Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:47, курсовая работа
В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества.
Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования……...8
1.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива….
1.2. Понятие коллектива, структура коллектива……………………………......
Глава II. Формирование студенческого коллектива……………………………….
2.1 Особенности развития личности студента ………………………………..
2.2. Особенности формирования студенческого коллектива………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Литература…………………
Почти каждый коллектив имеет своего формального лидера. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность его работы.
Так же неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам коллектива, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Опора неформального лидера – признание его коллективом.
За каждым членом коллектива обычно закрепляются определенные роли. Роль – это способ поведения индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией.
Существуют две основных направленности ролей для создания нормально работающего коллектива. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать коллективные задачи и выполнять их.
Наряду с формальным распределением ролей, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое коллективом. Отдельные члены коллектива берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов коллектива, третьи заботятся о взаимоотношениях в коллективе, о поддержании хорошего климата в нем, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца.
Для того чтобы
быть принятым в коллектив и чувствовать
его поддержку, необходимо уметь
приспосабливаться к его
Статус в коллективе - положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этого коллектива другими его членами.
Статус может быть формальным и неформальным.
Статус той
или иной личности в коллективе может
определяться рядом факторов, включая
такие как старшинство в
Кроме того, структурные характеристики коллектива включают в себя личные симпатии и антипатии между членами коллектива (кто кому нравится и кто кого не любит), а также силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).
На установление
дружеских отношений между
1) личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям;
2) частота встреч, а также ожидание того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем;
3) успешное функционирование коллектива. Успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспех;
4) наличие одной цели;
5) широкое участие всех членов коллектива в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общеколлективные процессы стимулирует развитие положительного восприятия коллектива.
Структура коллектива достаточно сложна и в некотором роде условна. Для эффективного формирования коллектива и управления им необходимо четко знать состав малых групп, статус и роли если не каждого, то хотя бы большинства членов коллектива. Так же установление формальных и неформальных лидеров поможет определить направления и механизмы воздействия на коллектив.
ГЛАВА 2. Формирование студенческого коллектива
2.1. Особенности
развития личности студента
Термин "студент"
латинского происхождения, в
Студент как
человек определенного
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
2) с социальной,
в которой воплощаются
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение
этих сторон раскрывает
Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой понимается включение человека в самостоятельную трудовую деятельность и создание собственной семьи.
Преобразование
мотивации, всей системы
Студенческий
возраст характерен и тем, что
в этот период достигаются
многие оптимумы развития
Время учебы
в вузе совпадает со вторым
периодом юности или первым
периодом зрелости, который отличается
сложностью становления
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1) уход от
психологической интимности, избегание
тесных межличностных
2) размывание
чувства времени,
3) размывание
продуктивных, творческих способностей,
неумение мобилизовать свои
4) формирование
"негативной идентичности", отказ
от самоопределения и выбор
отрицательных образов для
Юноши с
пониженным самоуважением
Факт поступления
в вуз укрепляет веру молодого
человека в собственные силы
и способности, порождает
Студенческий
возраст, по утверждению Б.
Г. Ананьева, является сенситивным
периодом для развития
Необходимым
условием успешной
Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дизадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.
2.2. Особенности
формирования студенческого
Возникновение
коллектива является
Существуют
самые разнообразные пути и
средства воспитательного