Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:29, реферат
Культура в узком смысле - это уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации его жизни и деятельности. А психологическая культура - психологическая образованность человека в сочетании с готовностью и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективность общения и самосовершенствования.
Вступление………………………………………………………………………3
Психологическая культура личности
Актуальность психологическая культура в менеджменте
Психологическая культура менеджера
Культура общения в управленческой деятельности
Культура управленческих решений
Заключение………………………………………………………………………20
Прежде чем применять к работникам какие либо санкции и штрафы, следует разобраться в причинах их плохого отношения к своим служебным обязанностям. Возможно, в этом есть и вина руководителя.
Руководителю необходимо быть доступным для подчиненных. Его долг - как можно чаще бывать на их рабочих местах, беседовать с ними, выяснять их служебные, а возможно, и семейные, личные проблемы, внимательно выслушивать их предложения, претензии, жалобы и реагировать на них. Работникам приходится часто обращаться к руководству с различными просьбами, менеджеру нельзя равнодушно относиться к ним. Если нет возможности помочь, целесообразно объяснить причины отказа. При затруднении выполнить просьбу сразу же назначают срок исполнения и выполняют ее. Все отмеченные меры значительно укрепляют доверие между начальниками и подчиненными. Менеджерам приходится работать с людьми различной политической ориентации, религиозных взглядов, национальной принадлежности, с мужчинами и женщинами, пожилыми и молодыми, здоровыми людьми и инвалидами. Он не должен допускать дискриминации по этим признакам, а строить свои отношения с ними на чисто деловой основе. Главным критерием при этом является отношение подчиненных к работе, исполнение ими своих служебных обязанностей и нравственных норм.
Деловое общение не обходится без конфликтов. Их приходится решать менеджерам. Это требует от них знаний и умений, которые приобретаются как путем образования, так и в процессе практической деятельности. Для поддержания нормального морально-психологического климата в коллективе руководителям стоит устанавливать и поддерживать контакты с неформальными лидерами, влияющими на поведение работников, стремиться вместе с ними решать возникающие проблемы и конфликтные ситуации.
Соблюдение норм и правил этикета - важнейшее требование к поведению руководителя. Это - действенная мера в предупреждении грубости, высокомерия, фамильярности, бестактности, вульгарности в общении с другими людьми, менеджер должен постоянно следить за своим внешним видом (одеждой, обувью, прической, гигиеной тела, манерами), а также за порядком в офисе, своем служебном кабинете, на рабочем столе.
Вместе с нравственными качествами руководителю важно обладать и необходимыми для управленческой деятельности психологическими задатками. Выполняя предпринимательские функции, менеджер не должен бояться идти на риск, связанный с нововведениями, и брать на себя ответственность при реорганизации фирм или их отделов.
Современному руководителю необходимо иметь волевой характер, который позволяет ему добиваться поставленных целей, не терять самообладания в кризисных, критических ситуациях, принимать в этих ситуациях быстрые и ответственные управленческие решения.
Менеджеру полезно обладать знаниями в области психологии. Используя их, он строит свои взаимоотношения с окружающими людьми. Чтобы не доводить себя до стрессовых состояний, ему необходимо правильно организовывать свой рабочий день, рационально использовать свободное время, уметь расслабляться, переключаться на другие виды деятельности.
Очень
важную роль в нормальном отдыхе играет
семейная обстановка. Поэтому свои
семейные отношения руководитель должен
налаживать так, чтобы они благоприятно
сказывались на работе. От этого выигрывает
не только дело, но и сама семья.
Культура общения в управленческой деятельности
Теория и практика управления показывают, что руководитель любого управленческого звена в повседневной работе сталкивается с проблемой общения, или коммуникации. Основная функция общения, его назначение - достичь взаимопонимания, на основе которого участники общения добиваются согласованного взаимодействия.
Обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией в деловой сфере важен в двух аспектах. Во-первых, менеджер при помощи общения со своим окружением, с сотрудниками получает информацию для принятия управленческих решений. Во-вторых, общение является наиболее действенным инструментом достижения положительных результатов. В книге «Карьера менеджера» президент компании «Крайслер» Ли Якокка пишет, что «...управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд» . Такова сущность управления по мнению одного из лидеров современного бизнеса. Далее Ли Якокка утверждает: «Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность - это общаться с ними». В последнем случае он имеет в виду как устное непосредственное общение, так и документальный обмен.
