтпсихологии акцентировали свое внимание на исследовании содержания психики, анализе познавательных процессов, структуры и динамики развития личности.

     Гештальтпсихология  в процессе изучения существенно  трансформировала прежнее понимание  структуры сознания и когнитивных процессов и трактовала поведение как нечто большее, чем связка рефлексов. Основой психики по этой теории определились не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Гештальтисты выдвинули идею о том, что познание связано с процессом трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как это отождествлялось с ростом и дифференциацией гештальтов.

     Среди достижений гештальтпсихологии следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма»; представление о «научении через инсайт»; новую концепцию мышления; представление о «продуктивном мышлении»; выявление феномена «прегнантности».

     Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась исследованием  ощущений, образный же аспект психической  жизни, несмотря на все усилия, выскальзывал из рук, и это происходило потому, что не было теории, которая могла как-то объяснить полученные экспериментальные данные. Гештальтпсихология сформировалась во время господства идеалистической философии, что, естественно, отразилось на ее направленности.

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 

     Слово гештальт означает «форма», «структура», «целостная конфигурация», т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части. Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части. 

     Как и у любого научного направления, у гештальтпсихологии были свои исторические предшественники. Отражение ее главного принципа, основанного на целостности  восприятия, можно найти ещё у  Платона и в работах немецкого  философа И.Канта. Но, ключевой фигурой, так сказать «камнем фундамента» школы гештальтпсихологии считают немецкого философа-идеалиста Ф.Брентано. Он развил учение о предметности сознания как родовом признаке психических феноменов, и стал основателем целой плеяды будущих основоположников гештальта. Его последователи и ученики К.Штумпф, Э.Гуссерль, Э.Геринг, Э.Мах, И.Мюллер и многие другие ученые немецкой школы, которые занимались психофизикой и памятью и пришли к мнению, что физиологическая реальность процессов в мозге и психическая (феноменальная), связаны друг с другом отношениями изоморфизма. 

     Например, Э. Гуссерль, из Геттингенского университета, стал автором идеи, согласно которой логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания, а феноменология должна абстрагироваться от всего, связанного с существованием человека, и изучать «чистые» сущности. Для этого интроспективный метод не годился, возникла необходимость его преобразования, в результате появился феноменологический метод.  

     Главное понятие гештальтпсихологии — понятие  комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Основу любого психического акта - восприятия, памяти и др. - составляет система бессознательных активных процессов и импульсивных тенденций, диспозиций, которые детерминируют его продукт. Оформляющая сила духа проявляется особенно в творческих деятельностях по созданию новых идей, форм, а также в играх детей. Исследования немецких психологов привлекли внимание Л. С. Выготского, который отмечал: «Мы обязаны лейпцигским исследователям установлением того замечательного факта, который показал, что вообще в начале развития мы не может констатировать достаточно дифференцированных отдельных психологических функций, а мы наблюдаем гораздо более сложные недифференцированные единства, из которых постепенно только путем развития и возникают отдельные функции, среди которых мы находим и восприятие. Дальнейшие исследования оказались совершенно не под силу лейпцигской школе с ее ложными методологическими взглядами. Лишь с совершенно иных методологических позиций становятся понятными факты дальнейшего развития восприятия».

     На  этой методологической базе, возникла школа гештальтпсихологии, представителями  которой стали М.Вертгеймер, В.Кёлер и К. Коффка, основавшие в 1921 г. журнал «Психологические исследования», Д. Катц и Е. Рубин и многие другие ученые. Их сотрудничество началось в 1910 году во Франкфурте-на-Майне в Психологическом институте, где М.Вертгеймер искал экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений.  

     Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода в противоположность элементаризму и механицизму старой, ассоциативной, и новой, бихевиористской, психологии. Как подчеркивал Вертгеймер, «...гештальттеория возникла из конкретных исследований...». Она не является теоретической спекуляцией, но выросла из конкретных потребностей изучения человека, она эмпирична в этом смысле. Вместе с тем на нее оказала влияние философия Канта, Маха, особенно феноменологическая философия Гуссерля. Гештальтпсихология была также ориентирована на - естествознание, особенно на физику. 

     Школа гештальтпсихологии начала свою родословную  от главного эксперимента Вертхеймера, так называемого, фи-феномена. В простейшем опыте со стробоскопом М.Вертгеймер опроверг господствующую в то время психологическую доктрину: в составе сознания обнаруживались целостные образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы. Тогда и был введен специальный термин - «фи-феномен». Было проведено много подобных опытов и всегда появлялся фи-феномен, причем не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как «динамическое целое». Это также опровергало существовавшую концепцию о сложении ощущений в целостную картину. Идеи Вертгеймера стали отправным пунктом для развития гештальттеории.  

