Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 10:32, реферат

Описание работы

Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания. Во-вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. В-третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предмет и задачи педагогической психологии………………………………4
2. Методы исследования в педагогической психологии……………………….7
2.1 Психолого-педагогический и формирующий эксперимент……………….9
Заключение….……………………………………………………………...…….16
Список использованных источников…………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     Вместе с тем, для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту.

     В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.

     Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

     Психолого-педагогический эксперимент был разработан в детской и педагогической психологии. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей.

     Существенная  же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не только собственно изучение, но и активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности. Соответственно различают два его вида:

     - обучающий психолого-педагогический  эксперимент,

     - воспитывающий психолого-педагогический  эксперимент.

     При этом особую роль в построении различных  теорий психического развития играет обучающий эксперимент. Это - форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов, прежде всего связанных с когнитивной сферой, происходит при их целенаправленном формировании.

     Таким образом, психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, - это применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

     Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой  квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

     Суть психолого-педагогического эксперимента заключается в том, что вначале изучают особенности психической деятельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенденций развития). Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и продвинуть их на более высокую ступень.

     Психолого-педагогический эксперимент не просто устанавливает, уровень развития памяти и других сторон психической деятельности школьника, а изучает возможности и пути, которые обеспечивают совершенствование этой деятельности. Здесь изучение школьников совершается в процессе обучения, прослеживается влияние обучения и воспитания на развитие психической деятельности учащихся, на формирование тех или иных качеств личности. Именно поэтому он обеспечивает соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

     Приведем  пример. При изучении особенностей памяти младших школьников было установлено, что дети часто механически заучивают  материал, вместо того, чтобы осмысленно запоминать его. Причиной установленного факта оказалось незнание детьми приёмов осмысленного запоминания, с помощью которых достигается понимание материала и его логическое усвоение. Обучая детей приемам смысловой группировки учебного материала, экспериментатор добился того, что школьники стали запоминать не механически, а осмысленно.

     В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще и называется «формирующий»). Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

     В психолого-педагогических исследованиях выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями. Когда же педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учеников определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.

     В ходе психолого-педагогического эксперимента и обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная.

     Участникам  экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества.

     Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

     В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны  экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

     Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию.

     Основные  этапы проведения психолого-педагогического  исследования представлена на рисунке 1. 

       Обязательным для полноценного  психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил:

     Четкая  формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.

     Установление  критериев и признаков, по которым  можно судить о том, насколько  успешно прошел эксперимент, подтвердились  или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.

     Точное  определение объекта и предмета исследования.

     Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.

     Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.

     Определение подходящей формы представления  результатов проведенного эксперимента.

     Характеристика  области научного и практического  применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.

     Задачи  конкретных экспериментов в области  дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:

     1. проверка определенной системы  обучения (например, проверка эффективности системы начального обучения, разработанной Л.В. Занковым);

     2. сравнение эффективности определенных  методов обучения (исследования И.Т. Огородникова и его учеников);

     3. проверка эффективности системы  проблемного обучения (исследования М.И. Махмутова);

     4. разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей (исследования Г.И.Щукиной, В.С.Ильина);

     5. проверка эффективности мер по  формированию у учащихся навыков учебного труда (эксперимент В.Ф. Паламарчук);

     6. развитие познавательной самостоятельности школьников (эксперименты Н.А. Половниковой, П.И. Пидкасистого).

     7. дидактические исследования, связанные  с выбором оптимального варианта  той или иной системы мер  или педагогических действий:

     - обновление системы мер по  предупреждению неуспеваемости (Ю.К. Бабанский и др.),

     - оптимизация объема и сложности  учебного материала, включаемого в школьные учебники (Я.А. Микк),

     - выбор оптимального числа упражнений  для формирования определенного умения (П.Н. Воловик),

     - выбор оптимальных вариантов  системы мер по формированию у учащихся навыков планирования (Л.Ф. Бабенышева),

     - построение проблемного обучения  слабоуспевающих школьников (Т.Б.  Генинг),

     - дифференцированная работа с  учениками на основе разной  степени оказываемой им помощи  в учении (В.Ф. Харьковская),

     - обоснование оптимальной системы преподавания курса технического черчения в вузе (А.П. Верхола),

     - оборудование школьного физического  кабинета (С.Г. Броневщук).

     Все эти задачи в определенной мере переплетаются  друг с другом, но каждая из них имеет  и некоторый специфический акцент, определяющий особенности педагогического эксперимента.

     Таким образом, круг задач, которые решаются с помощью педагогического эксперимента, весьма широк и разносторонен, охватывает все основные проблемы педагогики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Все рассмотренное показывает, что педагогическая психология представляет собой многогранную область психологического знания, учет особенностей, закономерностей, содержания и методов исследования которой может оказать существенную помощь в реализации психолого-педагогических задач воспитывающего и развивающего обучения в любой образовательной системе.

     Педагогическая  психология представляет собой междисциплинарную  самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.

 

      Список использованных источников

 

1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001 – ISBN 5-7695-0684-9

2 Андреева  Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. – М.:Аспект – пресс, 2004 - ISBN 5-7567-0138-9

3 Божович  Л.И. Избранные психологические  труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1997. - 352с. – ISBN 978-5-699-24415-7

4 Волков  Б.С. Методология и методы психологического  исследования [Текст] /Б.С. Волков. –  5-е изд. – М.: Академический  проект, 2006 - ISBN 5-8291-0471-7

5 Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] /учеб.пособие / И.А. Зимняя. – М: ИНФРА-М, 2008 - ISBN 5-94807-015-8

6 Лубовский  Д.В. введение в методологические  основы психологии [Текст] / учеб.пособие  для вузов /Д.В. Лубовский –  2-е изд. – М.:МПСИ, 2007 - ISBN 978-5-9770-0216-5

7 Немов  Р.С. Психология Кн. 2. [Текст] / Р.С.  Немов – М.: «ВЛАДОС», 1998. – 640с.  – ISBN 5-691-00112-4

8 Нуркова  В.В.Психология [Текст] / В.В. Нуркова.- М., 2004. Гл. 1 – ISBN 5-04-010498-7

9 Слободчиков  В.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков - М, 1995 - ISBN 5-8291-0291-9

10 Шарков  Ф.И. Методология и методы психологического  исследования [Текст] / Ф.И. Шарков. –  М.: Акакдемический проспект, 2006 - ISBN 5-8291-0725-2 


Информация о работе Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии