Формирование толерантности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический аспект толерантности………………………………………...5
2. Формирование толерантности посредством организации деятельности младших школьников……………………………………………………………….…8
а) методы формирования толерантности…………………………………....13
б) приемы формирования толерантности…………………………………..16
3. Понятие сказкотерапии. Сказкотерапия как средство развития толерантности……………………………………………………………………..…18
4.Заключение…………………………………………………………………....23
5.Литература.………………………………

Работа содержит 1 файл

курс.никул.2.docx

— 49.30 Кб (Скачать)

    17

    3. Понятие сказкотерапии. Сказкотерапия как средство развития толерантности

    Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые  встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой. Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезна ли работа со сказкой. Конец века все поставил на свои места и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными психологами, педагогами и логопедами. [7, 21]

    Важной  чертою сказки является то, что в  ходе ее происходит трансформация. Некто  маленький и слабый в начале к  концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать историей о повзрослении. Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки считал процесс индивидуации. Это не вообще повзросление: это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство.

    Что добро, что зло без лишних сложностей, сказки прямо и доходчиво, на ярких  примерах объясняют ребенку, что  быть плохим значит действовать себе во вред, а быть хорошим правильно  и выгодно, ведь положительного героя  всегда ждет награда – полцарства, принцесса или на худой конец  сладкий пряник. Но сказки, вовсе  не приучают ребенка к мысли, что  хорошим быть легко и ему все  достается просто так. Любую награду  надо заслужить. У положительных  героев, кстати, в сказке вовсе не легкая жизнь, они все время преодолевают трудности, кого-то спасают, что-то разыскивают. Но при этом всегда добиваются успеха.

    18

    Сказка  учит упорству, терпению, умению ставить  цели и идти к ним, не взирая на трудности. Недаром в сказках всегда присутствует магическое число «3», - три раза надо закинуть невод, у Змея-Горыныча срубить три головы, даже свиснуть или топнуть приходиться не менее трех раз. Сказка мягко и ненавязчиво приучает ребенка к мысли, что в жизни даром ничего не дается. Но и добиваться успеха тоже надо уметь, так чтобы не навредить ни себе ни другим. И сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, предостерегая его от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром. Недаром в сказках всегда осуждается непомерная гордыня, глупость, неумение строить с другими, причем не только людьми, но и животными и предметами хорошие, уважительные отношения. Опять же прямая и разумная линия – будешь плохим – останешься со своими бедами один на один, да еще врагов себе наживешь на ровном месте, а у хорошего человека в трудную минуту всегда найдутся друзья готовые ему помочь. Ведь старушка, которой ты поднес корзину может оказаться доброй волшебницей, а разбитый глиняный горшок – заколдованным. [6, 57]

    Использования сказки в период школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Психокоррекция с помощью сказки связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Это процесс воспитания внутреннего ребенка, его гармоничного мироощущения, что становится основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему миру.

    К особенностям сказочного жанра, который  способствует эффективной коррекционно-воспитательной работе относятся:

    1. Отсутствие дидактизма, прямых назиданий  и нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации.

    2. Неопределенность места действия  и главного героя. Отсутствие  четких персонификаций.

    19

    3. Сказка-кладезь мудрости. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

    4. Сказке свойственно четкое разделение  добра и зла.

    5. Ореол тайны и волшебства.

    При работе со сказкой с детьми необходимо принимать во внимание:

    - занятия не должны быть длинными  и перегруженными;

    - с повышенным вниманием необходимо  относиться к выбору героев  и сюжетов, стараясь избежать  стрессорных факторов.

    - лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха и уж тем  более родители, бросающие своих  детей в лесу (что часто встречается  в сказках братьев Гримм);

    - опыт показывает, что меньше всего  страхов вызывают у детей бытовые  сказки о животных. Хотя, конечно,  волшебные гораздо интересней;

    - крайне осторожно следует отнестись и к теме ночи.

    Исходя  из многочисленных наблюдений и их анализа, были выработаны основные этапы  работы над сказкой:

    1. Знакомство с персонажами сказки. Задача педагога - вместе с детьми  выделить и перечислить всех  персонажей сказки, в соответствии  очередностью их появления. Здесь  важно обратить внимание ребенка  на внешний облик персонажа,  его величину, окраску, форму,  звукоподражание, форму передвижения.

    2. Знакомство с главным объектом (героем) сказки. Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему.

    3. Рассказывание сказки с акцентом  на эмоциональное состояние.

    4. Рассказывание сказки с акцентом  на причинно-следственные связи.

