Гениальность и помешательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:19, реферат

Описание работы

Гениальность -- эта единственная державная власть, принадлежащая человеку, пред которой не краснея можно преклонить колена, даже ее многие психиатры поставили на одном уровне с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видят только одну из тератологических (уродливых) форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия.

Работа содержит 1 файл

Гениальность.docx

— 37.60 Кб (Скачать)

Из  этой таблицы  мы видим, что для  художественного  творчества наиболее

благоприятным месяцем  оказывается май, за ним  следуют  сентябрь  и  апрель,

тогда как  наименее  производительными  месяцами  были  февраль,  октябрь  и

декабрь.  То  же  самое  заметно  отчасти  и  по отношению к астрономическим

открытиям, только для последних  преобладающее значение имеют апрель и июль.

Открытия  в  точных  науках,  как  наибольшее  число  эстетических работ,  а

вследствие того и общее число всех  произведений, преобладают точно так же в

мае, апреле  и сентябре, т.е. в течение не особенно жарких месяцев,  когда

барометрические  колебания  более  часты  сравнительно  с  самыми  жаркими и

холодными месяцами. 
 
 
 

    IV. ВЛИЯНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ  ЯВЛЕНИЙ НА РОЖДЕНИЕ  ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ 
     

     Убедившись  в громадном влиянии метеорологических  явлений  на творческую

деятельность гениальных  людей, мы легко поймем, что и на рождение их климат

и строение почвы  должны также оказывать могущественное действие.

     Несомненно, что  раса  (например, в  латинской и греческой  расе больше

великих людей, чем  в других), политические движения,  свобода мысли и слова,

богатство  страны,  наконец,   близость  литературных  центров  --  все  это

оказывает большое  влияние  на  появление гениальных  людей,  но  несомненно

также, что не меньшее  значение имеют в этом отношении  температура и климат.

Уже издавна  замечено  было как простонародьем,  так  и  учеными, что в

гористых странах с теплым  климатом особенно много бывает гениальных людей.

Народная  тосканская поговорка  гласит:  "У  горцев  ноги толстые,  а  мозги

нежные".

Во всех  низменных  странах,  как, например,  в  Бельгии  и Голландии, а

также  в окруженных слишком высокими горами местностях, где вследствие этого

развиваются местные  болезни -- зоб и кретинизм, как, например, в Швейцарии и

Савойе, --  гениальные люди чрезвычайно редки,  но  еще  меньше бывает их  в

странах сырых и болотистых.

Переходя затем  от  общих к более частным примерам,  мы  убедимся, что

Флоренция, где  климат очень мягок,  а почва  чрезвычайно  холмиста, доставила

Италии  самую  блестящую  плеяду  великих  людей. Данте, Джотто,  Макиавелли,

Люлли, Леонардо, Брунеллески, Гвиччардини, Челлини,  Беато Анджелико, Андрея

дель Сарто,  Николини,  Каппони, Веспуччи,  Вивиани,  Боккаччо,  Алъберти  и

Донати -- вот главные имена, которыми имеет право гордиться этот город

Громадное значение климата и почвы сказывается  не только по отношению к

выдающимся  артистам  во всех  родах  искусства,  но даже  и  по отношению к

наименее  знаменитым  из них. Я убедился  в этом,  составив  при  содействии

почтенного профессора Кунье карту Италии с указанием распространения в ней

живописцев,  скульпторов  и музыкантов за два  последних  столетия, причем  с

удивительной  правильностью  выразилось  преобладающее  число  художников  в

гористых,  жарких  провинциях Средней Италии, каковы Флоренция и Болонья, и

приморских -- Венеция, Неаполь, Генуя.

     Косвенное   влияние  окружающей  природы   на  рождение  гениальных людей

представляет некоторую  аналогию с влиянием ее на развитие умопомешательства.

     Общеизвестный   факт,  что  в  гористых  странах жители более подвержены

сумасшествию,  чем   в   низменных,   подтвержден   вполне   психиатрической

статистикой. Кроме  того, новейшие наблюдения доказывают,  что  эпидемическое

безумие  встречается  гораздо  чаще  в  горах,  чем  в  долинах.  
 
 
 
 
 
 

    V. ВЛИЯНИЕ РАСЫ И  НАСЛЕДСТВЕННОСТИ  НА ГЕНИАЛЬНОСТЬ  И ПОМЕШАТЕЛЬСТВО 
     

     Аналогичность   влияния  атмосферных явлений  на те-ниальных людей и на

помешанных будет  еще заметнее, если мы рассмотрим ее вместе с влиянием расы.

Прекрасный пример в этом отношении представляют нам  евреи.

В своих  монографиях "Uomo  bianco  e l'uomo di  colore" и "Pensiero e

Météore"  я уже указал  на тот факт,  что вследствие  испытанных

евреями  в  средние  века  жестоких преследований (результатом  чего  явились

истребления слабых  индивидов, т.е. своего  рода подбор), а также вследствие

умеренного климата  европейские  евреи достигли  такой  сте-пени  умственного

развития, что, пожалуй, даже опередили арийское племя, тогда  как в  Африке и

на Востоке они  остались  на  том  же низком уровне культуры, как и остальные

семиты. Кроме того, статистические  данные показывают, что среди евреев даже

более  распространено общее образование,  чем  среди  других наций*, что они

занимают  выдающееся положение  не  только в торговле, но и во многих других

родах  деятельности, например  в музыке, журналистике,  литературе, особенно

сатирической и  юмористической,  и  в  некоторых  отраслях медицины.  Так, в

музыке  евреям  принадлежат  такие  гении, как  Мейербер,  Галеви,  Гузиков,

Мендельсон и  Оффенбах; в юмористической литературе: Гейне, Сафир,  Камерини,

Ревере,  Калисс,   Якобсон,   Юнг,  Вейль,  Фор-тис  и Гозлан;  в   изящной

словесности:  Ауэрбах,  Комперт  и Агиляр;  в лингвистике:  Асколи,  Мунк,

Фиорентино, Луцца-то и др.;  в медицине: Валентин, Герман, Гайденгайн, Шиф

Тарге в своей книге "О наследственности алкоголизма" приводит несколько

подобных  случаев.  Так,  он  рассказы-вает,  что четыре  брата Дюфе  были

подвержены  несчастной  страсти  к   вину,   очевидно   вследствие   влияния

наследственности; старший из них бросился в воду и утонул, второй повесился,

третий перерезал  себе горло и четвертый бросился вниз с третьего этажа. 

