Формирование личности в процессе социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Содержание

Введение 2
1. Личность: понятие, структура, типология 2
2. Взаимоотношение личности и общества 5
3. Статусная и ролевая концепции личности 7
4. Формирование личности в процессе социализации 12
Вывод 14
Литература 16

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 46.44 Кб (Скачать)
 

 

     

Оглавление

Введение 2

1. Личность: понятие, структура, типология 2

2. Взаимоотношение личности и общества 5

3. Статусная и ролевая концепции личности 7

4. Формирование личности в процессе социализации 12

Вывод 14

Литература 16 

 

         Введение

     В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек  не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и  социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется  развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания  движущих сил развития, в частности  значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей  и этапов развития, наличия, специфики  и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения  развития и других вопросов.

     На  вопрос, что такое личность, социологи  и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а  отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность  самого феномена личности. Слово личность (“реrsonaliti”) в английском языке происходит от латинского “реrsonа”. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие “личность” был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая “личина”, общественное лицо, обращенное к окружающим. Вопросами взаимоотношения личности и общества занимались А.Ф.Лазуровский, Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк, П.Бергер, Т.Луман, У. Дюркгейм, Л.Г.Ионин, П.Монсон, З.Фрейд, Э.Фромм, Дж.Мид и другие.

  1. Личность: понятие, структура, типология

     Личность - это человеческий индивидуум в аспекте его социальных свойств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и публичных отношений. Сущность “особой личности” составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная природа, а её социальное качество. Человеческий индивидуум - это единичный представитель человеческого рода, раздельно взятый человек, безотносительно к его настоящим антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивидуум, но он еще не есть человеческая особенность, так как человеческая особенность - это уникальный самобытный метод бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма публичной жизни человека. Индивидуум становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность собственного бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по собственной сущности и индивидуальна по способу собственного существования, особенность выражает собственный мир индивидуума, его особенный жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит личный характер. Сущность особенности раскрывается в самостоятельности конкретного индивидуума, его самобытности, способности быть самим собой в рамках социальной системы.

     Принципиальная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивидуума опосредована социальными факторами. Метод существования индивидуальной жизни есть проявление более особое либо более общее, родовой жизни человека. Особенность - это единство неповторимых и универсальных параметров человека, целостная система, формирующаяся в процессе динамического взаимодействия его свойств, общих, обычных - общечеловеческих, природных и социальных признаков, особых – непосредственно - исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических черт. По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в разных областях жизни.

     Развитие  особенности играется важную роль в  истории человечества как одно из нужных условий его прогресса. Индивидуализация и улучшение личности неразрывно соединены с преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в обществе. Хотя природная база личности, её биологические особенности определяются факторами развития, её сущностным основанием являются не её природные свойства, а свойства социально-важные - взоры, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

     Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуально-культурных, морально-волевых свойств человека, выраженных в личных способностях его  сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего социально - этического, особого классового, государственного и раздельно- личного. В непосредственно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой. Личность - это действительность индивидуума, как общественного парадокса и субъекта, реализующего себя в разных видах общественного общения. Социальные свойства личности появляются в её действиях, поступках, отношениях меж людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных.

     Познание  структуры личности может быть как  в общеисторическом плане, так и  в плане исследований тех либо других качеств данной структуры  отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой. Определяющее действие социальных и природных факторов на формирование и развитие личности происходит через её субъективность. Внутреннее содержание личности, её субъективный мир - это не итог механического внедрения, в её сознание многообразных внешних действий, а результат той внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической деятельности.

     В зависимости от характера публичных  отношений, уровня знаний и силы воли индивидуум обретает возможность оказывать большее либо меньшее влияние на причины его развития. Понятие “личность” характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек - это не лишь субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к тому либо иному классу, либо социальной группе с их идеологией и психологией. Одним из важнейших свойств, стержнем личности является характер мировоззрения личности, которое в значимой мере предопределяет направленность и изюминка всех социально-важных её решений и проступков. Социальная структура личности формируется в производственной деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности прямо зависит от богатства настоящих публичных отношений, в которые она включена. Эта закономерность лежит в базе разработок типологии личности.

