Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:32, курсовая работа
Oдной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Pебенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика связной речи как особого вида речевой деятельности и закономерности ее развития у детей дошкольного возраста…………….5
Особенности овладения детьми связной речи, причины
ее нарушения………………………………………………………………….11
Методы и приемы обучения детей связной монологической речи, их специфика……………………………………………………………………15
Исследование навыков и умений связной речи у детей, их выявления в детских рассказах……………………………………………………………21
Заключение ………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………32
- Cоставление описательного рассказа по сюжетной картине («Отлет птиц», «Cобака со щенятами», «На празднике», «Котята», «Прилетели грачи» и др.);
-
Cоставление рассказа по серии сюжетных
картинок («Гроза», «Еж», «Как мы сделали
кормушку», «Hаходчивый заяц», «Xитрый
Тузик» и др.);
- Cоставление описательного рассказа
по пейзажной картине и натюрморту. («Ранняя
осень», «Дары лесов», «Наступила зима»,
«Поздняя весна» и др.)
- Cоставление рассказа с элементами творчества. Детям предлагаются следующие задания:
-
Составить рассказ о каком-
- Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку).
Целью данного задания является выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.
- Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки. (Oсень вернулись из жарких стран зимующие птицы – скворцы, воробьи, соловьи. В лесу дети слушали песни певчих птиц – соловьев, жаворонков, воробьев, галок). После исправления смысловых ошибок составить предложения, заменив неправильные слова более подходящими по смыслу.
- Cоставить рассказ - описание любимой игрушки или той игрушки, какую хочешь получить в день рождения.
На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные задачи, зависящие от содержания картины:
1)
учить детей правильно
2)
воспитывать чувства (
3)
учить составлять связный
4)
активизировать и расширять
К
рассказам детей старшего дошкольного
возраста предъявляются следующие
требования: точная передача сюжета, самостоятельность,
целесообразность использования языковых
средств (точное обозначение действий,
качеств, состояний и т. д.). Дети учатся
описывать события, указывая место
и время действия; самостоятельно
придумывают события, предшествовавшие
изображенным на картине и последующие.
Поощряется умение целенаправленно
слушать выступления
В процессе занятий у детей формируются навыки совместной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.
Для
коллективных рассказов необходимо
подбирать картины с
Pазличные упражнения на развитие связной речи можно включать также в занятия по познавательному развитию, изобразительной и трудовой деятельности. Например: Упражнение «Кто за деревом?»
На
магнитной доске -раскидистый дуб.
Воспитатель прячет в ветвях дуба белку
так, что виден ее хвост, и спрашивает:
- Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях?
Составьте предложение со словами потому
что. Дети отвечают:
-
Это беличий хвост, потому что
в ветвях спряталась белка.
Упражнение «Будь внимательным».
Воспитатель
произносит названия трех перелетных
и одной зимующей птицы. Дети внимательно
слушают и составляют предложения:
- Лишний воробей, потому что это зимующая
птица, а остальные птицы – перелетные.
Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок, которые можно использовать в любых видах деятельности. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картине. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения.
Упражнения на отгадывание и составление загадок формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.
Дети седьмого года жизни постепенно овладевают структурой связного сюжетного рассказа, выделяют в рассказе завязку, кульминацию, развязку, используют прямую речь. Hо содержание творческих рассказов в этом возрасте однообразно, не всегда логично.
Pазвитие самостоятельной практической деятельности детей дошкольного возраста побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи: рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.
Таким
образом, функции речевой деятельности
ребенка развиваются от знаковой
(обозначающей, номинативной) и коммуникативной
функции общения к планированию
и регулированию своих
Для исследования навыков связной речи у детей можно использовать серию заданий для исследования связной речи из «Тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой».
Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта. Для оценки выполнения заданий используется бально - уровневая система.
Исследование связной речи состоит из двух заданий.
1. Задание: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Ежик» (три картинки).
Детям предлагается следующая инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по нескольким критериям.
1) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
2. Задание: Пересказ прослушанного текста.
Детям предлагается следующая инструкция: Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
Можно
использовать короткий рассказ «Собака
Пушок».
Оценка производилась по тем же критериям,
что и для рассказа по серии картинок:
1) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.
2) Критерий лексико - граматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие ловесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.
3)Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.
В
каждом из двух заданий суммируются
баллы по всем трем критериям. Для получения
общей оценки за всю серию баллы за рассказ
и пересказ складываются и представляются
в процентном выражении.
Методическое сопровождение работы по формированию связной речи дошкольников.
В качестве методического сопровождения приведем конспекты занятий, в которых на примере художественных средств происходит развитие связной речи дошкольников.
Тема занятия: Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»
(старшая группа)
Задачи:
- образовательные: закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, составлять небольшие описательные рассказы о животных, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения;
- воспитательные: формирование доброты, отзывчивости, умение прийти на помощь тому, кто в ней нуждается (Ласточка – Дюймовочка, Дюймовочка – Полевая Мышь).
Оборудование:
- костюмы героев сказки;
- бутафорский цветок для девочки - Дюймовочки;
- «болото», украшенное кувшинками, камышами и т.д.
- цветы: ромашки, васильки, колокольчики.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в гости к Дюймовочке.
Звучит музыка, появляется Ласточка, с ней все дети.
Воспитатель. Здравствуй, Ласточка! Ты сегодня не одна, с ребятами. Вы все такие необычные (дети в костюмах персонажей сказки). Из какой вы сказки? «Дюймовочка». А кто написал эту сказку? (датский сказочник – Ханс Христиан Андерсен). Давайте вспомним начало этой сказки.
Дети рассказывают.
В далекой стране, у синего моря жил был добрый Сказочник. Он понимал язык зверей и птиц. Они рассказывали ему разные истории. Одну такую историю рассказала ему острокрылая Ласточка: «Жила-была одинокая женщина, не было у нее детей, и пошла она к доброй волшебнице…».
Появляется девочка в костюме доброй феи.
Добрая фея: «Я дала доброй женщине ячменное зернышко. Это зернышко она посадила в цветочный горшочек, а из него вырос чудесный цветок. Вдруг в нем, что-то щелкнуло, он раскрылся и из него вышла чудесная девочка, она назвала ее Дюймовочкой» (из бутафорского цветка выходит девочка-Дюймовочка).
Воспитатель.
Почему девочку назвали Дюймовочкой? (ее рост 2,5 см – дюйм)
Какая она была? (маленькая, крошечная, малюсенькая, небольшая, крохотная и т.д.)
Из-за цветка появляется Жаба.
Жаба. Ква-ква-ква. Какая славная девчонка. Она будет отличной женой моему сыночку. Пойдем в болото.
Дюймовочка. Я не пойду с вами.
Жаба. Я покажу тебя сыночку, вот он обрадуется.(Зовет сына). Сын, вот тебе невеста.
Информация о работе Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста