Гештальтпсихология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt - образ, структура, форма), направление в европейской (преимущественно немецкой) психологии 1-й половины 20 века, выдвинувшее принцип целостности в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Главные представители - М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка провели исследования в области восприятия, объясняя целостный характер восприятия не целостностью воспринимаемых предметов, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию.

Работа содержит 1 файл

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

    Идеи  гештальтизма существенно повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов. К этому периоду главные представители гештальтистского направления, спасаясь от нацизма, иммигрировали в Соединенные Штаты Америки и устроились в различных университетах и научных центрах. Это было внешним обстоятельством, обусловившим окончательный распад школы. Но имелись и внутренние причины.

    Главная объяснительная схема гештальтистов  оказалась квазидетерминистской, лишь по видимости напоминающей принципы естественных наук, близостью к которым своих построений гештальтисты особенно гордились. Аналогия с физикой ничуть не расширяла возможности причинного объяснения психических явлений. И когда впоследствии физик Р.Оппенгеймер, выступая на собрании Американской психологической ассоциации, сказал, что науке известна физическая теория поля, но с термином "психологическое поле" он никакой идеи соединить не может, в зале раздались смех и аплодисменты. Касаясь аналогий в науке, Оппенгеймер сказал: "То, что сделали псевдоньютонианцы с социологией, просто смехотворно. Это же относится к объяснению психических явлений в механических понятиях. Когда я слышу, как слово "поле" употребляется и в физике, и в психологии, я испытываю нервозность, которую полностью объяснить не могу".

    Что касается физических структур и полей, то они действительно не имеют  другого основания, кроме физического. К сознанию такой подход неприменим. Сознание не является самостоятельным  миром, и его динамика не может быть

    научно  объяснена из него самого.

    Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз. В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности, преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт - терапия», изданная в 1951 г.  
    Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как  концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма  и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты.  

    Фритц Перлз был врачем и разрабатывал свой метод прежде всего для нужд лечения неврозов и других болезненных  нарушений, однако еще при его  жизни гештальттерапия вышла за рамки сугубо медицинской практики (хотя с успехом применяется там и поныне). Гештальттерапия является универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем.

    Вот некоторые области применения современной гештальттерапии:  

    - клиническая психотерапия;

    -семейная  терапия; 

    -тренинги  для людей, стремящихся к личностному  росту и улучшению коммуникации;

     

    -тренинги  для представителей различных  профессиональных групп (например,

    педагогов, менеджеров);

    -гештальт-педагогика;

    -консультирование  организаций.  

    Цель  гештальт-подхода – постоянное расширение опыта сознавания и посредством  этого достижение все большей  целостности, более высокого уровня психологического и физического  здоровья.

         Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи „критического реализма“ и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.

      В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, „поле“, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.

    Для экспериментального исследования этого  поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать  гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптикогеометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был утвержден закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как „фактор близости“, „фактор сходства“, „фактор хорошего продолжения“, „фактор общей судьбы“.

      В области психологии мышления  гештальтпсихологии разработали метод экспериментального исследования мышления — метод „рассуждения вслух“ и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М. Вертгеймер, К. Дункер). При этом возникновение того или иного решения в „продуктивном мышлении“ животных и человека трактовалось как результат образования „хороших гештальтов“ в психологическом поле. В 20–х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения „личностного измерения“. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм.

       Гештальтпсихология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список литературы:  

  1. Анциферова  Л. И., Ярошевский М. Г. «Развитие и современное состояние зарубежной психологии». М., 1994г.
  2. «Вопросы психологии» Введение в психологию, журнал №3 , 1993 г.
  3. «История зарубежной психологии». Тексты. М., 1986г.
  4. Коффка К. «Основы психического развития». М.-Л., 1984г.
  5. Петровский А. В. «Вопросы теории и истории психологии». М., 1984г.
  6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «История и теория психологии», том 1. Р-Д, 1996г.
  7. «Психологический словарь» под редакцией Петровского А.В. М. 1990г.
  8. Ярошевский М.Г. «История психологии от античности до середины 20 века».М. 1996 г.

Информация о работе Гештальтпсихология