Формирование психологической культуры менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:29, реферат

Описание работы

Культура в узком смысле - это уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации его жизни и деятельности. А психологическая культура - психологическая образованность человека в сочетании с готовностью и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективность общения и самосовершенствования.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………3
Психологическая культура личности
Актуальность психологическая культура в менеджменте
Психологическая культура менеджера
Культура общения в управленческой деятельности
Культура управленческих решений
Заключение………………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Формирование психолоической культуры менеджера1.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

“ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ” 
 
 
 
 

Реферат

на тему: 

    Формирование  психологической  культуры менеджера 
 
 
 

      

                                                                    студентка группы БФ 16-м

                                                                                Карнаушенко А.Г. 
 
 
 
 
 
 

Харьков

2011

Вступление………………………………………………………………………3

Психологическая культура личности

     Актуальность  психологическая  культура в менеджменте

     Психологическая культура менеджера

     Культура  общения в управленческой деятельности

    Культура  управленческих решений

Заключение………………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление

      Культура  в узком смысле - это уровень  развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации его жизни и деятельности. А психологическая культура - психологическая образованность человека в сочетании с готовностью и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективность общения и самосовершенствования.

      Каждый  человек имеет цель своей жизни, по крайней мере, на каком- то этапе  он ставит ее перед собой. В зависимости  от жизненных обстоятельств цели корректируются, изменяются или отбрасываются. Цели у всех разные, но большинство из нас стремятся к развитию и самосовершенствованию, чтобы занять более высокое социальное положение. Профессионализм и прочное материальное положение дают очень важное чувство - уверенность в себе. Психологическая культура способствует личностному росту, дает возможность человеку быть более интересным и позволяет человеку войти в более престижную социальную среду. Популярность прокладывает путь к славе. Обещания быть полезными позволили многим политикам сделать удачную карьеру и возвести их к вершинам власти. И особенно важно формирование психологической культуры для такой профессии как менеджер, она является одним из основных факторов успеха. 

Психологическая культура личности 

    Прежде  чем непосредственно говорить о  психологической культуре менеджера, хотелось бы для начала определить, что же представляет собой психологическая культура личности.

    Психологическая культура личности – комплексное  понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции.

    Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит  от системы ценностей, общественного  мнения и доступности информации широким слоям населения.

    Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности. При этом невозможно повысить уровень психологической культуры человека в отдельности и общества в целом, не изучив как объект ее саму.

      Носителями, обладателями психокультуры могут  быть разные субъекты: личность, группа (возрастная, профессиональная и др.), этнос, социум.

      Выделяют  такие составные части психической  культуры:

  • психологическая культура чувств и эмоций;
  • психологическая культура познания и интеллекта;
  • психологическая культура воли и саморегуляции;
  • психологическая культура сознания и самосознания;
  • психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности.

      Рассмотрим  основные компоненты психологической  культуры личности.

      1. Презентативный компонент, образует комплекс представлений о природе психики, ее возможностях, закономерностях функционирования; стереотипы восприятия, понимания, интерпретации психических феноменов, в том числе индивидуальных особенностей психики. Он включает в себя также представления о влиянии на личность социума, группы, семьи, представления о психическом здоровье, психических расстройствах и заболеваниях.

      Источниками наполнения презентативного компонента являются: собственный опыт, обыденные знания, полученные из общения, научные знания, усвоенные организованно и неорганизованно. В него входят также мифологические представления о психических явлениях, индивидуальных особенностях психики, иллюзии, предрассудки.

      2. Регулятивный компонент, включает в себя способы контроля над психическими состояниями, процессами, функциями, способы психической регуляции поведения, деятельности, познания, общения, приемы восстановления уровня функционирования психических процессов, методы коррекции личности, отдельных психических качеств, профилактики и устранения психических расстройств, лечения психических заболеваний, методы сохранения психического здоровья.

      3. Формирующий компонент образуют цели, принципы и методы развития психики, традиции ее развития и совершенствования. В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование психики, выбор предпочтительной модели строения и функционирования психики.

 

      Психологическая культура личности формируется в условиях значительного влияния психологической культуры как этноса в целом, так и различных входящих в ее состав психологических субкультур.

      Существуют  различия между психологическими субкультурами  городских и сельских жителей, высших и низших слоев общества, выделяются субкультуры интеллигенции, духовенства и т.д. В любой общности людей особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид своей деятельности.

      Преобразование  психологической культуры в широком  временном масштабе характеризуется увеличением количества психогигиенических и психокоррекционных воздействий, осуществляемых индивидуально, отходом от коллективных форм вхождения в состояния релаксации, в измененные состояния сознания и состояния, приводящие к оздоровительным изменениям в психике. Технология психологического воздействия становится все более независимой от религии.

     Психологическая культура занимает важное место практически  в любой профессии и в особенности  в менеджменте. Теперь можем перейти  к рассмотрению психологической культуры в менеджменте. 

     Актуальность  психологическая культура в менеджменте

     Как нам уже известно, психологическая  культура будет представлять собой систему определенных психологических знаний, сколько практика человеческих отношений, в которой партнеры хорошо или плохо, осознанно или неосознанно учитывают психологические особенности друг друга. Согласно мнению Б.С. Братуся, предметом психологического исследования следует сделать не готовые сложившиеся свойства личности, а механизмы их формирования, становления.

     Формирование определенных свойств личности происходит в процессе любой деятельности и, очевидно, в чьих-то интересах. Причем, среди заинтересованных субъектов влияния не только профессиональные педагоги и психологи. Среди этих субъектов, как известно, огромное количество менеджеров, представляющих собой исключительно важную элиту общества, непосредственно включенную в решение проблем экономики и управления.

     Роль  качества социальных связей в экономике  и управлении в наше время резко  возрастает, общепризнанным становится понятие «социальный капитал» - самовозрастающий, приносящий по мнению исследователей реальный доход.

     Как указывает П.Н.Шихирев, «в современном  менеджменте различение физического, человеческого и социального  капитала уже давно существует в виде деления менеджмента на твердый (hard) и «мягкий» (soft) по аналогии с делением компьютерной техники на hardware и software - «железо» и программное обеспечение. Объектом управления первого являются техника, технологии, финансы, логистика, структура и т.д. и т.п., объектом второго - все аспекты, предполагающие включение человека и его специфики: психологии, культуры, более конкретно - деловой культуры или «правил игры» в системе отношений с другими участниками социально- экономического процесса, этика этих отношений».

     Социально-психологический  подход к менеджменту ставит в  центр внимания управление людьми и  их отношениями. И здесь нас будет  интересовать прежде всего производство, сохранение и движение социальных отношений, средства, с помощью которых осуществляются эти процессы. Потери от неумения учесть психологические особенности объекта влияния в сфере экономики и управления могут быть впечатляющими. П.Н.Шихирев, в частности, ссылаясь на зарубежные источники, приводит следующий факт: из-за кросс-культурных различий в 1998 году у американских бизнесменов сорвались сделки с англичанами в 18% случаев, с японцами в 36% и с арабами в 64%, а общий объем утраченной выгоды составил более 2 миллиардов долларов. И это при внешних связях. Но потери подобного рода, причиной которых, в частности, является низкая психологическая культура менеджеров, могут быть очень значительны и на внутреннем рынке, на любом российском предприятии.

     Психологическая культура становится реальным фактором эффективного управления на всех уровнях, становясь одинаково актуальной как для крупных предприятий, частных предпринимателей, так и для структур власти и управления.

     Но  далеко не каждый менеджер от рождения обладает интуицией и чутьем в человеческих отношениях. Не случайно в бизнесе появилось такое явление как попытка как-то формализовать некоторые особенности отношений сотрудников внутри предприятия и с внешней средой: внедрение кодексов корпоративного поведения.

     Следует признать, что для абсолютного  большинства менеджеров психологическое обучение – безусловная необходимость.  

     Психологическая культура менеджера

     Нравственно-делового поведения менеджера во многом определяется моральными установками фирм, которые  они возглавляют или в которых  работают в качестве руководителей  подразделений. Вместе с принятием этических кодексов компаний в странах с развитой рыночной экономикой делаются попытки создания универсальных кодексов поведения руководителей. Попытка упорядочить эти нормы была предпринята на Третьем европейском симпозиуме по менеджменту, проходившем в 1973 г. в Давосе. На нем был предложен примерный кодекс "этики поведения менеджеров предприятия". В качестве основных этических требований выделяется максимальное удовлетворение потребностей клиентов, служение вкладчикам капитала, обществу и своим сотрудникам, приведение в равновесие противоречащих друг другу интересов. Отмеченные этические нормы приемлемы и для других отраслей экономики.

     Руководитель  всегда должен помнить, что его личный пример является важнейшим средством  влияния на подчиненных. Прежде всего, он не должен допускать расхождения слова и дела. Если же не удалось сдержать данное обещание и заверение, то следует, извинившись, признать свою недоработку, а не перекладывать ответственность за невыполнение обязательства на других. Прежде чем призывать и принуждать других хорошо работать, нужно самому добросовестно выполнять свои служебные обязанности и требования морального кодекса фирмы. Хотя есть и другие взгляды на сей вопрос, относительно того, стоит ли признавать менеджеру свою вину или нет.

     Менеджеру следует избегать предубеждений, ему  необходимо быть объективным и справедливым в общении с людьми, поддерживать нормальные отношения со всеми работниками, не выделяя никого из них, не переносить на деловые отношения свои обиды, симпатии и антипатии. Руководитель не имеет права быть злопамятным. Он должен быть терпимым к не мешающим работе привычкам и слабостям подчиненных.

Информация о работе Формирование психологической культуры менеджера