Формирование личности в процессе социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Содержание

Введение 2
1. Личность: понятие, структура, типология 2
2. Взаимоотношение личности и общества 5
3. Статусная и ролевая концепции личности 7
4. Формирование личности в процессе социализации 12
Вывод 14
Литература 16

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 46.44 Кб (Скачать)

     Таким образом, понятие социального статуса  характеризует место личности в  системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни  и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и  качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также  самооценку, которая может совпадать  или не совпадать с оценкой  общества или социальной группы.

     Проблема  социального статуса имеет не только теоретическое, но и большое  практическое значение. В жизни нередко  встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Серьезную  проблему составляет адекватное осознание  личностью своего собственного статуса. Люди, осознающие неустойчивость собственных  статусов, обнаруживают определенные установки и виды поведения. Например, людям с неустойчивыми статусами  и высокой степенью осознания  этой неустойчивости свойственна способность  подниматься вверх по служебной  лестнице благодаря собственной сверхмотивации. К тому же если свой социальный статус человек понимает неверно, он ориентируется на чуждые его социальному окружению образцы поведения.

     Ролевая теория личности представляет собой  один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается  посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения  – ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г. Мидом в книгах “Роль, Я и общество” (1934), “Исследование человека” (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

     Вместе  с тем ключевое понятие этой теории – “социальная роль” – было разработано в начале ХХ в. в работах  Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее – Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

     Социальная  роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение – это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

     Для того чтобы проиллюстрировать влияние  ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к “тюремному” эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: ”Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях…”. Эксперимент планировалось провести в течение одной –двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили “заключенными”, другую – “тюремщиками”. Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали “заключенных” и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать “тюремщиков” от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они “вошли в роль” и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно “тиcки” социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента.

     Отметим, что между ролевым ожиданием  и ролевым исполнением никогда  не бывает тождества, хотя и имеется  тенденция к его достижению. В  нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

     Каждый  человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу  соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному  статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

     Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

     Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью  и окружающими. Например, преподаватель  вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

     Во-вторых, это конфликт между различными аспектами  одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же, как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

     В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для  этого человека людей. Так, среди  спортсменов высоко ценятся такие  черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная  сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

     В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной  и той же роли со стороны различных  людей. Например, от женщины ее начальник  требует высокой самоотдачи на работе, а муж – высокой самоотдачи дома.

     В-пятых, это конфликт между личностными  качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, “переступать через самих себя”.

     Ролевые конфликты порождают ролевую  напряженность, которая проявляется  в различных житейских и служебных  неурядицах. Поэтому важно знать  некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин – второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

  1. Формирование  личности в процессе социализации

     Социализация – процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

     Необходимость социализации связана с тем, что  социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия  на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия  самого индивида и предполагает наличие  сферы деятельности.

     Этапы социализации совпадают (условно) с  этапами возрастного развития индивида:

  1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.
  2. Вторичная социализация:
    • профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей:
    • включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).
    • пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

     Каждый  этап социализации связан с действием  определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

     Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и  архитектура поселений).

  1. Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)
  2. Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

     Социализация  предполагает способность человека выработать и реализовать "я - концепцию" Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность  человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств  и способность определения своей  принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и  т.д.) Действие идентификации как  механизма социализации связано  с тем, что индивид усваивает  и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами - действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод

     Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые  формируются из двух: природного и  социального, наследственного и  прижизненно приобретенного. При  этом человеческий индивид — это  не простая арифметическая сумма  биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

     Человек формируется и видоизменяется под  влиянием совместной деятельности, и  в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия  социальных сил и общественных отношений.

     Человеческое  общество — это высшая ступень  организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной  индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного  целого.

 

     

     Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2001
  2. История социологии. Учеб. пос. (Под общ. ред. А.Н. Елсукова. - Мн.: Высшая шк.,1997.
  3. Казаринова Н.В. Филатова О. Г. Хренов А.Е. Социология: Учебное пособие. – М., 2000.
  4. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х книгах. Кн.1 Общие основы психологии.-М.:ВЛАДОС,1995.
  5. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997.
  6. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2003.
  7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб., 1999.

Информация о работе Формирование личности в процессе социализации