     К.Левином в то же время была разработана теория психологического поля. Её суть заключалась в том, что поведение определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды. Что включает в себя и прошлый опыт человека, его убеждения и ценности, ожидания, желания и потребности, имеющиеся на данный момент, современный уклад жизни, определяемый его местом жительства, родственными отношениями и работой, и, наконец, ту непосредственную ситуацию, в которой он сейчас находится.  

     Гештальтпсихологами были проведены многие исследования и работы в области восприятия и памяти. Ученица В. Келлера Г. Фон Ресторф провела ряд опытов и вывела зависимость успешности запоминания от структуры материала.

     Работа  Келлера «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» объясняла психологический способ по типу физико-математического. Он считал, что посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология целостных и динамичных структур - гештальтов. Келлер представил воображаемую физиологию мозга в физико-химическом виде.

     Гештальтпсихологи считали, что принцип изоморфизма  поможет решить психофизическую  проблему, при этом сохранив за сознанием  самостоятельность и соответствие материальным структурам.  

     Изоморфизм  не решал главные вопросы психологии и следовал идеалистической традиции. Психические и физические явления представлялись ими по типу параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты считали, что, опираясь на особые законы гештальта, психология превратится в точную науку типа физики.

     Келлер, истолковывая интеллект как поведение, провел свои знаменитые опыты над шимпанзе. Он создавал ситуации, в которых обезьяна для достижения цели должна была найти обходные пути. Смысл был в том, каким способом она решала задачу, то ли это был слепой поиск решения путем проб и ошибок, то ли обезьяна достигала цели благодаря, внезапному «озарению», пониманию ситуации.

     Келлер  высказался за второе объяснение, это  явление было названо «инсайтом», дающее возможность подчеркнуть творческий характер мышления. Действительно эта гипотеза вскрыла ограниченность метода проб и ошибок, но указание на инсайт никак не объясняло механизм интеллекта. 

     Появилась новая экспериментальная практика изучения чувственных образов в  их целостности и динамике (К. Дункер, Н. Майер).

     Из  работ одного из представителей гештальтпсихологии Д.Катца «Построение мира цветов» и «Построение мира сознательных восприятий» ясно, что зрительный и осязательный опыт гораздо полнее, чем его изображение в психологических схемах, ограничивающихся простыми понятиями, т.е. образ нужно изучать как самостоятельный феномен, а не как эффект стимула.  

     Основным  свойством образа является его постоянство  при изменяющихся условиях восприятия. Чувственный образ остается постоянным при изменении условий, но постоянство разрушается, если объект воспринимается не в целостном зрительном поле, а изолированно от него.

     Датский психолог Е. Рубин изучал феномен  «фигуры и фона», говорил о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений. Так, например, на плоском рисунке фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется находящимся сзади.

     Различно  воспринимаются «двойственные изображения», где рисунок кажется то вазой, то, двумя профилями. Это явление назвали персептивной реструктуризацией, т.е. реструктуризацией восприятия. Согласно теории гештальта, мы воспринимаем предмет как связное целое. При описывании испытуемым своего восприятия какого-нибудь явления, были разработаны гештальт-принципы, а именно: принципы сходства, близости, оптимального продолжения и замыкания. Фигура и фон, константность - это, в самом деле, основные феномены в области чувственного познания. Гештальтисты открыли в экспериментах феномены, но нужно было еще и объяснить их. 

     Направление гештальтпсихологии в Германии просуществовало до середины 30-х годов (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее развитие школами в других странах. Например, М.Вертгеймер иммигрировал в США в1933г. Где произвел сильное впечатление на молодого американского психолога А.Маслоу, который был восхищен сильной личностью ученого. Именно благодаря наблюдениям за Вертгеймером и другими людьми А.Маслоу впоследствии разработал свою собственную концепцию самоактуализации и способствовал созданию гуманистической школы в психологии.

     Теоретическая основа гештальтпсихологии была применена  на практике психотерапии в 40-е годы ХХ века. Основателем её стал известный  психоаналитик-практик - Ф.Перлз, которого не устраивали некоторые положения психоанализа. И создавая собственную систему психотерапии, Ф.Перлз внес большой вклад в развитие гештальтпсихологии. 

     Для объяснения человеческого поведения  Ф.Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Ф.Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Гештальтпсихология заложила новые подходы к решению разнообразных проблем – от творческого мышления до активности личности. Исследования психики дали возможность понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально новые экспериментальные методики. В то же время, не все, описанные в трудах гештальтпсихологов результаты, одинаково значимы для современной науки, иногда более интересны их эксперименты и открытые ими факты, чем их интерпретация, особенно при изучении проблемы изоморфизма или роли феноменологической редукции.  

Информация о работе Гештальтпсихология