Формирование студенческого коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования……...8
1.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива….
1.2. Понятие коллектива, структура коллектива……………………………......
Глава II. Формирование студенческого коллектива……………………………….
2.1 Особенности развития личности студента ………………………………..
2.2. Особенности формирования студенческого коллектива………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Литература…………………

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 33.85 Кб (Скачать)

Почти каждый коллектив  имеет своего формального лидера. Лидеры во многом определяют моральный  климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность  его работы.

Так же неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам коллектива, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Опора неформального  лидера – признание его  коллективом.

За каждым членом коллектива обычно закрепляются определенные роли. Роль – это способ поведения  индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией.

Существуют две  основных направленности ролей для  создания нормально работающего  коллектива. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность  отбирать  коллективные задачи и выполнять их.

Наряду с формальным распределением ролей, обязательно  складывается неформальное распределение  ролей, обычно признаваемое коллективом. Отдельные члены коллектива берут  на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов коллектива, третьи заботятся  о взаимоотношениях в коллективе, о поддержании хорошего климата  в нем, четвертые следят за тем, чтобы  был порядок в работе, все выполнялось  в срок и доводилось до конца.

Для того чтобы  быть принятым в коллектив и чувствовать  его поддержку, необходимо уметь  приспосабливаться к его нормам. Обычно сам коллектив оказывает  определенное давление и пытается скорректировать  поведение тех своих членов, которые  поступают вопреки нормам и правилам, существующим в нем.

Статус в коллективе -  положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этого коллектива другими его членами.

Статус  может быть формальным   и неформальным.

Статус той  или иной личности в коллективе может  определяться рядом факторов, включая  такие как старшинство в должностной  иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, накопленный опыт, уважение, соответствующее  заслугам, знаниям. Эти факторы могут  способствовать повышению и понижению  статуса в зависимости от ценностей  и норм коллектива. Члены коллектива, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на коллективное решение, чем члены  коллектива с низким статусом.

Кроме того, структурные  характеристики коллектива включают в  себя личные симпатии и антипатии  между членами коллектива (кто  кому нравится и кто кого не любит), а также силу и конформизм (кто  на кого оказывает влияние и кто  за кем следует, кто кого готов  слушать и кому подчиняться). 

На установление дружеских отношений между людьми оказывают влияние несколько  моментов:

1)       личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям;

2)       частота встреч, а также ожидание того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем;

3)       успешное функционирование коллектива. Успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспех;

4)       наличие одной цели;

5)       широкое участие всех членов коллектива в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общеколлективные процессы стимулирует развитие положительного восприятия коллектива.

Структура коллектива достаточно сложна и в некотором  роде условна. Для эффективного формирования коллектива и управления им необходимо четко знать состав малых групп, статус и роли  если не каждого, то хотя бы большинства членов коллектива. Так же установление формальных и неформальных лидеров поможет определить направления и механизмы воздействия на коллектив.

ГЛАВА 2. Формирование студенческого коллектива

2.1. Особенности  развития личности студента     

 Термин "студент"  латинского происхождения, в переводе  на русский язык означает усердно  работающий, занимающийся, т.е. овладевающий  знаниями.     

 Студент как  человек определенного возраста  и как личность может характеризоваться  с трех сторон:

1) с психологической,  которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2) с социальной, в которой воплощаются общественные  отношения, качества, порождаемые  принадлежностью студента к определенной  социальной группе и т.д.

3) с биологической,  которая включает тип высшей  нервной деятельности, строение  анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост  и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.     

 Изучение  этих сторон раскрывает качества  и возможности студента, его возрастные  и личностные особенности. Сравнительно  с другими возрастами в юношеском  возрасте отмечается наивысшая  скорость оперативной памяти  и переключения внимания, решения  вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.      

 Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой понимается включение человека в самостоятельную трудовую деятельность и создание собственной семьи.       

 Преобразование  мотивации, всей системы ценностных  ориентации, с одной стороны, интенсивное  формирование специальных способностей  в связи с профессионализацией  - с другой, выделяют этот возраст  в качестве центрального периода  становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических  и научных достижений.      

 Студенческий  возраст характерен и тем, что  в этот период достигаются  многие оптимумы развития интеллектуальных  и физических сил. Но нередко  одновременно проявляются противоречия  между этими возможностями и  их действительной реализацией.       

 Время учебы  в вузе совпадает со вторым  периодом юности или первым  периодом зрелости, который отличается  сложностью становления личностных  черт - процесс, проанализированный  в работах таких ученых, как  Б. Г. Ананьев, И. С. Кон,  В. Т. Лисовский и др. Характерной  чертой нравственного развития  в этом возрасте является усиление  сознательных мотивов поведения.  Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной  мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность,  инициатива, умение владеть собой.  Повышается интерес к моральным  проблемам (цели, образу жизни,  долгу, любви, верности и др.).        

 Юношеский  возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

1) уход от  психологической интимности, избегание  тесных межличностных отношений;

2) размывание  чувства времени, неспособность  строить жизненные планы, страх  взросления и перемен;

3) размывание  продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние  ресурсы и сосредоточиться на  какой-то главной деятельности;

4) формирование "негативной идентичности", отказ  от самоопределения и выбор  отрицательных образов для подражания.      

 Юноши с  пониженным самоуважением особенно  ранимы и чувствительны ко  всему, что как-то затрагивает  их самооценку. Они болезненнее  других реагируют на критику,  смех, порицание. Их больше беспокоит  плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если  у них что-то не получается  в работе или если они обнаруживают  в себе какой-то недостаток. Вследствие  этого многим из них свойственны  застенчивость, склонность к психической  изоляции, уходу от действительности  в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.     

 Факт поступления  в вуз укрепляет веру молодого  человека в собственные силы  и способности, порождает надежду  на полнокровную и интересную  жизнь. Вместе с тем на II и  III курсах нередко возникает вопрос  о правильности выбора вуза, специальности,  профессии. К концу III курса  окончательно решается вопрос  о профессиональном самоопределении.  Однако случается, что в это  время принимаются решения в  будущем избежать работы по  специальности     

 Студенческий  возраст, по утверждению Б.  Г. Ананьева, является сенситивным  периодом для развития основных  социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен.      

 Необходимым  условием успешной деятельности  студента является освоение новых  для него особенностей учебы  в вузе, устраняющее ощущение  внутреннего дискомфорта и блокирующее  возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов  складывается студенческий коллектив,  формируются навыки и умения  рациональной организации умственной  деятельности, осознается призвание  к избранной профессии, вырабатывается  оптимальный режим труда, досуга  и быта, устанавливается система  работы по самообразованию и  самовоспитанию профессионально  значимых качеств личности. 

     Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дизадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

2.2. Особенности  формирования студенческого коллектива      

 Возникновение  коллектива является результатом  организационно-управленческой, воспитательной  работы. Это не просто хорошо  организованная для совместной  деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе  выполнения полезно- значимой  работы. Студенческие академические  группы нередко не становятся  настоящими коллективами, потому  что преподаватели больше ориентируют  студентов на хорошее усвоение  знаний, навыков и умений в  области будущей профессии, а  не на прочную совместную деятельность. Основная задача воспитательного управления академическими студенческими группами как центральным звеном микро среды вузовского студенчества заключается в превращении каждой группы  в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в вузе. На реализацию этой задачи должны быть направлены усилия профессорско-преподавательского состава.     

 Существуют  самые разнообразные пути и  средства воспитательного воздействия  на группы и управления ими:  совет и просьба, внушение и  приказ, указание и пример, убеждение  и доказательство, информация и  оценка, поощрение и наказание,  справедливая требовательность  и систематический контроль, определение  перспективных линий развития  коллектива. Нет только отрицательных  и только положительных форм  воздействия. Каждая из перечисленных  форм может оказаться вредной  или полезной, может осуществлять  положительное или отрицательное  влияние на личность. Все зависит  от ситуации и стиля воздействия,  положения и индивидуальных особенностей  того, на кого воздействуют и  кто воздействует.     

Информация о работе Формирование студенческого коллектива