Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:59, реферат
Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.
1. Введение - 2 -
1. Мышление как сложная форма психической деятельности. - 3 -
2. Виды мышления - 5 -
4. Заключение - 8 -
Оглавление
1. Введение - 2 -
1. Мышление как сложная форма психической деятельности. - 3 -
2. Виды мышления - 5 -
4. Заключение - 8 -
Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.
Противоположную
позицию занимала идеалистическая
философия, которая видела в мышлении
особые формы активности человеческого
духа, не сводимые ни к каким, более
элементарным, процессам. В наше время
положение о том, что мышление
следует рассматривать как
В результате
экспериментального исследования психологи
этой школы пришли к выводу, что
мышление не опирается на какие-либо
образы, не осуществляется с помощью
речи и составляет особые «логические
переживания» которые направляются
соответствующими «установками» или
«интенциями» и осуществляются как
специальные психологические «
Проблема
научного подхода к мышлению оказалась,
таким образом, нерешенной, и психологическая
наука встала перед вопросом материалистического
объяснения процессов мышления.
Для материалистического объяснения процессов мышления, психологическая наука должна была рассматривать мышление не как «проявление духа», а как процесс, который формируется в общественной истории, протекает сначала как развернутая предметная деятельность, использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых связей и отношений и лишь затем принимает свернутые, сокращенные формы, приобретая характер внутренних «умственных действий».
Процесс
решения задач несомненно является
моделью, с наибольшей полнотой отражающей
структуру интеллектуальной деятельности,
и изучение особенностей этого процесса
может дать существенные материалы
для понимания психологии мышления
человеком. В процессе мыслительной
деятельности человек познает окружающий
мир с помощью особых умственных
операций. Эти операции составляют
различные взаимосвязанные, переходящие
друг в друга стороны мышления.
Основными мыслительными
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Стол, например, можно расчленить на такие части, как крышка, ножки, ящики, распорки и т.д. При знакомстве детей с каким-нибудь растением им предлагают показать ею часть (ствол, ветви, листья, корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс не посредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других опер он становится порочным, механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.
Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, способная передвигаться. При химическом соединении кислорода и водорода получается вода. И синтез и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляются слоги, из слогов — слова, из слов — предложения.
Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому, линейки к парте и т.п. Так происходит процесс сравнения, когда мы измеряем пространство или взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. Основное требование к операции сравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении. для более глубокого и точного познания деятельности особенно большое значение такое качество мышления как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство — в различных,
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Так мы можем говорить о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, имеющих зеленый цвет. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д. Абстракция — сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Благодаря абстракции человек может отвлечься от единичного, конкретного. В то же время абстракция не существует без чувственной опоры, иначе она становится бессодержательной, формальной. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты». Мыслительная деятельность всегда направлена на получение результата. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития. Повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает на более или менее существенные связи между ними. При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Существенное, т.е. необходимо между собой связанное и именно в силу этого неизбежно повторяющееся. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект, включается в систему понятий.
Все указанные
операции не могут проявляться изолированно
вне связи друг с другом. На их
основе возникают более сложные
операции, такие как классификация,
систематизация и прочие. Каждая из
мыслительных операций может быть рассмотрена
как соответствующее умственное
действие. При этом подчеркивается
активность, действенный характер человеческого
мышления, возможность творческого
преобразования действительности. Мышление
человека не только включает в себя
различные операции, но и протекает
на различных уровнях, в различных
формах, что в совокупности позволяет
говорить о существовании разных
видов мышления. В психологии сложилось
несколько подходов к проблеме классификации
видов мышления.
Одной
из наиболее распространенных в психологии
является классификация видов мышления
в зависимости от содержания решаемой
задачи. Выделяют предметно-действенное,
наглядно-образное
и словесно-логическое
мышление. Следует отметить, что все
виды мышления тесно взаимосвязаны между
собой. Приступая к какому-либо практическому
действию, мы уже имеем в сознании тот
образ, которого предстоит еще достигнуть.
Отдельные виды мышления постоянно взаимо
переходят друг в друга. Так, практически
невозможно разделить наглядно-образное
и словесно-логическое мышление, когда
содержанием задачи являются схемы и графики.
Практически действенное мышление может
быть одновременно и интуитивным и творческим.
Поэтому, пытаясь определить вид мышления,
следует помнить, что этот процесс всегда
относительный и условный. Обычно у человека
задействованы все возможные компоненты
и следует говорить об относительном преобладании
того или иного вида мышления. Только развитие
всех видов мышления в их единстве может
обеспечить правильное и достаточно полное
отражение действительности человеком.
3. 1 Предметно-действенное мышление
Особенности
предметно-действенного
мышления проявляются в том, что задачи
решаются с помощью реального, физического
преобразования ситуации, апробирования
свойств объектов. Эта форма мышления
наиболее характерна для детей до 3 лет.
Ребенок этого возраста сравнивает предметы,
накладывая один на другой или приставляя
один к другому; он анализирует, разламывая
по частям свою игрушку; он синтезирует,
складывая из кубиков или палочек «дом»;
он классифицирует и обобщает, раскладывая
кубики по цвету. Ребенок не ставит еще
перед собой цели и не планирует своих
действий. Ребенок мыслит действуя. Движение
руки на этом этапе опережает мышление.
Поэтому этот вид мышления еще называют
ручным. Не следует думать, что предметно-действенное
мышление не встречается у взрослых. Оно
часто применяется в быту (например, при
перестановке мебели в комнате, при необходимости
пользоваться малознакомой техникой)
и оказывается необходимым, когда заранее
невозможно полностью предусмотреть результаты
каких-нибудь действий (работа испытателя,
конструктора).
3. 2 Наглядно-образное мышление
Наглядно-образное
мышление связано с оперированием
образами. Об этом виде мышления говорят,
когда человек, решая задачу, анализирует,
сравнивает, обобщает различные образы,
представления о явлениях и предметах.
Наглядно-образное мышление наиболее
полно воссоздает все многообразие
различных фактических
В простейшей
форме наглядно-образное мышление проявляется
у дошкольников в возрасте 4—7 лет.
Здесь практические действия как
бы отходят на второй план и, познавая
объект, ребенку вовсе не обязательно
трогать его руками, но ему необходимо
отчетливо воспринимать и наглядно
представлять этот объект. Именно наглядность
является характерной особенностью
мышления ребенка в этом возрасте.
Она выражается в том, что обобщения,
к которым приходит ребенок, тесно
связаны с единичными случаями, являющимися
их источником и опорой. В содержание
его понятий первоначально
Взрослые
также пользуются наглядно-образным
мышлением. Так, приступая к ремонту
квартиры, мы заранее можем представить
себе, что из этого выйдет. Именно
образы обоев, цвета потолка, окраски
окон и дверей становятся средствами
решения задачи, а способами становятся
внутренние пробы. Наглядно-образное мышление
позволяет придать форму
3. 3 Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое
мышление функционирует на базе языковых
средств и представляет собой
наиболее поздний этап исторического
и онтогенетического развития мышления.
Для словесно-логического