Формирование направленности характера школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить педагогические условия формирования направленности характера школьников в учебном – воспитательном процессе.
Задачи:
- проанализировать понятие, содержание, особенности и физиологические основы характера и различные подходы к её направленности в учебном – воспитательном процессе;
- выявить условия формирования направленности характера школьников в учебном – воспитательном процессе;
- разработать программу по формированию характера младших школьников.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека. Народная мудрость гласит: «Каков характер, таковы и поступки». Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Человек может говорить о себе всякое, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. Особенно отчетливо подлинная сущность характера проявляется в трудных и критических ситуациях, например в несчастье, при аварии или пожаре. «Человек отражается в своих поступках», - писал Ф. Шиллер[2,34]. «Человек есть не что иное, как ряд его поступках», - утверждал Г. Гегель[6, 98].

Поведение человека рассматривается, оценивается, прежде всего, с точки зрения его взаимоотношений с другими – с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивание не только сам поступок, но мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. И оценка этого поступка происходит с точки зрения того, помогает ли он людям в их жизни и самочувствии, способствует ли движению общества вперед.

Каждый, кто хочет понять человека, начинает с поиска причин его действий, поступков, отношений. Важно проникнуть в мотивы, которыми руководствуются люди, избирая тот или способ поведения, иными словами, узнать, ради чего предпринимаются усилия. Только зная мотив, зная внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного человека, ибо особенности поведения всегда вытекает из подлинных отношений человека к действительности и, прежде всего к людям, к обществу, к самому себе.

Зная основные свойства характера человека, возможно, понять, с определенной вероятности предвидеть его поведение.   

Отсюда можно сделать вывод, что характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным – именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет и взрослеет, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение с взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье.  Домашнее воспитание имеет решающее значение для формирования характера.

Характер формируется и в деятельности. Характер ребенка приобретает свое качественное своеобразие в последовательно ведущих для него видах деятельности – в игре, учебе, труде.

Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А. С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, закрепить правильные формы поведения.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно.  Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

«Характер детей складывается и формируется в реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается педагогический процесс, как деятельность учителя – воспитателя, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее, - писал С. Л. Рубинштейн. – Всякая попытка воспитателя – учителя «внести» в ребенка познание  и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает, как это отлично понимал Ушинский, самые основы здорового умственного ребенка и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств»[2,32].

Формируя личное поведение ребенка, педагог формирует и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу.

Мотив, действенный для данного человека, - это будущая черта его характера в ее генезисе. Поэтому особенности мотивационной сферы ребенка должны находиться в центре внимания учителя.

Внешне один и тот же поступок, одно и тоже отношение детей к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости от мотивов, из которых они исходят, из целей, которые они более и менее сознательно преследуют, приобретает совсем различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл.

Отсюда следует то, что учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся. Если учитель знает настоящие мотивы поведения своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить учебно-воспитательный процесс, чтобы помочь ребенку сформировать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками.

 


Литература

1.      Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник. – 368 с. М.: изд. Центр «Академия», 1998

2.      Божович Л. И. Характер и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968

3.      Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1983

4.      Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993

5.      Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология, изд.центр «Академия», 1999

6.      Кречмер Э. Строение тела и характер// Психология индивидуальных различий – М., 1982 – с.238 – 349, с.290

7.      Левитов Н.Д. Психология характера – М., 1969

8.      Мерлин В.С. Психология личности – М., 1982

9.      Немов Р.С. Психология. Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 1997. В 3 кн – 4-е изд., стр. 405 – 419.

10. Петровский А. В. Психология. Изд. Центр «Академия» - 1998

11. Рогов Е.И. Общая психология, изд. центр «ВЛАДОС», 1995

12. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии: В 2 т – Т II – М., 1989

13. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов, 1970

14. Талызин Н. Ф. Педагогическая психология, изд. центр «Академия»,1998

15. Фрамм Э.  Характер и социальный прогресс//Психология личности – М., 1982

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Формирование направленности характера школьников в учебно-воспитательном процессе