Гештальтпсихология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt - образ, структура, форма), направление в европейской (преимущественно немецкой) психологии 1-й половины 20 века, выдвинувшее принцип целостности в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Главные представители - М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка провели исследования в области восприятия, объясняя целостный характер восприятия не целостностью воспринимаемых предметов, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию.

Работа содержит 1 файл

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

    ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt - образ, структура, форма), направление в европейской (преимущественно  немецкой) психологии 1-й половины 20 века, выдвинувшее принцип целостности в качестве основы при исследовании      сложных   психических    явлений.   Главные представители -

    М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка провели  исследования в области восприятия, объясняя целостный характер восприятия не целостностью воспринимаемых предметов, а самодвижением психических  структур к уравновешенному состоянию. Принципы гештальтпсихологии были перенесены затем на изучение мышления, а также личности (К. Левин). Представители гельштальтпсихологии применили свои принципы к объяснению развития психики, в том числе и в детском возрасте, утверждая, что оно подчинено общим стабильным законам построения и преобразования восприятия, памяти и мышления. Вместе с тем была вскрыта несостоятельность объяснения детского интеллекта законами ассоциаций и формальной логики, показана важность его включения в проблемные ситуации. Исследования представителей гештальтпсихологов обогатили психологию новыми фактами, способствовали утверждению системного подхода к психическим процессам.

    Основные  идеи гештальтпсихологии:

  1. Предмет изучения психологии – сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.
  2. Сознание есть динамическое целое, «поле», каждая точка которого воздействует со всеми остальными.
  3. Единицей анализа этого поля (т.е. сознания) выступает гештальт – целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.
  4. Метод исследования гештальтов – непредвзятое, объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.
  5. Восприятие не может происходить без ощущений, т.к. последнее есть фикция, т.е. не существует реально.
  6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности:
  • Апперцепцию (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего

           содержания психической деятельности человека);

  • Взаимодействие фигуры и фона (любое зрительное поле делится на фигуру, отличающуюся яркостью и четкостью, и именно ее мы воспринимаем как основное содержание поля, и фон, который не столь ярок, но именно благодаря фону фигура и воспринимается с такой четкостью);
  • Целостность и структурность восприятия, т.е. человек воспринимает предметы в видимом поле не по отдельности, а вместе как единое целое.
  1. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а есть процесс решения задачи. Прошлый опыт не имеет никакого значения для решения поставленной задачи. 

    Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Ф.Перлз – к психотерапии, Э.Маслоу – к теории личности. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.

    История гештальтпсихологии берет начало в  Германии в 1912, когда М.Вертгеймер исследовал «фи-феномен». К Максу Вертгеймеру (1880-1943),  вскоре присоединились Вольфганг Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они и стали ядром новой научной школы, выступившей под названием гештальтпсихологии. Встретились они  в 1910 году во Франкфурте-на-Майне в Психологическом институте, где Вертгеймер искал экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований.

    Схема опытов Вертгеймера была проста. Вот  один из вариантов. Через две щели – вертикальную и отклоненную от нее на 20-30 градусов – пропускался с различными интервалами свет. При интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд – одновременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Вертгеймер назвал это восприятие фи-феноменом -  иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Такой эффект «движущейся картинки» создает, например, последовательное включение–выключение неоновых или электрических ламп в обрамлении неподвижной рамки. Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. Он ввел специальный термин, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость (вопреки общепринятому в ту эпоху мнению) к сумме ощущений от раздражения сперва одних пунктов сетчатки, а затем других. Сам по себе результат опытов был прост. Вертгеймер использовал давно уже изобретенный стробоскоп, позволяющий при вращении с известной скоростью отдельных дискретных изображений создать видимость движения – принцип, приведший к созданию кинопроектора. Вертгеймер видел смысл своих опытов в том, что они опровергали господствующую психологическую теорию: в составе сознания обнаруживались целостные образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы.

