Формы мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:59, реферат

Описание работы

Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.

Содержание

1. Введение - 2 -
1. Мышление как сложная форма психической деятельности. - 3 -
2. Виды мышления - 5 -
4. Заключение - 8 -

Работа содержит 1 файл

КСЕ формы мышления.docx

— 30.48 Кб (Скачать)

В то же время даже самое отвлеченное  мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое  абстрактное понятие имеет у  каждого человека свою конкретную чувственную  опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей  в объекте может отвлекать  внимание от основных, существенных свойств  познаваемого объекта и тем самым  затруднять его анализ.

4. Заключение

 

Информация, полученная человеком из окружающего  мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением  понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, что на улице довольно холодно. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы понимаем, что на улице  ветер.

Ощущение  и восприятие отражают отдельные  стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных  сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей  и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные  свойства: выявляя взаимосвязи и  постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает  сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

Задача  мышления заключается в том, чтобы  выявить существенные, необходимые  связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Выявляя необходимые существенные связи, отделяя случайное от необходимого, мышление вместе с тем переходит  от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. То, что является существенным, обязательно  оказывается общим при многообразных  изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышление обобщает. Всякое мышление совершается  в обобщениях. Мышление — это  движение мысли, раскрывающее связь, которая  ведет от отдельного к общему и  от общего к отдельному. Поэтому  мышление опосредствованно, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное познание объективной  реальности. 
 
 
 

Список  литературы. 

1. Величко Б.М.  Современная когнитивная психология. М.: Изд-ю МГУ, 1982. С. 

2. Лей Н.С.  Возрастные предпосылки умственных  способностей!! Хрестоматия по          психологии. М.: Просвещение, 1987.

3. Леонтьев А.Н.  Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика.

4. Пушкин В.Н.  Эвристическая деятельность человека  и проблемы современной науки  // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. С. 201—217.

5. Хрестоматия  по общей психологии. Психология  мышления. М.: Изд-во МГУ 1981. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формы мышления