Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Oдной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Pебенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика связной речи как особого вида речевой деятельности и закономерности ее развития у детей дошкольного возраста…………….5
Особенности овладения детьми связной речи, причины
ее нарушения………………………………………………………………….11
Методы и приемы обучения детей связной монологической речи, их специфика……………………………………………………………………15
Исследование навыков и умений связной речи у детей, их выявления в детских рассказах……………………………………………………………21
Заключение ………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Белоусова контрольная.docx

— 62.20 Кб (Скачать)

     Жаба-сын. Квакс - квакс, брекекекс. Какая славная, красивая девчонка. Она очень мила.

     Жаба. Привяжу тебя покрепче к кувшинке, чтоб ты не убежала. Мы сейчас придем, ты жди.

(Это примерный диалог, который идет в свободной форме по сюжету сказки).

     Воспитатель. Автор говорит, что Жаба – безобразная  и сынок – безобразный, как  по-другому можно сказать о них? (ужасный, безобразный, отвратительный, противный, некрасивый, мерзкий и т. д.)

     Нужно спасать Дюймовочку из болота. Кто  прилетел ей на помощь? (Мотылек).

     Под музыку появляется Мотылек, предлагает Дюймовочке свою помощь, спасает ее, они «улетают» из болота.

     Вокруг  Дюймовочки синели… 

васильки.

     Рядом звенели…

колокольчики.

     А вот, посмотрите, розовеет… 

клевер, кашка.

     И вся поляна белеет от… 

ромашек.

     Дети берут в руки цветы и танцуют «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Проводится физкультурная пауза.

     Воспитатель. Прошло теплое лето. Наступила холодная осень. Пошла девочка искать приют  на зиму. В поле она увидела норку, там жила Полевая Мышь.  (Далее идет диалог полевой мыши и Дюймовочки в свободной форме по сюжету сказки. Полевая Мышь предлагает Дюймовочке остаться у нее зимовать).

     Воспитатель. Вам понравилась Полевая Мышь? Какая она? (добрая, ласковая, отзывчивая, приветливая, не жадная и т.д.).

     Воспитатель. А тем временем стало совсем холодно. Вот полетели первые снежинки. Птицы  улетели в теплые края. А вот  Ласточка. Почему она не улетела?

     Дети  смотрят пантомимический рассказ  Ласточки о том, что она не могла  улететь в теплые края (используется невербальный метод). Посмотрев пантомиму, дети рассказывают о переживаниях Ласточки.

     Воспитатель. А тем временем в норке Полевой  Мыши ждали важного гостя.

Полевая Мышь поет (музыка А. Крылова):

Жду к себе соседа я,

Крот ученый, важный.

Он жених такой  прекрасный,

Он жених такой  прекрасный.

Будешь ты ему  женой.

     Воспитатель. Скоро придет сосед – Крот. Как  вы его себе представляете?

Дети дают короткий описательный рассказ.

     Крот  больше Мыши, у него широкий нос, острые зубы, слепые глаза, шуба у него черная, красивая, блестящая, похожа на бархат, он важный.

Крот  приглашает Дюймовочку и Полевую  Мышь в гости. Дюймовочка по дороге видит замерзшую Ласточку.

     Дюймовочка. Бедная птичка! Замерзла совсем, я тебя согрею, ты будешь снова, как и прежде порхать и чудесные песенки распевать. (Укрывает птичку).

     Воспитатель. Ребята! А как бы вы поступили  на месте Дюймовочки? (Дети дают свои ответы. Подходят к Ласточке, стараются укрыть ее, согреть, покормить).

     Ласточка. Тви-вить, тви-вить, тви-вить! Спасибо  Дюймовочка. Спасла ты жизнь мою, тебе добром я отплачу. Спасибо и вам  ребята, хорошо иметь друзей, которые  не бросят в беде.

     Дети  поют песню «Дружба крепкая не сломается…» на музыку Ю. Чичкова и улетают вместе с Ласточкой.

Занятие 2

Тема: рассказ Павловой «На машине» по мнемотаблице

     Цель: научить пересказывать текст связно, последовательно, логично; интонационно передавать диалог действующих лиц; умения использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность     и    связность текста; научить понимать тему высказывания; развитие контроля речи, через прослушивание  пересказа на магнитофоне; повтор лексической темы «Транспорт», «Зима» обогащение пассивного словаря новым словом «опрокинуться», «наехать на  камень»; работа с пословицей «Один в поле не воин».

     Оборудование: рассказ Н. Павловой «На машине», волшебная палочка, предметные картинки  по теме «Транспорт», мнемотаблица для пересказа, Мышка - шептунишка, волшебный клубочек, диктофон.

     Ход занятия:

Орг. момент

Л.: Сядет тот, кто назовет мне слова наоборот.  
Отъехать - подъехать вылетел - залетел 
Въехать - съехать   взлетел - приземлился 
Выехать - заехать укатил - прикатил 
Улететь - прилететь уплыл - приплыл 
Л.: О чем так можно сказать? (О транспорте)

     Сюрпризный  момент

     Л.: Сегодня мы с вами отправимся в  путешествие на завод. Хотите? Закрываем  глаза и произносим хором заклинание: БА-БО-БУ-БЫСЬ - на заводе окажись. Вот мы с вами и на великом заводе - КАМаз. Посмотрите вокруг, сколько интересных полезных и нужных машин производит этот завод гигант (вывешиваются картинки с транспортом)

     Л.: А вы можете сказать, что делает этот транспорт? Поиграем в игру «Скажи правильно».

     Машина (Едет) поезд (гудит) Самолет (летит)  троллейбус, автобус (идет, сигналит) Корабль  (плывет)  трамвай (звенит)

Чтение текста с наглядностью.

     Л.: Прогуливаясь по заводу, я услышала удивительную историю, которая произошла  здесь. Хотите послушать? Рассказала мне  эту историю Н.Павлова.

     Мышка, Зайчик и Собачка сели в машину и поехали. Едут, едут. Наехали на камень. Бух! - и опрокинулись! Полетели кто куда! Сидят на земле. Плачут. Но ехать-то дальше надо! Тут Мышка  и говорит: -  А я машину подниму.

     Стала поднимать, да никак не поднять!

       Зайчик говорит: 

     - Дай-ка я подниму. Я посильнее.

     Стал  поднимать, да никак не поднять!

     А Собачка говорит:

      -Давайте-ка, ребята, все вместе поднимать. 

     Стали поднимать все вместе. Раз! - и  подняли! Влезли на машину. А машина не идет: камень задние колеса не пускает.

     Тут Мышка и говорит: - А я камень в сторону столкну.  
Стала толкать, да никак не столкнуть! Зайчик говорит: - Дай-ка я столкну. Я посильнее. Стал толкать, да никак не столкнуть!

     А Собачка говорит: - А давайте-ка, ребята, все вместе толкать. Стали толкать все вместе. Раз!- и столкнули камень в сторонку. Влезли на машину и поехали. Едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо!

Словарная работа.

     Л.: Как вы объясните слова и выражения  «опрокинуться», «наехать на камень».

     Физ. минутка «Машина».

     Л.: Мы устали по заводу гулять, отдохнем немного. 
Не летает не жужжит, 
Жук по улице бежит. 
И горят в глазах жука 
Два блестящих огонька.

Повторное чтение с установкой на пересказ по мнемотаблице.  

Пересказ детьми рассказа

     (Если  у ребенка возникают трудности  при построении фразы для ответа, то применяется подсказка с  помощью «Мышки - шептунишки» -это игрушка, которая поможет  ребенку, подобрать нужное слово или предложение.  Мышкой может  подсказывать сильный ребенок)

Работа с пословицей

     Л: А давайте вспомним  пословицы про дружбу. (Один в поле не воин. Капля мала, а по капле будет море. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат и др).

     Итог  занятия.

     Л.: Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться. До свидание, завод, мы к тебе еще придем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

 
 Таким образом, cвязная речь является смысловым развернутым высказыванием, которое обеспечивает общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

     Связная речь – это особая сложная форма  коммуникативной деятельности. У  детей с недоразвитием речи эта  форма самостоятельно не формируется.  

      Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве  и рассматривается в современном  дошкольном воспитании как общая  основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение  речью не просто что- то добавляет  к развитию ребенка, а перестраивает  всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводиться речевому развитию детей.

     В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и  формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.

     Художественные  произведения объединяют в себе специфическую  область творчества, объединяющую в  себе мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических  и музыкально- поэтических жанров.

     Дети - дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации, дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок; у ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.

     Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на фронтальных  занятиях по развитию речи, так и  во время занятий по познавательному  развитию, изобразительному, трудовому  развитию и в других видах деятельности.

     Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию – одно из важнейших  условий успешной работы по развитию речи дошкольников.

     На  занятиях необходимо использовать такие  приемы, как объяснения, вопросы, речевой  образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др.

     При проведении того или иного занятия  педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания  различных приемов с тем, чтобы  повышать активность и самостоятельность  детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1.  Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. – 352с.
  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань.,2003. – 656с. – (Учебники для вузов. Специальная литература.)   
  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 240 с
  4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с., ил.
  5. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.
  6. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.-сост. В. И. Селиверстов. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 128с.
  8. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Изд-во Ростовского ун-та, 1987. – 192 с.
  9. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480 с.
  10. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
  11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
  12. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
  13. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
  14. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001. – 448 с.  
  15. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с., ил., 4 л. ил.
  16. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: «Просвещение», 1976. – 224 с.
  17. Тихеева Ю. Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
  18. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2003. – 240 с.
  19. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – 2-е изд. – М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416с.

Информация о работе Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста