Функциональные блоки мозга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической Деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной Деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3основных структурно-функциональных блока: I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга;

Содержание

Введение………………………………………
1-ый функциональный блок…………………
2-ой функциональный блок……………………..
3-ий функциональный блок……………………..
Заключение……………………………………..
Тест…………………………………………….
Глоссарий……………………………………..
Литература……………………………………..

Работа содержит 1 файл

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 33.63 Кб (Скачать)

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ


                                                    Факультет: культуры

                                                     Кафедра: общеобразовательных дисциплин           

 

 

 

       

               Реферат

 

                       По дисциплине: Психофизиология

                        Тема: Функциональные блоки мозга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Составила: Студентка 2 курса 201 ПД

                                                                            Бобрышева Елена

                                                       Проверила:    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Алматы, 2010

Содержание

 

  1. Введение………………………………………
  2. 1-ый функциональный блок…………………
  3. 2-ой функциональный блок……………………..
  4. 3-ий функциональный блок……………………..
  5. Заключение……………………………………..
  6. Тест…………………………………………….
  7. Глоссарий……………………………………..
  8. Литература……………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нейропсихологии на основе анализа  клинических данных была разработана  общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической  Деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга  как единого целого и является основой для объяснения его интегративной  Деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен  на 3основных структурно-функциональных блока: I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации; III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности. Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 1-ый функциональный блок. 

Первый блок - это блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования. Было доказано (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, М. Н. Ливанов), что  для нормальной психической деятельности организм должен находиться в состоянии  бодрствования (иными словами, кора больших полушарий должна находиться в состоянии тонуса, т. е. иметь  определенный уровень возбуждения). Только в условиях оптимального бодрствования  человек может наилучшим образом  принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные системы  связей, программировать деятельность, осуществлять контроль над ней. Было установлено, что аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, находятся  не в самой коре, а в лежащих  ниже стволовых и корковых отделах  мозга. Таким аппаратом являются неспецифические структуры разных уровней - ретикулярная формация ствола мозга, неспецифические структуры  среднего мозга, лимбическая система, область гиппокампа. Ретикулярная формация представляет собой нервную сеть, в которую вкраплены тела нейронов с короткими аксонами.

Ретикулярная формация имеет ряд особенностей строения и функционирования, благодаря которым  обеспечиваются ее основные функции: во-первых, она состоит из восходящей и нисходящей частей. По волокнам восходящей ретикулярной формации возбуждение направляется вверх, оканчиваясь в расположенных  выше образованиях (гипоталамусе, древней  коре и новой коре). Волокна нисходящей ретикулярной формации имеют обратное направление: начинаясь от новой  коры, они передают возбуждение к  структурам среднего мозга и ствола мозга. Кроме того, нейроны ретикулярной формации работают по принципу "постепенного накопления возбуждения", т. е. возбуждение  распространяется не отдельными импульсами, а градуально, постепенно меняя свой уровень и таким образом модулируя состояние всего нервного аппарата. И, наконец, к ретикулярной формации сходятся волокна (колатерали) от всех анализаторных систем, а также волокна из коры головного мозга и мозжечка. Наличие многочисленных связей в самой ретикулярной формации, конвергенция всех нервных путей на большей части ее нейронов создают дополнительные возможности широкого и одновременного распространения волн возбуждения в первичные, вторичные и третичные зоны коры, а также другие структуры мозга.

Как известно, нервная  система всегда находится в состоянии  определенной активности и для любого проявления жизнедеятельности обязательно  ее наличие. Принято выделять несколько  источников активности: в первую очередь, обменные процессы организма, лежащие  в основе гомеостаза (белковый, углеводный и т. д.). Затем непосредственный приток информации, поступающей в организм из внешнего мира (от экстерорецепторов). Известно, что в состоянии сенсорной  деривации человек впадает в сон, из которого его может вывести лишь поступление новой информации. Перечисленные источники активности свойственны и человеку, и животным. Но у человека помимо этого значительная часть активности обусловлена его планами, намерениями, программами, и осуществляются при ближайшем участии сначала внешней, а потом внутренней речи.1