    Ставя опыты, будущие гештальтисты ощущали  как сверх задачу необходимость  преобразования психологии. Они занялись этой наукой, будучи воодушевлены ее экспериментальными достижениями. Они и сами прошли хорошую экспериментальную школу. И вместе с тем они испытывали неудовлетворенность ситуацией в психологии. Причина их неудовлетворенности была в том, что высшие психические процессы оставались вне точного экспериментального анализа, который ограничивался сенсорными элементами и принципом ассоциаций. Хотя Вертгеймер получил в 1904 году (в самый разгар споров о внеобразном мышлении) докторскую степень в Вюрцбурге, где изучал именно эти высшие процессы, тем не менее, пути к новой психологии как "науке о реальных человеческих существах" не нашел. Значит, верны подозрения, что стерильность психологических исследований коренится в ложности их исходных посылок. Тогда нет нужды идти экспериментальной психологии "вверх" – к актам мышления и воли. Следует пересмотреть ее основания, начиная от трактовки простейших чувственных феноменов. Одним из них и оказался открытый Вертгеймером целостный фи-феномен. Результаты его изучения были изложены в статье "Экспериментальные исследования видимого движения" (1912). От этой статьи принято вести родословную гештальтизма. Его главный постулат гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Мысль о том, что целое больше образующих его частей, была очень древней. Чтобы объяснить характер ее влияния на психологию, следует затронуть общий исторический фон, в пределах которого складывалась новая школа. Прежде всего, заслуживает внимания факт одновременного возникновения гештальтизма и бихевиоризма. Вертгеймер и Уотсон выступили с идеей реформы психологии одновременно в условиях нараставшей неудовлетворенности господствовавшими воззрениями на предмет, проблемы, объяснительные принципы психологии. Остро чувствовалась необходимость ее обновления. Как известно, в движении научного познания имеются как эволюционные периоды, так и периоды крутой ломки общепринятых представлений. Продуктом коренных сдвигов в психологическом познании явились и бихевиоризм, и гештальтизм. Их одновременное появление – показатель того, что они возникли как различные варианты ответа на запросы логики развития психологических идей. И действительно, оба направления были реакцией на сложившиеся научные стереотипы и протестом против них. Эти стереотипы выражали школы – структурная и функциональная.

    Бихевиоризм выступил не только против структурализма, представленного в США, но также против функционализма Джемса - Энджелла. Оценивая гештальтизм, историки обычно подчеркивают, что для него главной мишенью служил структурализм с его трактовкой сознания как сооружения из "кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)". Однако при более пристальном рассмотрении выясняется, что гештальтисты с не меньшей решительностью отвергли и функционализм.

    Гештальтисты сделали следующий шаг сравнительно с функционалистами, а

    именно  отказались от дополнительных элементов (или актов), которые извне упорядочивают  сенсорный состав сознания, придавая ему структуру, форму, гештальт, и  утвердили постулат о том, что  структурность изначально присуща  самому этому составу.

    Сведения  об идейной генеалогии школы (и ее отдельных приверженцев) проливают свет на ее функцию в прогрессе познания. Гештальтисты были преемниками европейского функционализма (Вертгеймер вышел из вюрцбургской школы, проделавшей эволюцию от концепции "содержаний сознания" к концепции "актов"; Коффка и Келер обучались психологии у функционалиста Штумпфа), подобно тому, как бихевиористы являлись преемниками американского функционализма (учителем Уотсона был Энджелл).

    Преодоление антиномии механицизм – телеологизм  стало исторической задачей, решить которую были призваны новые психологические школы – бихевиористская и гештальтистская. Это их роднило, это объясняет факт их одновременного зарождения. Другой вопрос – как они с ней справились. Их разделяло отношение к проблеме сознания.

    Бихевиористы  считали ее псевдопроблемой – сознание устранялось из психологии, из научных объяснений поведения.

    Гештальтисты, напротив, усматривали главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности. Гештальтистская критика "атомизма" в психологии являлась предпосылкой переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур, или целостностей. Достичь этой цели без самонаблюдения было невозможно. Но и два прежних варианта интроспективного метода пришлось отвергнуть (вундтовский, требовавший от испытуемого отчета об элементах "непосредственного опыта", и метод членения сознания на "фракции", выработанный вюрцбургской школой).

    Гештальтисты  приняли третий вариант интроспективного метода, получивший название феноменологического. В поисках путей проникновения в реальность душевной жизни во всей ее полноте и непосредственности предлагалось занять позицию "наивного" наблюдателя, не отягченного предвзятыми представлениями

    об  ее строении.

    И бихевиористы, и гештальтисты надеялись  создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов  моделью служила биология, для  гештальтистов – физика. Понятие  о гештальте не считалось, таким  образом, уникально-психологическим, приложимым лишь к области сознания. Оно было предвестником общего системного подхода ко всем явлениям бытия. Зарождался новый взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины и цели. Многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития ребенка, так как в исследовании развития психических функций видели доказательства правильности своей теории.

    Ведущим психическим процессом, который  фактически определяет уровень развития психики ребенка, с точки зрения гештальтистов, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали эти ученые, зависит его поведение и понимание ситуаций.

    Сам процесс психического развития, с точки зрения гештальтпсихологии, делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Один из основоположников этого направления Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее, обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, процесс созревания не ускоряет обучение.

    Доказательства  этого подхода к развитию психики  гештальтисты искали как в исследовании формирования познавательных процессов (восприятия, мышления), так и в  развитии личности ребенка. Изучая процесс восприятия, они утверждали, что основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляется константность и правильность восприятия, а также его осмысленность.

    Исследования  развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории

    Коффки, показали, что у ребенка имеется  набор смутных и не очень адекватных

Информация о работе Гештальтпсихология