Фрейдизм и неофрейдизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:29, реферат

Описание работы

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа, который назван так по имени Зигмунда Фрейда - австрийского врача-невропатолога и психиатра. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, однако позднее отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованиюВплоть до 1910 года, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, научный мир игнорировал это направление.

Работа содержит 1 файл

ФРЕЙД.docx

— 45.96 Кб (Скачать)
p align="justify">     Карен Хорни (1885-1952) – американский психолог, психоаналитик. Критически переработав  ряд положений учения Фрейда, предложила свою концепцию, согласно которой среда  и социальные условия в большей  мере определяют сущность индивида, нежели биологическое влечение, а, следовательно, именно они и являются причинами  неврозов и личностных расстройств. Полагала, что причиной неврозов в  первую очередь необходимо считать  нарушения в межличностных отношениях.

     Ведущим представителем неофрейдизма, несомненно был Эрих Фромм. Значительные роль в  формировании взглядов Фромма сыграло  то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа. Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом и другими современными философскими течениями (экзистенциализм, философской антропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

  1. человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно",
  2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

     Совершенно  иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой  частью человеческого существования, а создаются и разрешаются  человеком или в процессе его  собственной жизни, или в последующие  периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием  нового гуманистического общества. В  книге "Революция надежды" (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих результаты и символы церковной жизни.

     На  творчество одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни оказала серьезное влияние  ситуация социальных потрясений, в  которые вошел мир в период второй мировой воины, связанных  с установлением фашистского  господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала  важное значение бессознательным процессам  и психической жизни личности. Своеобразие К.Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Хорни доказывает, все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.

     В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

  1. к людям, как потребность в любви
  2. от людей, как потребность в независимости
  3. против людей, как потребность во власти.

     При стойком доминировании в поведении  индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

  1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой
  2. пытающаяся отрешиться от общества
  3. агрессивная, жаждущая престижа и власти.

     Все эти формы реакций являются неодыкватными, а, следовательно, тревожность не устраняется, а наоборот нарастает, порождая новые  конфликты. Идеи неофрейдизма имеют  громадное влияние на культуру, этику  и жизнь в целом. Особо широкая  известность появилась в середине 60-х годов. 
 
 

 

     

    1. Сравнительный анализ фрейдизма и неофрейдизма
    1. Различия психоанализа З.Фрейда и неофрейдизма 

     Несомненно, в основе двух течений лежит теория бессознательного и его влияния  на человеческую психику. Главная тема, проходящая во фрейдизме и неофрейдизме, является тема конфликта как внутри самого человека, так и между личностью  и обществом.

     Схожих  черт между психоанализом и неофрейдизмом  можно найти много. Но, несомненно, есть различия. В чем же они заключаются?

     Во-первых, самым главным различием является отношение к вопросу человеческой сексуальности в целом. Фрейд  придавал ей огромное значение, утверждал, что именно она определяет его  отношение к обществу, семье, проектируется на профессиональные победы и провалы.

     Неофрейдисты  же отказались от идеи влияния сексуальности  на жизнь человека. Такой значимой роли ей уже не отводилось. Главными причинами проблем они определили местоположение в социуме.

     Во-вторых, неофрейдизм находится в контрасте  со многими направлениями гуманистической  психологии и семейной терапии. Например, в неофрейдизме социум принято считать  негативной, враждебной структурой, которая, как правило, стремится подавить индивидуума, тогда как современные  психологи склонны расценивать  социум как громадный, неисчерпаемый  ресурс, который можно использовать в интересах каждого человека.

     В-третьих, психоанализ З.Фрейда трактует нам  положения лишь о индивиде, который  находится в обществе. Неофрейдизм  же, говорит нам о межличностных  отношениях, а обществе в целом, о  его упадках и «возможном исцелении».

     В-четвертых, неофрейдизм является неким мостом между классическим психоанализом  и современной психотерапии. Он пытается сказать о возможном противостоянии течению общества, но, к сожалению, в современном мире это не имеет  право на существование.  
 

     2.2. Дополнения представителей неофрейдизма к классической теории З.Фрейда 

     В этом параграфе хотелось бы показать конкретные высказывания представителей данных течений.

