Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:46, реферат
Данный вопрос в литературе рассматривается в рамках двух взаимно исключающихся парадигм: восприятия конфликта как диалектически-созидательного фактора (наиболее распространена) и представления о конфликте только как разрушительного явления. Первая парадигма вытекает из признания закономерного характера конфликта; вторая — из восприятия его как патологии.
У замечательного педагога, который был организатором и душой коллектива, такие случаи были редчайшим исключением. Но они настойчиво говорят о бдительности, которая должна всегда быть у человека при решении трудных задач, особенно если они возникают неожиданно и, как говорится, выбивают человека из колеи. Если педагогика не хочет оставаться бесконфликтной, она должна принимать во внимание факты, объединенные в понятии фрустрации, и психологам следует оказать в этом максимальное содействие педагогике. Проблема фрустрации не должна быть обойдена в советской психологии, хотя в ней имеется еще немало неясностей.
Нашей задачей было освещение проблемы фрустрации в норме.
Фрустрация и патология — особая тема, относящаяся к сфере медицинской психологии.
3. Преодолевать
барьеры взаимопонимания, возникающие
в различных ситуациях общения, непросто.
Для этого нужно хорошо разбираться в
нюансах человеческой психологии, в том
числе и своей собственной. Значительно
проще другое — самому не создавать эти
барьеры. Чтобы не оказаться основным
препятствием на пути к взаимопониманию
с окружающими, человеку необходимо знать
психологические правила общения, и прежде
всего научиться управлять своими эмоциями,
которые чаще всего становятся источником
межличностных конфликтов.
Наше
отношение к эмоциям очень
похоже на отношение к старости,
которой, по остроумному замечанию Цицерона,
достигнуть желают все, а достигнув, ее
же винят. Разум постоянно восстает против
неограниченной власти эмоций в человеческих
взаимоотношениях. Но его протест чаще
всего можно услышать «после драки», когда
с предельной ясностью становится очевидно,
что страх, гнев или чрезмерная радость
оказались не лучшими советчиками в общении.
«Не надо было горячиться, — подсказывает
ум, который получил справедливое название
«заднего», — сначала следовало все взвесить,
а потом уже обнаруживать свое отношение
к собеседнику». Остается только согласиться
с мудрым арбитром, чтобы в следующий раз
поступить не менее опрометчиво, реагируя
на окружающих со всей присущей нам эмоциональностью.
Проще
всего было бы признать эмоции вредным
наследием прошлого, доставшимся нам от
«братьев меньших», которые по своей эволюционной
незрелости не могли воспользоваться
разумом для наилучшего приспособления
к окружающей среде и вынуждены были довольствоваться
столь примитивными механизмами приспособления,
как страх, заставлявший убегать от опасности;
ярость, которая без лишних колебаний
мобилизовывала мускулатуру на борьбу
за выживание; удовольствие, в погоне за
которым не знали усталости и снисхождения.
Такой точки зрения придерживался известный
швейцарский психолог Э. Клапаред, с повышенной
эмоциональностью отвергавший право эмоций
на участие в регуляции человеческой деятельности:
«Бесполезность или даже вредность эмоции
известна каждому. Представим, например,
человека, который должен пересечь улицу;
если он боится автомобилей, он потеряет
хладнокровие и побежит. Печаль, радость,
гнев, ослабляя внимание и здравый смысл,
часто вынуждают нас совершать нежелательные
действия. Короче говоря, индивид, оказавшись
во власти эмоции, «теряет голову». Конечно,
хладнокровно переходящий улицу человек
имеет все преимущества перед эмоционально
возбужденным. И если бы вся наша жизнь
состояла из непрерывного пересечения
напряженных магистралей, то эмоции вряд
ли нашли бы в ней достойное место. Однако
жизнь, к счастью, устроена таким образом,
что пересечение улиц в ней оказывается
чаще всего не целью, а средством достижения
более интересных целей, которые без эмоций
не могли бы существовать. Одна из таких
целей — человеческое взаимопонимание.
Не случайно многие писатели-фантасты
худшую перспективу развития рода человеческого
связывают с утратой богатства эмоциональных
переживаний, с общением, построенным
по строго выверенным логическим схемам.
Мрачный призрак будущего мира, в котором
торжествуют, а точнее, властвуют (поскольку
торжество — состояние, не лишенное эмоциональности)
разумные автоматы, беспокоит не только
писателей, но и многих ученых, изучающих
влияние научно-технического прогресса
на развитие общества и личности.
Современная
культура активно вторгается в эмоциональный
мир человека. При этом наблюдаются два,
на первый взгляд, противоположных, но
по сути взаимосвязанных процесса — повышение
эмоциональной возбудимости и распространение
апатии. Эти процессы обнаруживаются в
последнее время в связи с массовым проникновением
компьютеров во все сферы жизни. Например,
по данным японских психологов, пятьдесят
из ста детей, увлекающихся компьютерными
играми; страдают эмоциональными расстройствами.
