Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:47, реферат
Цель работы: изучить формы проявления психики человек
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Разобрать понятие психики человека
Определить составляющие психики человека и дать описание каждой из них;
Введение. 2
Понятие «психика человека». 2
Структура психики человека. 3
Психические процессы человека. 3
Основные состояния психики человека. 14
Основные характеристики человеческой личности. 16
Заключение. 22
Список литературы. 23
Приложение. 24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерально государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Оценка работы
(подпись, дата)
Преподаватель
(курс, специальность, группа)
Преподаватель
Студент
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Оглавление
Введение. 2
Понятие «психика человека». 2
Структура психики человека. 3
Психические процессы человека. 3
Основные состояния психики человека. 14
Основные характеристики человеческой личности. 16
Заключение. 22
Список литературы. 23
Приложение. 24
Тема данной работы « Основные формы проявления психики человека» является важным звеном при изучении психологии человека в рамках дисциплины «Психология и педагогика».
Безусловно, данная тема актуальна.
В нашем мире необходимо владеть
знаниями о психики человека, ведь
порой, именно они помогают нам сориентироваться
в той или иной жизненной ситуации.
В более широком плане такие
знания активно используются специалистами
разных отраслей для решения, например,
проблем рационального
Очень важно, чтобы человек
оставался психически здоровым. Но
как это сделать, находясь, порой,
в невыносимых условиях? В данной
работе мне хотелось бы разобраться
в таком понятии как стресс.
По возможности перечислить
Цель работы: изучить формы проявления психики человек
Для достижения
цели поставлены следующие зада
Для начала, хотелось бы разобрать, что же в себя включает понятие «психика». Если мы заглянем в словарь, то найдем несколько определений. На мой взгляд, более емкими и точными являются данное изложение: психика – это особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой. Нас, конечно же, интересует та часть, что связана с человеком. И, поэтому, стоит привести еще одно определение, данное в научной литературе: психика – это способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).1 Таким образом, мы подошли к следующей части работы, где описывается структура человеческой психики.
Сознание, разум человека
развивались в процессе трудовой
деятельности, которая возникла в
силу необходимости осуществления
совместных действий для добывания
пищи при резком изменении условий
жизни первобытного человека. Все
мы знаем, что видовые биологически-
Психика человека
сложна и многообразна по
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века4.
Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс. Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки5.
Психические процессы делят на:
Ниже я изложу характеристику каждого их этих процессов. Стоит начать с ощущения. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы
мы его прочувствовали, ощутили все его свойства. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. В данной работе указана наиболее распространенная классификация ощущений И. Шеррингтона6:
1) экстерорецептивные –
возникают при воздействии
2) интерорецептивные –
сигнализируют о том, что
3) проприорецептивные –
расположены в мышцах и
Общую массу экстерорецептивных ощущений И. Шеррингтон позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, прикосновения) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые; и особенно зрительные системы рецепторов.
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятие. К основным качествам восприятия относят следующие: 1) восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.
Факты о восприятии человеком окружающей стреды:
За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.
Человек воспринимает мир в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.
Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.7
Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия.
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать реакцию, которая и позволит нам «настроить» на нее свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без него восприятие невозможно8.
Объекты внимания:
В зону внимания попадают лишь
объекты, имеющие в данный момент
для человека устойчивую или ситуативную
значимость, которая определяется соответствием
свойств объекта актуальным потребностям
человека, а также положением данного
объекта в структуре
Функции внимания:
Виды внимания:
В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание (пассивное).
Вид внимания, при котором
отсутствует сознательный выбор
направления и регуляции. Оно
устанавливается и
Причины возникновения непроизвольного внимания:
Произвольное внимание.
Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью
произвольного внимания является сопровождение
его переживанием большего или меньшего
волевого усилия, напряжения, причем длительное
поддерживание произвольного
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или послепроизвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.
Послепроизвольное внимание.
Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).9
Формы внимания:
Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют: