Формы дивиантного повидения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………
2. Принцип индивидуально-личностного подхода . …………..
3. Виды социальных отклонений………………………………..
4. Причины возникновения девиантного поведения…………..
5. Формы и методы воспитания………………………………..
6. работа с девиантными детьми………………………………...
7. Заключение…………………………………………………….
8. Список используемой литературы………………………….

Работа содержит 1 файл

психология дивиантного развития поведения.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

5Формы и методы воспитания

 

 Форма  воспитания – это те способы,  которые позволяют реализовывать содержание воспитания.

 Форма  воспитания - это способ организации  воспитательных отношений, интегрирующий  различные методы, приемы, средства.

 Классификация:  формы организации детей и  формы организации их деятельности. К первой группе относятся:

1 индивидуальные (один ребенок),

2  групповые  (класс),

3 массовые  формы (район) воспитания.

Вторая  группа тоже дифференцирована:

1 формы,  связанные с управление (классовый  собрания, линейка) и самоуправлениедетей, 

2 познавательные  формы воспитания (экскурсии),

3 досуговые  формы воспитания (именины, КВНы ).

 Классификация  по позиции участников:

    1. формы воспитательного воздействия. Главная фигура – учитель, который просто тупо руководит. Мероприятие – установление меры влияния на детей.
    2. Формы воспитательного взаимодействия. Автор – Иванов. Это коллективное дело состоит – из совместного целеполагания – когда все участники обсуждают цели, какие воспитательные действия необходимо предпринять; совместное планирование – намечение основных мероприятий во взаимодействии учеников и учителей; совместная организация и проведение задуманного; анализ результата. Весь смысл – в подготовке, в общении, которое происходит между учителем и учеником.

 Экстремальная  ситуация – в результате напряжения  происходят изменения ребенка.

 Наиболее  распространенные формы воспитания  – классный час – эта лучшая  форма воздействия и взаимодействия. От того, какую позицию займет  учитель, и зависит смысл классного  часа. Если он посвящен актуальной  теме нравственного значения  – то это та форма, которая лучше обеспечивает воспитание.

 Противоречие  форм воспитания:

 формализм  – если гоняемся за формой  и забываем о ценностях, то  это плохо

 переорганизованность  – у детей формируется оскомина  на все

 непонимание  внутренней природы – игра превращается в хаос

 несоответствие  формы, условий ситуации в классе  – чаепитие в 11 классе во  время страшного конфликта?!?!?!

 копирование  чужого сценария – каждый класс  неповторим, и то, что получится  однажды, не получиться во второй  раз

 несоответствие формы и содержания – запивание блинов кока-колой.

  Рекомендации:

- четкое представление о том, какие задачи мы можем решить при помоши данной формы воспитания

- формы не всесильны, у них есть границы

- оценка рисков

- четкость сценария (не мучаем детей репетицией)

- наблюдение со стороны 
 

6работа с девиантными детьми 

Любая работа с девиантными детьми начинается с установления причин.

 В  связи с тем, то в последнее  время эти проблемы распространяются  повсеместно, то появилась новая  специальность – социальный педагог.

 Подходы  к преодолению детской девиантности:

- информационный – предполагает информирование детей, до чего их может привести асоциальное поведение.

- социально-профилактический. Речь идет об устранении тех обстоятельств, которые влекут девиантность .

- медико-биологический. Связан с устранением причин девиантности , оздоровление организма.

- социально-психологический – реконструкция характера в сторону позитива.

Методы:

 реконструкция  характера . Выявление положительных  качеств воспитанника, восстановление положительных качеств, которые были заглушены вредными привычками, переоценка отрицательных свойств личности, восстановление здорового образа жизни. Реконструкция характера опирается на положительное начало ребенка, который просто попал в плохую ситуацию. Многие дети своей девиацией гордятся, важно изменить его представление о его поведении. Как только у ребенка возникнет понимание о том, что хорошо, а что плохо, появиться ситуация, при которой можно помочь ребенку.

 Перестройка  жизненного опыта ребенка .

Создание  ограничений, запретов на действия, влияющие на девиацию . Но все это в меньшей  степени эффективно: чем больше действия, тем больше противодействия. Потом  могут девиантные формы приобрести необратимые последствия.

 Метод перестройки мотивационной сферы ребенка. Создание новых целей, ценностей. Должен взаимодействовать с пунктом 1.

 Профилактика  форм девиантного поведения . Попытаться приостановить действие  разрушительных факторов. Необходима  информация, организация досуга ребенка, установить прямые контакты с семьей. При которых он верит в себя, свое будущее.

 Принцип  диалога – в педагогическом  смысле он приобретает смысл  способ взаимодействия людей,  равенство партнеров в общении.  Равенство не означает равновесие, а равноправие – четкая система прав и обязанностей, уважение их друг у друга. Отношение к человеку не как к материалу, а участнику процесса собственного обучения. Оба нуждаются друг в друге: и ребенок, и воспитатель. Через других мы осознаем себя .

 Принцип  связи воспитания с жизнью – общественная направленность воспитания. В разных обществах приветствуются опредленные качества. «Золотые правила морали» есть, но в современность нужна мобильность, способность жить в меняющемся мире, толерантность, коммуникабельность. Необходимость этих качеств влияет на педагогическую направленность человека. Но также: 1) погружение ребенка в жизненные обстоятельства, коалиции. В течении 18 лет мы человека готовим к школе, но где гарантии того, что он будет за пределами школы жить? Мы должны создавать в школе модели гражданского поведения, политического мировоззрения, чтобы набирался условный, квази-опыт , чтобы ребенок понял, с какими обстоятельствами он столкнется в жизни. Необходимо ставить возможность самостоятельного решения сложны жизненных задач; 2) наполнение воспитания жизненными смыслами ребенка . Необходимо понимать, чем живет ребенок, и свои ценности приплетать к тому, что для него интересно. Принцип «Вишневого сада», с которым я очень не согласен.

 Принцип  педагогической поддержки – предполагает не внешнее воздействие на ребенка, а помощь в решении ребенком своих проблем. Смысл – в названии, предполагается своевременная помощь в решении проблем, но она не должна быть навязчивой, а быть востребовании ребенком, степень доверия, когда сам ребенок обратиться с проблемами к учителю. Но и педагогу не нужно ждать, когда ребенок придет к нему. Нужно создавать ситуации, при которых взрослый будет как значимый «другой». Такая педагогическая поддержка нуждается в особом подходе, так как к каждому нужно найти свое слово, свой подход. Педагог исполняет роль консультанта, куратора, когда воспитанник доверяет учителю. Ребенок все равно должен самостоятельно решить проблемы, а педагог лишь помочь.

 Принцип  деятельности – смена видов  деятельности предполагает переход от теории к практике. Воспитатель лишь создает условия, в которых ребенок приобретает самостоятельность, нужные качества. 
 

7Заключение 

  Итак, девиантное (отклоняющееся) поведение  - это поведение индивида или  группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дфференцированный подход.

  Отклоняющееся  поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых  культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8Список использованных источников 

1.         Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997.

2.         Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

3.         Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994.

4.         Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996.

5.         Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 1996.


Информация о работе Формы дивиантного повидения