Гениальность и помешательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:19, реферат

Описание работы

Гениальность -- эта единственная державная власть, принадлежащая человеку, пред которой не краснея можно преклонить колена, даже ее многие психиатры поставили на одном уровне с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видят только одну из тератологических (уродливых) форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия.

Работа содержит 1 файл

Гениальность.docx

— 37.60 Кб (Скачать)

Гениальность --  эта  единственная державная власть,

принадлежащая человеку, пред которой не краснея можно преклонить колена,  даже  ее  многие  психиатры поставили на  одном уровне  с наклонностью  к преступлениям,  даже  в  ней  они  видят  только  одну  из  тератологических (уродливых) форм человеческого ума, одну  из разновидностей  сумасшествия.

  Он же говорит  в другом месте: "Замечено, что  знаменитые поэты, политики

и художники были частью меланхолики  и помешанные, частью -- мизантропы, как

Беллерофонт.  Даже  и в настоящее время мы  видим то же самое в Сократе,

Эмпедокле,  Платоне и других, и всего сильнее в поэтах. Люди с холодной,

изобильной кровью (букв. желчь) бывают робки и ограниченны, а люди с горячей

кровью -- -подвижны, остроумны и болтливы".

     Платон  утверждает, что  "бред  совсем  не  есть  болезнь, а,  напротив,

величайшее  из  благ, даруемых нам богами;

II. СХОДСТВО ГЕНИАЛЬНЫХ  ЛЮДЕЙ С ПОМЕШАННЫМИ  В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ  ОТНОШЕНИИ

Многие из великих  мыслителей подвержены, подобно помешанным, судорожным

сокращениям  мускулов и отличаются резкими, так называемыми  "хореическими",

телодвижениями.

Бледность  всегда  считалась принадлежностью и  даже, украшением великих

людей. Кроме того,  мыслителям наравне с помешанными  свойственны: постоянное

переполнение  мозга кровью (гиперемия),  сильный  жар в  голове и охлаждение

конечностей, склонность к острым болезням мозга  и слабая чувствительность к

голоду и холоду.

О гениальных людях, точно  так  же, как и о сумасшедших, можно сказать,

что они всю  жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям

семьянина  и   члена  общества.  Микеланджело  постоянно  твердил,  что  его

искусство заменяет ему жену.

Нередки  случаи,  когда вследствие  тех же  причин, которые  так  часто

вызывают сумасшествие, т.е. вследствие болезней  и повреждений  головы, самые

обыкновенные  люди  превращаются  в   гениальных.

Покойный  митрополит  Московский  Макарий,  отличавшийся  замечательно

светлым  умом, был до того болезненным и тупым  ребенком,  что совершенно не

мог  учиться. Но в семинарии кто-то из товарищей,  во время игры, прошиб ему

голову  камнем, и после того  способности  Макария сделались блестящими,  а

здоровье совершенно поправилось.

Биша  и фон дер  Кольк  заметили,  что у людей с искривленной шеей ум

бывает  живее,  чем у  людей  обыкновенных.  У  Конолли  был один  больной,

умственные способности  которого возбуждались во время операций  над ним,  и

несколько таких  больных,  которые проявляли  особенную  даровитость в  первые

периоды  чахотки  и подагры.  Всем  известно, каким  остроумием  и  хитростью

отличаются горбатые; Рокитанский пытался даже  объяснить это тем, что у них

аорта, дав сосуды, идущие к голове, делает  изгиб,  вследствие чего является

расширение объема сердца и увеличение артериального  давления в черепе.

     Этой  зависимостью  гения  от патологических  изменений  отчасти  можно

объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению  с талантом, в том

отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно

неожиданно.

Те  из гениальных людей, которые  наблюдали за собою, говорят, что  под

влиянием   вдохновения    они    испытывают   какое-то   невыразимо-приятное

лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в  их уме и

брызжут сами собою, точно искры из горящей головни.

Моцарт  сознавался,  что  музыкальные  идеи являются  у  него невольно,

подобно сновидениям, а Гофман часто говорил своим  друзьям: "Я работаю, сидя

за фортепьяно с закрытыми глазами,  и  воспроизвожу то, что подсказывает мне

кто-то со стороны".

Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так  сказать,

уже полученными  впечатлениями и в высшей степени  чувствительной организацией

субъекта, родятся  внезапно и развиваются настолько  же бессознательно, как  и

необдуманные поступки  помешанных. Этой  же  бессознательностью  объясняется

непоколебимость  убеждений  в людях,  усвоивших  себе  фанатически  известные

убеждения.  Но  как   только  прошел  момент  экстаза,   возбуждения,  гений

превращается  в  обыкновенного  человека  или  падает  еще   ниже,  так  как

отсутствие  равномерности  (равновесия) есть  один  из признаков  гениальной

натуры.

