Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:59, реферат
Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.
1. Введение - 2 -
1. Мышление как сложная форма психической деятельности. - 3 -
2. Виды мышления - 5 -
4. Заключение - 8 -
В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от основных, существенных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ.
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, что на улице довольно холодно. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы понимаем, что на улице ветер.
Ощущение
и восприятие отражают отдельные
стороны явлений, моментов действительности
в более или менее случайных
сочетаниях. Мышление соотносит данные
ощущений и восприятий, сопоставляет,
сравнивает, различает и раскрывает
отношения. Через раскрытие этих
отношений между
Задача
мышления заключается в том, чтобы
выявить существенные, необходимые
связи, основанные на реальных зависимостях,
отделив их от случайных совпадений.
Выявляя необходимые
Список
литературы.
1. Величко Б.М.
Современная когнитивная
2. Лей Н.С.
Возрастные предпосылки
3. Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика.
4. Пушкин В.Н.
Эвристическая деятельность
5. Хрестоматия
по общей психологии. Психология
мышления. М.: Изд-во МГУ 1981.