У одних это проявляется в повышенной
агрессивности, а у других — в глубокой
апатии, утрате способности эмоционально
реагировать на реальные события. Подобные
явления, когда эмоциональные состояния
человека начинают приближаться к полюсам,
когда утрачивается контроль над эмоциями
и умеренные их проявления все чаще сменяются
крайностями, — свидетельство явного
неблагополучия в эмоциональной сфере.
В результате возрастает напряжение в
человеческих взаимоотношениях. По данным
социологов, три четверти семей подвержены
постоянным конфликтам, возникающим по
разным причинам, но проявляющимся, как
правило, в одном — в неконтролируемых
эмоциональных вспышках, о которых большинство
участников впоследствии сожалеют.
Не всегда
эмоциональные взрывы пагубны для
взаимоотношений. Иногда, как мы отмечали,
они приносят и некоторую пользу,
если не затягиваются надолго и не сопровождаются
взаимными, а особенно публичными оскорблениями.
Но никогда не пойдет на пользу взаимоотношениям
эмоциональная холодность, которая в социально-ролевом
и деловом общении неприятна, как демонстрация
равнодушного отношения к происходящему,
а в интимно-личностном общении — просто
недопустима, поскольку уничтожает саму
возможность взаимопонимания между близкими
людьми. Поляризация эмоциональных проявлений,
свойственная современной цивилизации,
стимулирует активный поиск рациональных
приемов регуляции эмоций, выход которых
из-под контроля угрожает и внутренней
психологической устойчивости человека,
и стабильности его общественных связей.
Нельзя сказать, что проблема управления
эмоциями характерна только для современного
общества. Способность противостоять
страстям и не поддаваться непосредственным
побуждениям, несогласующимся с требованиями
разума, во все века считалась важнейшей
характеристикой мудрости. Многие мыслители
прошлого возводили ее в ранг высшей добродетели.
Например, Марк Аврелий полагал нестрастие,
проявляющееся в переживании человеком
исключительно разумных эмоций, идеальным
состоянием души.
И хотя
одни философы, подобно стоику Марку
Аврелию, призывали подчинить эмоции
разуму, а другие советовали не вступать
в безнадежную борьбу с естественными
побуждениями и подчиниться их произволу,
ни один из мыслителей прошлого не был
равнодушен к этой проблеме. И если бы
можно было провести среди них референдум
по вопросу о соотношении разумного и
эмоционального в жизни людей, то, на наш
взгляд, большинством голосов было бы
принято мнение, высказанное великим гуманистом
эпохи Возрождения Эразмом Роттердамским,
который утверждал, что «существует один-единственный
путь к счастью: главное познать самого
себя; затем делать все не в зависимости
от страстей, а по решению разума».
Насколько
справедливо подобное утверждение,
судить трудно. Поскольку эмоции возникают
прежде всего как реакции на реальные
события жизни, которые далеки от
идеала разумного устройства мира,
то и призыв к их согласованию с разумом
редко находит благодатную почву. Современные
психологи, опираясь на многолетний опыт
научного изучения человеческих эмоций,
как правило, признают необходимость их
рациональной регуляции. Польский ученый
Я. Рейковский подчеркивает: «Стремясь
все более эффективно контролировать
окружающий мир, человек не хочет мириться
с тем, что в нем самом может существовать
нечто такое, что сводит на нет прилагаемые
усилия, мешает осуществлению его намерений.
А когда верх берут эмоции, очень часто.
все происходит именно так». Как видим,
по мнению Рейковского, эмоции не должны
брать верх над разумом. Но посмотрим,
как он оценивает эту ситуацию с точки
зрения возможностей разума изменить
положение дел: «Вплоть до настоящего
времени люди были способны лишь констатировать
расхождение между «голосом сердца и голосом
разума», но не могли его ни понять, ни
устранить». За этим авторитетным суждением
— результаты многочисленных исследований,
психологических наблюдений и экспериментов,
которые обнаруживают противоречивый
характер взаимоотношений «неразумных»
эмоций и «неэмоционального» разума. Приходится
лишь согласиться с Я. Рейковским, что
разумно управлять своими эмоциями мы
еще не научились. Да и как управлять, когда
эмоций много, а разум, в лучшем случае,
один. Не обладая присущей разуму логикой
в решении проблемных ситуаций, эмоции
берут другим — своеобразной житейской
изворотливостью, которая позволяет проблемную
ситуацию превратить в беспроблемную.