     Изучив  труды З.Фрейда, и во многом согласившись с ним, К.-Г.Юнг разошелся с ним  во взглядах на природу бессознательного. Он предлагал следующие концепции:

  1. К сексуальности не следует отводить все психические импульсы.
  2. Либидо следует воспринимать человеком как все проявления жизненной энергии.
  3. Либидо человека на протяжении жизни претерпевает неоднократные изменения.
  4. Бессознательное следует понимать как коллективное и безличное.

     А.Адлер  же дополнил классическую теорию психоанализа следующими утверждениями:

     1.    Появилось понятие «чувство неполноценности».

     2. Каждый человек стремится компенсировать  свои физические недостатки своим  нестандартным поведением.

     3. Возникновение невроза случается  при отрицательной работе психологической  компенсации.

     4.    Стремление к совершенству может  превратиться в чувство превосходства  перед другими.

     Неофрейдисты  же, изменив основную концепцию сексуальности  говорили о следующих понятиях. Э.Фромм  считал что:

  1. Путем применения психоаналитических принципов к лечению пороков культуры человечество может создать психологически уравновешенное «здоровое общество».
  2. Считал недостатком теории последнего сосредоточение на неосознанных побуждениях и инстинктах и постоянное отрицание роли социальных факторов в формировании психологии человека.
  3. Личность - продукт культуры и природы.
  4. Социальные системы препятствуют удовлетворению различных потребностей индивида, создавая тем самым социальные конфликты.

     К.Хорни  утверждала:

     1. Среда и социальные условия  в большей мере определяют  сущность индивида.

     2. Социальные условия являются  причинами неврозов и личностных  расстройств.

     3. Причиной неврозов в первую  очередь необходимо считать нарушения  в межличностных отношениях.

 

      

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     И в заключении необходимо отметить, что фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой  чего-то единого, двойственное отношение  самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность  различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения.

     Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годах возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признается энергия бессознательных  психосексуальных влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к  самоутверждению, в школе аналитической  психологии К.Г. Юнга первоосновой считается  коллективное бессознательное и  его архетипы, а для О. Ранка  вся человеческая деятельность оказывалась  подчиненной преодолению первичной  «травмы рождения».

     Широкое распространение Фрейдизма началось после 1-и мировой войны 1914-18 и  было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, так и с кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления  Фрейдизма стремились восполнить отсутствующее  у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и  социологические доктрины.

     Идеи  Фрейда и его последователей, в  частности Адлера, Юнга, Фромма, Маркузе  не только оставили заметный след в  критике современного западного  общества, но и раскрыли духовные основания  различных массовых движений: молодежных, экологических, феминистских. Последнее  обстоятельство дало достаточно сильный  импульс для появления и теоретического обоснования концепции "нового психологического общества", явившейся своеобразным дополнением и даже альтернативой современным концепциям "технотронного", "информационного" общества. Еще недавно философы описывали миропонимание людей в понятиях классической рефлексии; с возникновением и развитием психоанализа многие социальные и индивидуальные явления получают характеристику, далекую от традиционной. В "новом психологическом обществе", где носители общественного и индивидуального сознания ориентированы на осмысление мотивов собственных действий, психоанализ превращается в основание поведенческой культуры, участвует в процессах социальной организации и управления. Психоанализ показывает человеку, каков он есть на самом деле, какие требования общества он должен выполнять, каким нормам следовать, а также насколько широки и разнообразны возможности его развития и самосовершенствования. 
 
 
 

 

 
       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.
  2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. Москва. 2003.
  3. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Фаина. Москва, «Класс», 2000.
  4. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. М., 1996.
  5. Смит Н. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика. СПб.; М., 2003.
  6. Фрейд З. Будущность одной иллюзии // Сумерки богов. М.,1989.
  7. Хорни К. Самоанализ. ЭКСМО-Пресс, 2002. - 448 с.
  8. Юнг К, Архетип и символ. М.,1991.
  9. 10. Юнг К, Проблема души нашего времени. М.,1994.

Информация о работе Фрейдизм и неофрейдизм