Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:29, реферат
Культура в узком смысле - это уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации его жизни и деятельности. А психологическая культура - психологическая образованность человека в сочетании с готовностью и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективность общения и самосовершенствования.
Вступление………………………………………………………………………3
Психологическая культура личности
Актуальность психологическая культура в менеджменте
Психологическая культура менеджера
Культура общения в управленческой деятельности
Культура управленческих решений
Заключение………………………………………………………………………20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
“ХАРЬКОВСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ”
Реферат
на тему:
Формирование
психологической
культуры менеджера
Харьков
2011
Вступление……………………………………………………
Психологическая культура личности
Актуальность психологическая культура в менеджменте
Психологическая культура менеджера
Культура общения в управленческой деятельности
Культура управленческих решений
Заключение……………………………………………………
Вступление
Культура в узком смысле - это уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации его жизни и деятельности. А психологическая культура - психологическая образованность человека в сочетании с готовностью и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективность общения и самосовершенствования.
Каждый
человек имеет цель своей жизни,
по крайней мере, на каком- то этапе
он ставит ее перед собой. В зависимости
от жизненных обстоятельств цели
корректируются, изменяются или отбрасываются.
Цели у всех разные, но большинство из
нас стремятся к развитию и самосовершенствованию,
чтобы занять более высокое социальное
положение. Профессионализм и прочное
материальное положение дают очень важное
чувство - уверенность в себе. Психологическая
культура способствует личностному росту,
дает возможность человеку быть более
интересным и позволяет человеку войти
в более престижную социальную среду.
Популярность прокладывает путь к славе.
Обещания быть полезными позволили многим
политикам сделать удачную карьеру и возвести
их к вершинам власти. И особенно важно
формирование психологической культуры
для такой профессии как менеджер, она
является одним из основных факторов успеха.
Психологическая
культура личности
Прежде чем непосредственно говорить о психологической культуре менеджера, хотелось бы для начала определить, что же представляет собой психологическая культура личности.
Психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции.
Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения.
Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности. При этом невозможно повысить уровень психологической культуры человека в отдельности и общества в целом, не изучив как объект ее саму.
Носителями, обладателями психокультуры могут быть разные субъекты: личность, группа (возрастная, профессиональная и др.), этнос, социум.
Выделяют
такие составные части
Рассмотрим основные компоненты психологической культуры личности.
1.
Презентативный компонент,
Источниками наполнения презентативного компонента являются: собственный опыт, обыденные знания, полученные из общения, научные знания, усвоенные организованно и неорганизованно. В него входят также мифологические представления о психических явлениях, индивидуальных особенностях психики, иллюзии, предрассудки.
2.
Регулятивный компонент,
3. Формирующий компонент образуют цели, принципы и методы развития психики, традиции ее развития и совершенствования. В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование психики, выбор предпочтительной модели строения и функционирования психики.
Психологическая культура личности формируется в условиях значительного влияния психологической культуры как этноса в целом, так и различных входящих в ее состав психологических субкультур.
Существуют различия между психологическими субкультурами городских и сельских жителей, высших и низших слоев общества, выделяются субкультуры интеллигенции, духовенства и т.д. В любой общности людей особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид своей деятельности.
Преобразование психологической культуры в широком временном масштабе характеризуется увеличением количества психогигиенических и психокоррекционных воздействий, осуществляемых индивидуально, отходом от коллективных форм вхождения в состояния релаксации, в измененные состояния сознания и состояния, приводящие к оздоровительным изменениям в психике. Технология психологического воздействия становится все более независимой от религии.
Психологическая
культура занимает важное место практически
в любой профессии и в
Актуальность психологическая культура в менеджменте
Как нам уже известно, психологическая культура будет представлять собой систему определенных психологических знаний, сколько практика человеческих отношений, в которой партнеры хорошо или плохо, осознанно или неосознанно учитывают психологические особенности друг друга. Согласно мнению Б.С. Братуся, предметом психологического исследования следует сделать не готовые сложившиеся свойства личности, а механизмы их формирования, становления.
Формирование определенных свойств личности происходит в процессе любой деятельности и, очевидно, в чьих-то интересах. Причем, среди заинтересованных субъектов влияния не только профессиональные педагоги и психологи. Среди этих субъектов, как известно, огромное количество менеджеров, представляющих собой исключительно важную элиту общества, непосредственно включенную в решение проблем экономики и управления.
Роль качества социальных связей в экономике и управлении в наше время резко возрастает, общепризнанным становится понятие «социальный капитал» - самовозрастающий, приносящий по мнению исследователей реальный доход.
Как указывает П.Н.Шихирев, «в современном менеджменте различение физического, человеческого и социального капитала уже давно существует в виде деления менеджмента на твердый (hard) и «мягкий» (soft) по аналогии с делением компьютерной техники на hardware и software - «железо» и программное обеспечение. Объектом управления первого являются техника, технологии, финансы, логистика, структура и т.д. и т.п., объектом второго - все аспекты, предполагающие включение человека и его специфики: психологии, культуры, более конкретно - деловой культуры или «правил игры» в системе отношений с другими участниками социально- экономического процесса, этика этих отношений».
Социально-
Психологическая культура становится реальным фактором эффективного управления на всех уровнях, становясь одинаково актуальной как для крупных предприятий, частных предпринимателей, так и для структур власти и управления.
Но далеко не каждый менеджер от рождения обладает интуицией и чутьем в человеческих отношениях. Не случайно в бизнесе появилось такое явление как попытка как-то формализовать некоторые особенности отношений сотрудников внутри предприятия и с внешней средой: внедрение кодексов корпоративного поведения.
Следует
признать, что для абсолютного
большинства менеджеров психологическое
обучение – безусловная необходимость.
Психологическая культура менеджера
Нравственно-делового поведения менеджера во многом определяется моральными установками фирм, которые они возглавляют или в которых работают в качестве руководителей подразделений. Вместе с принятием этических кодексов компаний в странах с развитой рыночной экономикой делаются попытки создания универсальных кодексов поведения руководителей. Попытка упорядочить эти нормы была предпринята на Третьем европейском симпозиуме по менеджменту, проходившем в 1973 г. в Давосе. На нем был предложен примерный кодекс "этики поведения менеджеров предприятия". В качестве основных этических требований выделяется максимальное удовлетворение потребностей клиентов, служение вкладчикам капитала, обществу и своим сотрудникам, приведение в равновесие противоречащих друг другу интересов. Отмеченные этические нормы приемлемы и для других отраслей экономики.
Руководитель всегда должен помнить, что его личный пример является важнейшим средством влияния на подчиненных. Прежде всего, он не должен допускать расхождения слова и дела. Если же не удалось сдержать данное обещание и заверение, то следует, извинившись, признать свою недоработку, а не перекладывать ответственность за невыполнение обязательства на других. Прежде чем призывать и принуждать других хорошо работать, нужно самому добросовестно выполнять свои служебные обязанности и требования морального кодекса фирмы. Хотя есть и другие взгляды на сей вопрос, относительно того, стоит ли признавать менеджеру свою вину или нет.
Менеджеру следует избегать предубеждений, ему необходимо быть объективным и справедливым в общении с людьми, поддерживать нормальные отношения со всеми работниками, не выделяя никого из них, не переносить на деловые отношения свои обиды, симпатии и антипатии. Руководитель не имеет права быть злопамятным. Он должен быть терпимым к не мешающим работе привычкам и слабостям подчиненных.
Информация о работе Формирование психологической культуры менеджера