Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:19, реферат
Гениальность -- эта единственная державная власть, принадлежащая человеку, пред которой не краснея можно преклонить колена, даже ее многие психиатры поставили на одном уровне с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видят только одну из тератологических (уродливых) форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия.
Гениальность -- эта единственная державная власть,
принадлежащая человеку, пред которой не краснея можно преклонить колена, даже ее многие психиатры поставили на одном уровне с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видят только одну из тератологических (уродливых) форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия.
Он же говорит в другом месте: "Замечено, что знаменитые поэты, политики
и художники были частью меланхолики и помешанные, частью -- мизантропы, как
Беллерофонт. Даже и в настоящее время мы видим то же самое в Сократе,
Эмпедокле, Платоне и других, и всего сильнее в поэтах. Люди с холодной,
изобильной кровью (букв. желчь) бывают робки и ограниченны, а люди с горячей
кровью -- -подвижны, остроумны и болтливы".
Платон утверждает, что "бред совсем не есть болезнь, а, напротив,
величайшее из благ, даруемых нам богами;
II. СХОДСТВО ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ С ПОМЕШАННЫМИ В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ
Многие из великих мыслителей подвержены, подобно помешанным, судорожным
сокращениям мускулов и отличаются резкими, так называемыми "хореическими",
телодвижениями.
Бледность всегда считалась принадлежностью и даже, украшением великих
людей. Кроме того, мыслителям наравне с помешанными свойственны: постоянное
переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение
конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к
голоду и холоду.
О гениальных людях, точно так же, как и о сумасшедших, можно сказать,
что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям
семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что его
искусство заменяет ему жену.
Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто
вызывают сумасшествие, т.е. вследствие болезней и повреждений головы, самые
обыкновенные люди превращаются в гениальных.
Покойный митрополит Московский Макарий, отличавшийся замечательно
светлым умом, был до того болезненным и тупым ребенком, что совершенно не
мог учиться. Но в семинарии кто-то из товарищей, во время игры, прошиб ему
голову камнем, и после того способности Макария сделались блестящими, а
здоровье совершенно поправилось.
Биша и фон дер Кольк заметили, что у людей с искривленной шеей ум
бывает живее, чем у людей обыкновенных. У Конолли был один больной,
умственные способности которого возбуждались во время операций над ним, и
несколько таких больных, которые проявляли особенную даровитость в первые
периоды чахотки и подагры. Всем известно, каким остроумием и хитростью
отличаются горбатые; Рокитанский пытался даже объяснить это тем, что у них
аорта, дав сосуды, идущие к голове, делает изгиб, вследствие чего является
расширение объема сердца и увеличение артериального давления в черепе.
Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно
объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом, в том
отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно
неожиданно.
Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под
влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо-приятное
лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и
брызжут сами собою, точно искры из горящей головни.
Моцарт сознавался, что музыкальные идеи являются у него невольно,
подобно сновидениям, а Гофман часто говорил своим друзьям: "Я работаю, сидя
за фортепьяно с закрытыми глазами, и воспроизвожу то, что подсказывает мне
кто-то со стороны".
Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать,
уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной организацией
субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и
необдуманные поступки помешанных. Этой же бессознательностью объясняется
непоколебимость убеждений в людях, усвоивших себе фанатически известные
убеждения. Но как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений
превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как
отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной
натуры.
сли мы обратимся теперь к решению вопроса -- в чем именно состоит
физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на
основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся
разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной
впечатлительности первого. Дикарь или идиот малочувствительны к физическим
страданиям, страсти их немногочисленны, из ощущений же воспринимаются ими
лишь те, которые непосредственно касаются их в смысле удовлетворения
жизненных потребностей. По мере развития умственных способностей
впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях,
являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более
чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые
смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго
остаются в памяти и комбинируются различным образом. Мелочи, случайные
обстоятельства, подробности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко
западают им в душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести
то, что обыкновенно называют творчеством, хотя это только бинарные и
кватернарные комбинации ощущений.
Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие,
которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с
древнейших времен; в этом отношении те и другие представляют большое
сходство с мономаньяками, страдающими горделивым помешательством.
"Человек -- самое тщеславное из животных, а поэты -- самые тщеславные
из людей", -- писал Гейне, подразумевая, конечно, и самого себя.
Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно:
например, Гете подробно описал Италию, еще не видавши ее. Именно вследствие
такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что
гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в
сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность
талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, -- гениальные
натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая
промежуточных пунктов в их творчестве, видит только разноречие сделанных ими
выводов с общепризнанными и странности в их поведении.
Есть страны, где уровень образования очень низок и где поэтому с
презрением относятся не только к гениальным, но даже к талантливым людям. В
Италии есть два университетских города, из которых всевозможными
преследованиями заставили удалиться людей, составлявших единственную славу
этих городов. Но оригинальность, хотя почти всегда бесцельная, нередко
замечается также в поступках людей помешанных, в особенности же в их
сочинениях, которые только вследствие этого получают иногда оттенок
гениальности
На основании целого ряда тщательных наблюдений, производившихся
непрерывно в продолжение трех лет в моей клинике, я вполне убедился, что
психическое состояние помешанных изменяется под влиянием колебаний барометра
и термометра. Так, при повышении температуры до 25°, 30° и 32°, в
особенности если оно происходит сразу, число маниакальных припадков у
сумасшедших увеличи-валось с 29 до 50; точно так же в те дни, когда барометр
начинал резко колебаться и показывал максимум повышения, число припадков
быстро увеличивалось с 34 до 46. Изучение 23 602 случаев сумасшествия
доказало мне, что развитие умопомешательства совпадает обыкновенно с
повышением температуры весною и летом и даже идет параллельно ему, но так,
что весенняя жара, вследствие контраста после зимнего холода, действует еще
сильнее летней, тогда как сравнительно ровная теплота августовских дней
оказывает менее губительное влияние. В следующие же затем более холодные
месяцы замечается минимум новых заболеваний.
аполеон, сказавший, что "человек есть продукт физических и
нравственных условий", не мог выносить самого легкого ветра и до того любил
тепло, что приказывал топить у себя в комнате даже в июле месяце.
Вообще самые разнообразные произведения гениальных людей --
литературные (эстетические), поэтические, музыкальные, скульптурные, а также
научные открытия, время создания которых нам удалось узнать с точностью,
можно подвести под своего рода хронологию, составив из них как бы календарь
духовного мира, как это видно из следующей таблицы:
|