Е. Д. Хомская подчеркивает, что функциональное значение первого  блока в обеспечении психических  функций заключается, во-первых, в  регуляции процессов активации, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической  деятельности (активирующая функция). Во-вторых, в передаче регулирующего влияния мозговой коры на нижележащие стволовые образования (модулирующая функция): За счет нисходящих волокон ретикулярной формации высшие отделы коры управляют работой нижележащих аппаратов, модулируя их работу и обеспечивая сложные формы сознательной деятельности.

При поражении ретикулярной формации снижается продуктивность всех ВПФ (в первую очередь - непроизвольного  внимания и памяти), нарушается активность, сон. В случае массивных поражений  стирается грань между сном и  бодрствованием, человек находится  в полусонном состоянии, у него страдает ориентировка во времени и месте. Отличительными диагностическими признаками поражения ретикулярной формации является одновременное снижение продуктивности абсолютно всех психических процессов, а также возможность частичной  компенсации дефекта за счет усложнения задания.2

Таким образом, первый блок мозга участвует в обеспечении  психической деятельности, в первую очередь в организации внимания, памяти, эмоционального состояния и  сознания в целом. Кроме того, первый блок мозга участвует в регуляции  эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний. Лимбические структуры мозга, входящие в этот блок, занимают центральное  место в организации эмоциональных  и мотивационных состояний. В  связи с этим первый блок мозга  воспринимает и перерабатывает разнообразную  интероцептивную информацию о состоянии  внутренних органов и регулирует эти состояния.

3. 2-ой функциональный блок мозга

 

Второй блок - блок приема, переработки и хранения информации расположен в наружных отделах новой  коры (неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты затылочной, височной и теменной коры. Структурно-анатомической особенностью этого блока мозга является шестислойное строение коры. Она включает первичные  зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации), вторичные  зоны (выполняющие функции синтеза  информации от одного анализатора) и  третичные зоны (основной задачей  которых является комплексный синтез информации).

Отличительной особенностью аппаратов второго блока является модальная специфичность. Эксперименты по регистрации активности отдельных  нейронов показали, что нервные клетки первичных зон отличаются высокой  модальной специфичностью и узкой  специализацией. Первое означает, что  они реагирует на возбуждение  только одной модальности (одного вида), например, только зрительное или только слуховое. Второе предполагает, что  эти нейроны реагируют лишь на отдельный признак раздражителя одного вида (например, только на ширину линии или угол наклона и т. п.). Благодаря этому аппараты второго  функционального блока мозга  выполняют функции приема и анализа  информации, поступающей от внешних  рецепторов и синтеза этой информации.

 

А. Р. Лурия выделяет основные законы построения коры, входящей в состав второго блока мозга. Закон иерархического строения корковых зон. Согласно этому закону соотношение первичных, вторичных и третичных зон коры осуществляет все более сложный синтез информации. Более сложно организованные зоны коры обеспечивают более сложные функции. А. Р. Лурия подчеркивает, что соотношение первичных, вторичных и третичных зон у взрослого и у ребенка различно. Для нормального развития вторичных зон у ребенка необходимо, чтобы были сформированы первичные, а для развития третичных - вторичные зоны. Поэтому поражение первичных зон в раннем детстве может приводить к грубым нарушениям в развитии вторичных и, тем более, третичных зон. У взрослого же человека, при сформированных зонах коры, третичные, наиболее организованные, управляют функцией ниже лежащих вторичных и первичных зон. Поэтому у взрослого человека взаимодействие зон коры осуществляется сверху вниз. В данном случае поражение первичных зон не приводит к заметным нарушениям психических функций и может компенсироваться работой расположенных рядом структур.

Закон убывающей  модальной специфичности иерархически построенных корковых зон предполагает, что по мере перехода от первичных зон к третичным снижается проявление их модальной специфичности. Первичные зоны каждой из долей мозга, входящих во второй блок мозга, обладают максимальной модальной специфичностью (благодаря громадному числу нейронов с высокодифференцированной, модально-специфической функцией). Вторичные зоны, в которых преобладают верхние слои с ассоциативными нейронами, обладают модальной специфичностью в значительно меньшей степени.

 Еще меньше модальная  специфичность характерна для  третичных зон описываемого блока  ("зоны перекрытия" корковых  концов различных анализаторов). Таким образом, этот закон описывает  переход от дробного отражения частных, модально-специфических признаков к синтетическому отражению более общих схем воспринимаемого мира.

Закон прогрессивной  латерализации функций объясняет связь функций с определенным полушарием (по мере перехода от первичных зон к третичным зонам). Первичные зоны обоих полушарий мозга равноценны. На уровне вторичных зон часть функций, выполняемых левым и правым полушариями, остаются одинаковыми, но часть функций левого полушария уже отличаются от функций, выполняемых правым полушарием мозга. Функции же третичных зон левого полушария уже коренным образом отличаются от функций аналогичных зон правого полушария мозга.3

Е. Д. Хомская указывает, что при поражении аппаратов  второго блока мозга нарушение  функций зависит от того, какие  именно зоны пострадали. При поражении  первичных зон возникает нарушение  восприятия отдельных признаков  воспринимаемого раздражителя одной  модальности (слепое пятно, гемианопсия, нарушение тон-шкалы, анестезия и т. д.). При поражении вторичных зон коры наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии). Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве.4

 

 

4. 3-ий функциональный блок мозга

 

Третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции  и контроля сложных форм деятельности. Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру  цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию  полученного результата. Обеспечению  этих задач и служит третий блок мозга.

Аппараты третьего функционального блока мозга расположены впереди от центральной лобной извилины и включают в свой состав моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли отличаются очень сложным строением и большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. Отличительной особенностью этого блока является проведение процессов возбуждения от третичных зонах к вторичным, затем к первичным; отсутствие модально-специфических зон (состоит из аппаратов только двигательного типа); наличие обширных двусторонних связей не только с нижележащими образованиями ствола мозга, но и со всеми остальными отделами коры больших полушарий.

По своей структуре  и функциональной организации моторная кора относится к первичным, премоторная - к вторичным, а префронтальная - к третичным зонам коры больших  полушарий. Поэтому они выполняют  функции, характерные для этих зон. Нейроны моторной коры передают возбуждение  к мышцам, отсюда начинается большой  пирамидный путь. Именно эти зоны имеют  ярко выраженную соматотопическую организацию, что наглядно проиллюстрировал Пенфилд ("двигательный человечек"). Премоторная кора обеспечивает двигательные программы, т. е. объединяет отдельные движения в единую кинетическую мелодию. Префронтальные отделы играют решающую роль в формировании намерений, программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Они состоят из мелкозернистых клеток с короткими аксонами и обладают мощными пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией. Поэтому могут выполнять ассоциативную функцию, получая импульсы от первого блока мозга и оказывать интенсивное модулирующее влияние на образования ретикулярной формации, приводя ее активирующие импульсы в соответствие с динамическими схемами поведения, которые формируются непосредственно в префронтальной (лобной) коре. Префронтальные отделы фактически надстроены над всеми отделами мозговой коры, выполняя функцию общей регуляции поведения.

При поражении третьего функционального блока мозга  характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат поврежден. При поражении моторной коры затрудняется проведение возбуждения к конкретным мышцам (наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц). Поражение  премоторной коры приводит к нарушению  синтеза отдельных движений в  единое целое (распад двигательных навыков), поражение префронтальных отделов  проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности. Исследования А. Р. Лурия показали, что в этом случае целенаправленное поведение  заменяется "полевым" поведением, нарушается программа выполняемой  деятельности, лобный больной не может  подобрать адекватные средства деятельности, отсутствует контроль за ее выполнением  и коррекция ошибок.

Информация о работе Функциональные блоки мозга