  1. Взаимоотношение личности и общества

     Под обществом в социологии понимается объединение людей, характеризующееся:

     а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и  развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества;

     б) целостностью и устойчивостью;

     в) самовоспроизводством, самообеспеченностью, саморегулируемостью;

     г) таким уровнем развития культуры, который находит свое выражение  в выработке системы норм и  ценностей, лежащих в основе социальных связей

     Проблему  личности нельзя решать всерьез без  четкой философской постановки вопроса  о взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется?

     Связь личности и общества опосредствована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль — роль исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества — личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом для личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в громадном спектре разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом коллективе человек поднимается до осознания значимости своей личности.

     Если  коллектив, вбирая в себя личность, сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом. Здесь  надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые неформальные (неофициальные). Последние объединяются, как правило, по интересам — это  клубы, общества, секции, здесь связи  между их членами характеризуются  большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы, симпатии, в  этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.

     Ныне  при достаточно широко развитой социально-психологической  службе на предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где  все их члены были бы объединены также по неформальным признакам: в  данном случае речь идет о способностях людей, их собственной оценке своих  возможностей и понимании каждым, что он действительно на своем  месте и что он — необходимый, равноправный, равноуважаемый член коллектива. Но и в каждом формальном коллективе функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью, люди объединяются не только чисто производственными отношениями, а и другими интересами: политическими, нравственными, эстетическими, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.

     Поскольку, как уже сказано, каждый член коллектива — личность, индивидуальность со своим  особым пониманием, опытом, складом  ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия и даже противоречия. В условиях наличия последних  как раз и «проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная  личность — дойдет ли противоречие до антагонизма, или оно будет  преодолено общими усилиями ко всеобщему благу.

  1. Статусная и ролевая концепции личности

     При рассмотрении личности и ее места  в обществе часто используется понятие “социальное положение”. Социальное положение, по определению П.А.Сорокина, – это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Социальное пространство, в отличие от геометрического (трехмерного), многомерно. Для того чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать все его социальные статусы. П.А.Сорокин писал: ”Перефразируя древнюю поговорку, можно сказать: ”Cкажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, и я скажу, каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социальном плане”.

     Социальная позиция (статус) (от лат. status – состояние дел, положение) – соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми  ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, поскольку реально включен в множество различных социальных групп. Поэтому он обладает множеством статусов.

     Классифицируя это множество, прежде всего, выделим главный, или основной, статус. Главный (основной) статус среди множества статусов определяет и самоопределяет место индивида в системе социальных отношений. Иначе говоря, этот статус является определяющим среди всех других статусов индивида. Это может быть членство в определенном обществе, гражданство и даже принадлежность к семье, если данная семья занимает важное место в социальной структуре общества.

     Выделение главного статуса важно, поскольку  он определяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который в  качестве главного выделяет общество, совпадает с тем статусом, который  выделяет для себя человек. Однако люди воспринимают друг друга в зависимости  от их статусного положения. Так, в ходе одного исследования этой проблемы в  нескольких группах студентов представляли одного и того же человека в качестве: в первой – студента, во второй –  лаборанта, в третьей – аспиранта, в четвертой – преподавателя  и т.д. Затем студентам каждой из этих групп предложили определить его рост. В результате рост этого  человека с первой до последней группы увеличился на 5 дюймов, в то время  как рост сопровождавшего его  экспериментатора в глазах студентов  не изменился.

     В зависимости от того, занимает человек  данную позицию благодаря наследуемым  признакам (раса, этническая принадлежность, социальное происхождение) или благодаря  собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно предписанный и достигаемый статусы. Предписанный статус – это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью.

     Достигнутый (достигаемый) статус – это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Разновидностью достигаемого статуса может быть профессионально-должностной статус, т.е. позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Информация о работе Формирование личности в процессе социализации