сли  мы обратимся теперь к решению вопроса  -- в  чем именно  состоит

физиологическое  отличие  гениального  человека  от  обыкновенного,  то,  на

основании автобиографий и наблюдений,  найдем,  что по  большей части вся

разница  между   ними   заключается  в   утонченной   и   почти болезненной

впечатлительности  первого. Дикарь или  идиот малочувствительны к физическим

страданиям,  страсти  их  немногочисленны,  из ощущений же воспринимаются ими

лишь  те,  которые  непосредственно  касаются  их  в  смысле  удовлетворения

жизненных   потребностей.   По   мере   развития   умственных   способностей

впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях,

являясь  источником  их  страданий  и  славы.  Эти  избранные  натуры  более

чувствительны  в количественном  и   качественном  отношении,  чем простые

смертные,  а  воспринимаемые  ими  впечатления  отличаются  глубиною,  долго

остаются  в  памяти и  комбинируются  различным  образом.  Мелочи,  случайные

обстоятельства,  подробности, незаметные для обыкновенного  человека, глубоко

западают им в  душу и перерабатываются на  тысячу  ладов, чтобы воспроизвести

то,  что обыкновенно  называют  творчеством,  хотя  это  только  бинарные  и

кватернарные комбинации ощущений.

Болезненная  впечатлительность  порождает также и непомерное  тщеславие,

которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще  ученые, начиная с

древнейших  времен;  в  этом  отношении  те  и  другие  представляют большое

сходство с мономаньяками, страдающими горделивым помешательством.

     "Человек --  самое тщеславное из животных, а поэты  -- самые тщеславные

из  людей", -- писал  Гейне, подразумевая, конечно, и самого себя.

Гений обладает способностью  угадывать то, что ему не  вполне известно:

например,  Гете подробно описал Италию, еще не видавши ее. Именно вследствие

такой прозорливости, возвышающейся над  общим уровнем, и благодаря тому, что

гений,  поглощенный   высшими   соображениями,   отличается   от   толпы   в

сверхпоступках  или даже,  подобно   сумасшедшим (но  в противоположность

талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, -- гениальные

натуры  встречают  презрение со  стороны  большинства,  которое,  не замечая

промежуточных пунктов  в их творчестве, видит только разноречие сделанных ими

выводов  с общепризнанными и странности в их  поведении.

Есть страны,  где  уровень образования  очень  низок и  где  поэтому с

презрением относятся  не только к гениальным, но даже к  талантливым людям. В

Италии   есть   два   университетских  города,  из   которых   всевозможными

преследованиями  заставили  удалиться людей, составлявших единственную славу

этих  городов.  Но  оригинальность, хотя  почти  всегда  бесцельная, нередко

замечается  также  в  поступках  людей  помешанных,  в  особенности  же в  их

сочинениях,  которые только  вследствие  этого   получают   иногда  оттенок

гениальности

III. ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ  ЯВЛЕНИЙ НА ГЕНИАЛЬНЫХ  ЛЮДЕЙ И НА ПОМЕШАННЫХ

  На  основании   целого   ряда  тщательных  наблюдений,   производившихся

непрерывно  в  продолжение трех лет в моей  клинике, я вполне  убедился, что

психическое состояние  помешанных изменяется под влиянием колебаний барометра

и  термометра.  Так,  при  повышении  температуры  до  25°,  30°  и  32°,  в

особенности если  оно  происходит  сразу,  число  маниакальных  припадков  у

сумасшедших увеличи-валось с 29 до 50; точно так же в те дни, когда барометр

начинал  резко  колебаться  и показывал максимум  повышения, число припадков

быстро  увеличивалось  с  34  до 46.  Изучение 23 602  случаев  сумасшествия

доказало  мне,   что  развитие  умопомешательства  совпадает  обыкновенно  с

повышением температуры  весною и летом и  даже идет параллельно  ему, но так,

что  весенняя жара, вследствие контраста после зимнего  холода, действует еще

сильнее  летней,  тогда как сравнительно  ровная теплота августовских дней

оказывает менее  губительное влияние. В  следующие  же  затем  более холодные

месяцы замечается минимум новых заболеваний.

аполеон,  сказавший,   что   "человек есть   продукт   физических   и

нравственных условий", не мог выносить самого легкого ветра  и  до того любил

тепло, что приказывал топить у себя  в комнате даже в июле месяце.

Вообще   самые   разнообразные   произведения   гениальных   людей   --

литературные (эстетические), поэтические, музыкальные, скульптурные, а также

научные открытия, время создания  которых  нам  удалось  узнать  с точностью,

можно подвести под своего рода хронологию, составив из них как бы календарь

духовного  мира,  как   это  видно  из  следующей  таблицы:  

Месяцы Произведения  по части изящных искусств и литературы Открытия  в области в астрономии Изобретения области  физики, химии и математики Сумма
Январь  101 37 - 138
Февраль 82 21 1 104
Март  103 45 4 151
Апрель  134 52 5 191
Май 149 35 9 193
Июнь  125 24 4 153
Июль  105 52 5 162
Август  113 42 - 155
Сентябрь  138 47 5 190
Октябрь 83 45 4 132
Ноябрь  103 42 5 150
Декабрь 86 27 2 114

Информация о работе Гениальность и помешательство