Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:10, реферат
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблема личности в психологии………………………………………...6
1.1 Сущность и содержание исследования личности……………………………. 6
1.2 Теория типов личности Ганса Айзенка……………………………………….11
Глава II Методы исследования и развития личности в исследованиях Ганса Айзенка.......................................................................................................................13
2.1 Методики исследования типов личности …………………………………… 13
2.2 Развитие типов личности в исследованиях Айзенка…………………………16
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………23
Айзенк считает, что главная причина различий между экстравертами и интровертами - уровень возбужденности коры головного мозга (cortical arousal level) - психологический фактор, являющийся в основном наследственным, а не выученным. Поскольку этот уровень у экстравертов ниже, чем у интровертов, их сенсорный порог выше, и поэтому они менее чувствительны к сенсорным стимуляциям. Для интровертов, наоборот, характерен более высокий уровень возбужденности коры головного мозга и, следовательно, более низкий сенсорный порог, они сильнее реагируют на сенсорные стимуляции. Чтобы достичь оптимального уровня стимуляции, интроверты, чей сенсорный порог от рождения является низким, избегают ситуаций, которые могут вызвать слишком сильное возбуждение. Поэтому они стараются не участвовать в бурных социальных событиях, не любят такие вещи, как катание на лыжах с высокой горы, управление дельтапланом, соревновательные виды спорта, им не нравится руководить обществом или женским клубом и подшучивать над своими друзьями.
С
другой стороны, поскольку экстраверты
имеют сравнительно низкий уровень
возбужденности коры головного мозга,
оптимальным для них является
более высокий уровень
Нейротизм/Стабильность
Нейротизм (N) - второй тип, выделенный Айзенком. Как и экстраверсия/интроверсия, фактор N имеет сильную наследственную составляющую. Айзенк привел примеры нескольких научных исследований, в которых есть доказательства генетического происхождения таких невротических черт, как тревожность, истерия и вынужденные действия. К тому же он обнаружил, что относительно склонности к антисоциальным и асоциальным вариантам поведения, таким, как подростковые преступления, детские поведенческие нарушения, алкоголизм и гомосексуализм, однояйцевые близнецы гораздо меньше различаются между собой, чем разнояйцевые близнецы.
Люди
с высоким показателем
Так как разные уровни нейротизма могут комбинироваться с различными показателями по шкале экстраверсии, невротическое поведение нельзя описать каким-либо единичным синдромом. Факторно-аналитическая техника Айзенка предполагает независимость типов, то есть ось невротизма расположена под прямым углом к оси экстраверсии (взаимная корреляция равна нулю). Поэтому разные люди могут демонстрировать одинаково высокие показатели по шкале N, но при этом у них будут проявляться очень различные симптомы, в зависимости от уровня экстраверсии или интроверсии.
Психотизм/Суперэго
Айзенк
видит психотизм (P) как унитарную
концепцию, в отличие от таких
отдельных и независимых
Люди с высокими показателями по шкале P генетически более уязвимы, чем те, кто имеет относительно низкие показатели. То есть человек с высоким уровнем психотизма не обязательно страдает от психозов, но ему свойственна высокая "предрасположенность к появлению психотических нарушений под влиянием стресса". При отсутствии значительных стрессов люди с высоким уровнем психотизма могут вести себя вполне нормально, но сильный стресс, в сочетании с их повышенной уязвимостью, может привести к психотическому срыву.
Фактор психотизм/суперэго (P) независим как от E, так и от N.
Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк (Eysenk, 1982) использует термин "активация" для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.
Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильности – нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.
Что
касается исследований, посвященных
выявлению основы психотизма, то они
находятся в стадии поиска. Однако
в порядке рабочей гипотезы Айзенк
увязывает этот аспект с системой, продуцирующей
андрогены (химические вещества, вырабатываемые
железами внутренней секреции, которые
при попадании в кровь регулируют развитие
и сохранение мужских половых признаков).
Однако проведено слишком мало эмпирических
исследований в этой области, чтобы подтвердить
гипотезу Айзенка о связи между половыми
гормонами и психотизмом.
Заключение
В наибольшей степени на теорию личности Айзенка повлияли взгляды трех ученых: Сирила Берта (Cyril Burt), Чарльза Спирмэна (Charles Spearman) и Ивана Павлова. Берт, профессор Айзенка, и Спирмэн, лекции которого он посещал, показали ему, что психометрические методы являются наилучшим способом исследования личных качеств. От Павлова, которого он никогда не встречал лично, Айзенк получил знания о биологических основах личностных структур (Cohen, 1977). Таким образом, теория Айзенка включает в себя сильный психометрический и биологический компоненты.
Популярность Айзенка обусловливается не только его теоретическими построениями и блистательными достижениями на поприще психиатрии, но и склонностью к полемике. Его готовность вступать в споры стала легендой. В начале 50-х годов Айзенк обескуражил многих психологов, а также и врачей других специальностей своим заявлением о том, что нет никаких доказательств более высокой эффективности психотерапии по сравнению со спонтанной ремиссией. Иными словами, те люди, которые не получают никакого лечения, выздоравливают не менее часто, чем те, кто подвергается дорогостоящей, болезненной и длительной психотерапии с участием квалифицированных психологов и психоаналитиков.
Айзенк был глубоко убежден в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью. В начале 70-х годов он принял участие в знаменитой дискуссии о наследуемости интеллекта, выступив в защиту Артура Дженсена (Arthur Jensen), который настаивал на том, что коэффициент интеллекта (IQ) не повышается благодаря целенаправленному социальному воздействию, а в большой степени предопределен генетически. Книга Айзенка "Спор о коэффициенте интеллекта" (The IQ Argument, 1971) настолько не соответствовала общепринятым взглядам, что в Соединенных Штатах "книготорговцы боялись, что их магазины подожгут, если они осмелятся продавать эту книгу, известные "либеральные" газеты отказывались упоминать ее, и в результате в стране свободы слова было почти невозможно узнать о существовании книги или купить ее" (Eysenck, 1980, р. 175).
В
истории психологии Айзенк останется
блестящим полемистом и создателем
оригинальной иерархической теории
личности.
Список
литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., Питер, 2002.
2. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды / Под ред. М.Р. Гинзбурга. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб., Питер, 2007.
5. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005.
6. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. – СПб., Изд-во «Михайлова В.А.», 1999.
7. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2т. / Д.И. Фельдштейн. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
8. Хорни
К. Невроз и личностный рост. Борьба за
самоосуществление. СПб.: Восточно-Европейский
институт психоанализа и БСК, 1997.