    5. Анализ сказки. На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу. Вопросы к сказке формулируются учетом интеллектуального и психологического уровня развития детей.

    20

    6. Стимулирование детских «подcказок» (повторное рассказывание сказки педагогом).

    7. Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок.

    8. Проведение игр-импровизаций с  ребенком. [6, 115]

    Занятия по сказкотерапии, согласно методике О. Смирновой, проходят индивидуально и в подгруппах по 2–3 человека. Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, пересказывать сказки. Естественно, для таких дошкольников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа. Обсуждая сказку с детьми, педагог должен помнить, что фрагментарность освоения художественного текста – одна из основных характеристик читательского развития ребенка. Н.К. Сорокина выделяет пять уровней понимания литературного текста учащихся. Для первого уровня характерно понимание информационного плана текста и его идеи, второй – характеризуется частичным пониманием плана и пониманием идеи; третий - пониманием идейного плана и непониманием идеи; четвертый – частичным пониманием информационного плана и не пониманием идеи; пятый – не пониманием плана и не пониманием идеи. Чтобы помочь детям усвоить идейное содержание текста, можно использовать различные приемы. Выразительное чтение педагога с интонационной характеристикой персонажей русских народных сказок помогает развитию образного и логического мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. [10]

    Особая  роль сказки отводится тому, чтобы  научить детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, овладеть умением  выражать свои мысли вслух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать  положительные поступки. Чтобы ребенок мог сознательно регулировать поведение, нужно

    21

научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, учить владеть  средствами и способами анализа  своего поведения и поведения  других людей. Метод работы со сказкой является сегодня одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных в работе с детьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    22

    Заключение

    В данной курсовой работе был выполнен ряд задач: рассмотрен теоретический аспект толерантности, исследовано понятие сказкотерапии, проанализирована сказкотерапия как средство развития толерантности.

    Толерантность представляется сложным явлением и  может быть рассмотрена с разных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, а также психолого-педагогической.

    Толерантность не имеет однозначного определения  и понимается в различных научных  дисциплинах по-разному: как активная форма отношения к миру, как  приспособительная функция организма, как эквивалентность и мера различаемости, как нравственная сдержанность, как терпимость, эмоциональная устойчивость.

    Толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая  технология взаимодействия людей, такая  технология, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание  интересов, убеждение сотрудничающих сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого  решения. Обучение человека диалогу, способам ведения переговоров, умению слушать  и уважительно относиться к другой точке зрения – проблема современного общества в области воспитания и развития.

    Сказка  служит для ребёнка посредником  между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и  к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо  сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться  в людских характерах.

    Сказка  учит упорству, терпению, умению ставить  цели и идти к ним, не взирая на трудности.

    Сказка  формирует у ребенка на всю  жизнь основы поведения и общения, предостерегая его от всего, что  в дальнейшем может испортить  его отношения с окружающим миром.

    23

    Сегодня метод работы со сказкой активно  разрабатывается в нашей стране многими известными психологами, педагогами и логопедами. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Даже самые простые сказки несут в себе воспитательный момент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    24

    Литература

  1. Абибуллаева, Г.С. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у младших школьников в поликультурной среде / Г.С. Абибуллаева / /www.rusnauka.com
  2. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В.Безюлева, Г.М. Шеламова. – Москва: Просвещение, 2000.-272с.
  3. Битянова, М. Волшебный кристалл: Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов / М. Битянова, И. Вачков // Литература. – 2002. – №39. – С. 7-8.
  4. Бобинова, С.В. Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста / С.В. Бобинова / /www.den-za-dnem.ru/page.php?article=30
  5. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. – 2002. - №7. – С. 3-13.
  6. Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия: дым старинного камина. Сказки доктора Балу / А.В. Гнездилов. - СПб.: Речь, 2002. - 290 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. (Теория и практика сказкотерапии): Кн. для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологови методистов / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Златоуст, 1998. - 349 с.
  8. Кротков, Е.А. Анатомия толерантности: феноменологический анализ / Е.А. Коротков // http:// toleration.bsu.edu.ru/ Publicatsii/Krotkov Tol.htm
  9. Риэрдон, Б.Э. Толерантность – дорога к миру /Б.Э. Риэрдон. – М.: Бонфи, 2001. – 304 с.
  10. Смирнова, О.И. Использование сказок в нравственном воспитании младших школьников / О.И. Смирнова // www.festival.1september.ru.
  11. Толерантность – идеология гражданского мира. – М.: Бонфи, 2001. – 48 с.
 
 
 

Информация о работе Формирование толерантности у младших школьников