Устное
непосредственное общение обладает
рациональной и эмоционально-волевой
полнотой и поэтому имеет важное
преимущество перед письменным обменом
- оперативность. Зато письменная информация
более упорядочена, долговечна и юридически
полноценна. Коммуникативное взаимодействие
является именно взаимодействием, то есть
совместной и одновременной деятельностью
по чередующемуся говорению и пониманию.
И хотя чаще говорят лишь о передаче логической
и эмоциональной информации, не менее
важной стороной при общении является
слушание, восприятие и правильное истолкование
этой информации.
Культура управленческих решений
Деятельность руководителя связана прежде всего с подготовкой и принятием управленческих решений. Для этого он должен обладать знаниями по направлениям, по которым работают различные подразделения подчиненной ему производственной или коммерческой структуры. Некомпетентность очень быстро замечается подчиненными, в результате чего страдает его авторитет. Принятие решений требует большой интеллектуальной работы, направленной на то, чтобы из множества возможных действий самого менеджера и организации, которую он возглавляет, выбрать наиболее оптимальное, т.е. действие, дающее наилучшие результаты. Важнейшее требование к управленческому решению - его выполнимость. Прежде чем принять решение, руководитель должен выяснить наличие необходимых для его реализации материальных и людских ресурсов, просчитать последствия принятого решения.
Решения принимаются различными способами, в зависимости от самого типа решения, и от личности самого менеджера, часто руководители стремятся принимать единоличные, авторитарные решения. Так же решения могут приниматься коллективным разумом, такими методами как "мозговой штурм", дискуссия и прочие. Тогда решение обсуждается (в некоторых случаях и принимается) коллективом или его представителями. Участие широкого круга работников в обсуждении проекта решения и в принятии его дает возможность не только получить дополнительную информацию, но и позволяет переложить часть ответственности на коллектив.
Привлечение подчиненных к участию в подготовке и принятии решений - существенный элемент современного менеджмента, который обычно называют делегированием функций. Этот элемент не только благоприятно сказывается на выполнении управленческих решений в плане усиления ответственности работников за их реализацию, но и является формой обучения сотрудников правленческой деятельности, способом изучения деловых качеств подчиненных, средством реализации их скрытых способностей, фактором укрепления доверительных отношений между руководителем и персоналом, тому же делегирование управленческих функций при решении частных проблем освобождает время и силы руководителя для выполнения более важных, стратегических задач. Вместе с тем в делегировании функций и опасность исчезновения ответственности, появления разногласий и стихийности в деятельности коллектива. Поэтому руководитель при использовании этого управленческого метода должен не забывать, что главную ответственность за принятое решение несет он сам, а это вынуждает его не упускать делегированное дело из своего поля зрения, держать его на контроле.
Выработка и принятие решения
- это только часть дела. Вторая
важнейшая его часть - мобилизация
работников на реализацию
Руководитель, отдавая распоряжение
работнику, находящемуся под
При отдаче распоряжения
Распоряжения даются в
Необходимо удостовериться, правильно
ли понято распоряжение. Для этого
недостаточно вопросов: "Вы меня
поняли?", "Ясно ли я объяснил
Вам?" Некоторые работники, чтобы
скрыть свою некомпетентность
и произвести благоприятное
Менеджеру в процессе работы
приходится давать много
Реализация управленческих
Заключение
Социально-
Но далеко не каждый менеджер от рождения обладает интуицией и чутьем в человеческих отношениях. Не случайно в бизнесе появилось такое явление как попытка как-то формализовать некоторые особенности отношений сотрудников внутри предприятия и с внешней средой: внедрение кодексов корпоративного поведения. Поэтому формирование психологической культуры менеджера является элементом профессиональной подготовки, зачастую программа проф. подготовки менеджеров включают различные предметы, такие как психология, конфликтология, искусство управления и прочие, которые способствуют формированию необходимых качеств. И менеджер в первую очередь должен помнить о том, что он является авторитетом для большинства своих подчиненных, и в общении с контрагентами он является лицом компании. Таким образом, это должен быть высокоинтеллектуальный, бесстрастный и справедливый человек.
Информация о работе Формирование психологической культуры менеджера