Психологи установили, что эмоции дезорганизуют
ту деятельность, в связи с которой они
возникли. Например, страх, возникший с
необходимостью преодолеть опасный участок
пути, нарушает или даже парализует движение
к цели, а бурная радость по поводу успеха
в творческой деятельности снижает творческий
потенциал. В этом проявляется неразумность
эмоций. И вряд ли они уцелели бы в соперничестве
с разумом, если бы не научились побеждать
«хитростью». Нарушая исходную форму деятельности,
эмоции существенно облегчают переход
к новой, позволяющей без колебаний и сомнений
решить проблему, которая оказалась «крепким
орешком» для разума. Так, страх останавливает
перед труднодостижимой целью, но придает
сил и энергии для бегства от подстерегающих
на пути к ней опасностей; гнев позволяет
сметать преграды, которые не удается
разумно обойти; радость дает возможность
удовлетвориться тем, что уже есть, удерживая
от бесконечной гонки за всем, чего еще
нет.
Эмоции
— эволюционно более ранний механизм
регуляции поведения, чем разум.
Поэтому они выбирают и более
простые пути решения жизненных ситуаций.
Тому, кто последует их «совету», эмоции
добавляют энергии, поскольку они напрямую
связаны с физиологическими процессами
в отличие от разума, которому подчиняются
отнюдь не все системы организма. Под сильным
воздействием эмоций в организме происходит
такая мобилизация сил, которую разуму
не вызвать ни приказами, ни просьбами,
ни понуканиями.
Потребность
разумно управлять своими эмоциями
возникает у человека отнюдь не потому,
что его не устраивает сам факт
появления эмоциональных
Подобными
рекомендациями мы щедро делимся
друг с другом, поскольку хорошо осознаем,
что неуправляемые эмоции могут нанести
ущерб и самому человеку, и его взаимоотношениям
с окружающими. Увы, мудрые советы редко
находят отклик. Люди гораздо чаще заражают
друг друга вышедшими из-под контроля
эмоциями, чем добиваются благотворного
воздействия своих рекомендаций по разумному
их управлению.
Трудно
ожидать, что человек прислушается
к чужому голосу разума, когда и
свой собственный оказывается
Американский
психолог Р. Холт доказал, что невозможность
выразить гнев приводит к последующему
ухудшению самочувствия и состояния
здоровья. Постоянное сдерживание проявлений
гнева (в мимике, жестах, словах) может
способствовать развитию таких заболеваний,
как гипертония, язва желудка, мигрень
и пр. Поэтому Холт предлагает выражать
гнев, но делать это конструктивно, что,
по его мнению, возможно, если человек,
охваченный гневом, хочет «установить,
восстановить или поддержать позитивные
отношения с другими. Он действует и говорит
таким образом, чтобы прямо и искренне
выразить свои чувства, сохраняя достаточный
контроль над их интенсивностью, которая
не больше, чем нужно для убеждения других
в истинности своих переживаний».
Но как
сохранить контроль над интенсивностью
чувства, если первое, что утрачивается
в гневе, — это способность
управлять своим состоянием? Потому
мы и не даем волю своим эмоциям,
что не уверены в возможности
сохранить контроль над ними и направить
их в конструктивное русло. Есть и другая
причина излишней сдержанности — традиции,
регулирующие эмоциональные проявления.
Например, в японской культуре даже о своих
несчастьях принято сообщать с вежливой
улыбкой, чтобы не вызывать неловкость
у постороннего человека. Традиционная
сдержанность японцев в публичном выражении
чувств в настоящее время воспринимается
ими как возможный источник возрастающего
эмоционального напряжения. Не случайно
им принадлежит идея создания роботов,
выполняющих функции «козла отпущения».
В присутствии человека, бурно выражающего
свой гнев, такой робот униженно кланяется
и просит прощения, что предусмотрено
заложенной в его электронный мозг специальной
программой. Хотя цена этих роботов весьма
высока, они пользуются большим спросом.
В европейской
культуре не поощряются мужские слезы.
Настоящий мужчина «не должен»
плакать. Скупая мужская слеза считается
допустимой только в трагических
обстоятельствах, когда окружающим
понятно, что горе непереносимо. В других
ситуациях плачущий мужчина воспринимается
с осуждением или брезгливым сочувствием.
А ведь плач, как установлено учеными,
выполняет важную функцию, способствуя
эмоциональной разрядке, помогая пережить
горе, избавиться от печали. Подавляя естественные
формы проявления этих эмоций, мужчины,
по-видимому, в меньшей степени, чем женщины,
оказываются защищенными от воздействия
сильных стрессов. Не имея возможности
публично демонстрировать свои слезы,
некоторые мужчины плачут украдкой. По
данным американского исследователя У.
Фрея, 36 % мужчин пускают слезу над фильмами,
телепередачами и книгами, тогда как женщин,
плачущих по этому же поводу, оказалось
всего 27% . В этом же исследовании было
установлено, что в целом, женщины плачут
в четыре раза чаще, чем мужчины.