     Эти  примеры доказывают,  что  в  алкоголизме легко  возможен  атавизм  --

скачок назад  через одно поколение, так что  дети пьяниц остаются здоровыми, а

болезнь отражается на внуках.

Иногда у людей, находящихся, по-видимому, в здравом  уме, помешательство

проявляется отдельными чудовищными, безумными поступками.

     Так,  один судья, немец, выстрелом  из револьвера  убил свою долгое время

хворавшую жену и  уверял  потом, что поступил  так  из  любви  к  ней,  желая

избавить  ее  от  страданий,  причиняемых болезнью: он был убежден,  что  не

сделал  ничего  дурного,  и  пытался  покончить  таким же  образом  со  своей

матерью, когда  она заболела. Эксперты  долгое  время  колебались, считать ли

этого человека душевнобольным, и пришли к заключению о его  умопомешательстве

на основании  того, что дед и отец у него были пьяницы.

     Не  только пьянство запоем, но вообще  употребление  спиртных  напитков

приводит  к  ужасным последствиям...  Флеминг  и Демол доказали, что не одни

пьяницы  передают своим детям наклонность к помешательству и преступлениям,

но что даже совершенно трезвые  мужчины, находившиеся в момент  совокупления

под  влиянием  винных  паров, порождали  детей -- эпилептиков,  паралитиков,

помешанных,  идиотов  и главным образом микроцефалов или слабоумных, весьма

легко терявших рассудок.

     Таким  образом, какая-нибудь  лишняя  рюмка вина может сделаться  причиною

величайших бедствий для многих поколений.

     Какая  же  тут  возможна  аналогия  в  сравнении  с редкой и почти всегда

неполной передачей  гениальных способностей даже ближайшему потомству?

     Правда,  роковое  сходство между   сумасшествием и гениальностью  в  этом

случае менее заметно, но  зато именно закон наследственности  обнаруживает

тесную связь  между ними в  том факте, что  у многих помешанных  родственники

обладают гениальными  способностями  и что у громадного большинства даровитых

людей дети и  родные бывают эпилептиками, идиотами,  маньяками и наоборот. 
 
 

    VI. ГЕНИАЛЬНЫЕ ЛЮДИ, СТРАДАВШИЕ УМОПОМЕШАТЕЛЬСТВОМ:

Приведенные  здесь  примеры  аналогичности сумасшествия с гениальностью

если и не  могут служить доказательством  полного сходства их между собою, то

по крайней  мере  убеждают  нас в том,  что первое не  исключает присутствия

второй в  одном  и том  же субъекте, и  объясняют  нам, почему  это  является

возможным.

     В  самом деле, не говоря уже   о многих гениях, страдавших галлюцинациями

более  или  менее  продолжительное время, как Андраль, Челлини, Гете,  Гоббс,

Грасси, или потерявших рассудок в конце своей славной жизни, как, например,

Вико  и другие,  немалое  число  гениальных  людей  было в  то  же  время  и

мономаньяками  или всю жизнь находились  под влиянием  галлюцинаций.  Вот

несколько примеров такого совпадения.

     Мотанус   (Motanus),   всегда   жаждавший   уединения и   отличавшийся

странностями,  кончил  тем, что считал себя превратившимся в ячменное зерно,

вследствие чего не хотел выходить на улицу из  боязни, чтобы его не склевали

птицы.

     Друг  Люлли постоянно говорил о нем в его оправдание: "Не обращайте на

него внимания, он обладает здравым смыслом, он всецело -- гений".

     Гаррингтон  воображал, что мысли вылетают у него изо рта в виде пчел и

птиц, и прятался в беседку с метлой в руке, чтобы  разгонять их.

     Галлер,  считая себя  гонимым  людьми  и проклятым от  Бога  за  свою

порочность, а также  за свои еретические  сочинения,  испытывал такой ужасный

страх, что мог  избавляться от него только громадными приемами опия и беседой

со священниками.

     Ампер  сжег свой трактат о  "Будущности  химии" на том  основании,  что он

написан по внушению сатаны.

     Мендельсон  страдал меланхолией.  Латре в старости со-шел с ума. Великий

голландский живописец  Ван Гог думал, что он одержим бесом.

Моцарт был убежден, что итальянцы собираются отравить его. Мольер часто

страдал припадками сильной  меланхолии.  Россини  (двоюродный брат которого,

идиот,  страстно любящий музыку, жив еще и до сих пор) сделался в 1848 году

настоящим липеманьяком вследствие огорчения от невыгодной  для себя покупки

дворца.  Он вообразил, что теперь  его ожидает нищета, что ему даже придется

просить  милостыню  и  что  умственные  способности  оставили  его;  в  этом

состоянии он не только  утратил способность писать музыкальные произведения,

но  даже  не мог  слышать  разговоров  о  музыке.  Однако  успешное  лечение

Информация о работе Гениальность и помешательство