Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 23:19, курсовая работа
Работа содержит в себе: общее понятие внимания,виды внимания,свойства и функции; способы тренировки и развития внимания, эксперименты формирования внимания.
1. Введение……………………………………………………………………………………3
2. Внимание…………………………………………………………………………………...4
2.1. Общее понятие о внимании. Определение…………………………………………...4
2.2. Виды внимания…………………………………………………………………………5
2.3. Свойства и функции внимания………………………………………………………..6
3. Формирование внимания…………………………………………………………………..9
3.1. Способы тренировки и развития внимания…………………………………………..9
3.2. Эксперименты формирования внимания……………………………………………12
4. Заключение………………………………………………………………………………..17
5. Список литературы……………………………………………………………………….18
Следующее свойство внимания - это его объем. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы.
Это
ограничение вынуждает дробить
поступающую информацию на части, не
превышающие возможности
Исследование
объема внимания обычно производится
путем анализа числа
Объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается 5 одновременно ясно воспринимаемых объектов.
Внимание
в жизни и деятельности человека
выполняет множество различных
функций. Оно активизирует нужные и
тормозит ненужные в данный момент
психологические и
Для
рецептивных процессов внимание
является своеобразным усилителем, позволяющим
различать детали изображений. Для
памяти внимание выступает как фактор,
способный удерживать нужную информацию
в оперативной памяти. Для мышления
внимание выступает как обязательный
фактор правильного понимания и решения
задачи. В системе межчеловеческих отношений
внимание способствует лучшему взаимопониманию,
адаптации людей друг к другу, предупреждению
и своевременному разрешению межличностных
конфликтов.
3. Формирование
внимания
3.1. Способы тренировки и развития внимания
Внимание,
как и все остальные
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:
1.
Первые недели-месяцы жизни.
2.
Конец первого года жизни.
3.
Начало второго года жизни.
Обнаружение зачатков
4.
Второй-третий год жизни.
5.
Четыре с половиной - пять лет.
Появление способности
6.
Пять-шесть лет. Возникновение
элементарной формы
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Внимание
играет важную роль в различных профессиях,
связанных с осмыслением
Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:
-
правильный распорядок дня,
-
своевременная диагностика и
лечение нарушений зрения, слуха,
заболеваний внутренних
-
учет дневного ритма
-
чередование умственных и
Создание
благоприятной рабочей
-
отсутствие сильных внешних
(легкий
шум способствует
- обеспечение гигиенических условий работы;
-
оптимальный физический фактор (поза,
при которой ничто не
- привычные условия работы.
Организация деятельности:
-
установить приоритеты (определить,
что главное, а что
- поставить конкретные задачи;
- определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.
Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.
Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.
Способами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:
-
медитация (один из терминов, употребляющихся
для обозначения способа
- пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык означает “ладонь”). Ладони человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было названо Уильямом Бейтсом “пальминг”. Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.
Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы.
Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.
- активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик
П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.
1.
Проходя по улице, нужно
2.
Нужно стараться различать
Таким образом, можно составить себе зрительный образ говорящего.
3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.
4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.
5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусства.
3.2. Эксперименты формирования внимания
Процесс поэтапного формирования умственных действий начинается с этапа внешних, развернутых и осознанных действий. Затем, когда эти действия стереотипно повторяются, некоторые их звенья пропадают из сознания. В конце концов, действие становится полностью свернутым, автоматизированным. Процесс в данном случае не осознаваем, он проходит очень быстро, субъекту доступен только результат. Выполнение любого умственного действия – это его исполнительная часть, но умственное действие включает также и ориентировочную часть, т.е. контроль. Такой контроль сначала следует за действием, потом выполняется одновременно с ним и, наконец, начинает предшествовать действию. На этой стадии контроль становится автоматическим. Когда контроль становится таким свернутым, автоматизированным, он достигает стадии внимания.
Так, из внешнего во внутреннее, формируется внимание у детей, так его надо формировать. Надо предоставить ребенку некую внешнюю, материализованную опору (в описанном далее эксперименте это будет запись на карточке) для контроля своего действия. Затем надо довести это действие контроля до автоматизма.
П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая, исходя из этой гипотезы, проводили эксперименты с формированием внимания у детей. Испытуемыми были дети, ученики 3 отличавшиеся большой невнимательностью в работах по русскому языку. Дети именно этого возраста были выбраны, так как, с одной стороны, на их невнимательность можно было еще легко повлиять, с другой стороны, они легко справлялись с работой по карточке (она будет описана ниже), которая для детей более младшего возраста могла бы быть трудной. Кроме того, в таком возрасте невнимательность часто проявляется в какой-нибудь одной сфере (чаще всего, в письменных работах по русскому языку), а в более поздних возрастах невнимательность носит более широкий характер, происходит перенос и обобщения невнимательности.