Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:36, курсовая работа
В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.
Введение 2
1. Личность: понятие, структура, типология 2
2. Взаимоотношение личности и общества 5
3. Статусная и ролевая концепции личности 7
4. Формирование личности в процессе социализации 12
Вывод 14
Литература 16
Оглавление
Введение 2
1. Личность: понятие, структура, типология 2
2. Взаимоотношение личности и общества 5
3. Статусная и ролевая концепции личности 7
4. Формирование личности в процессе социализации 12
Вывод 14
Литература 16
В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.
На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Слово личность (“реrsonaliti”) в английском языке происходит от латинского “реrsonа”. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие “личность” был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая “личина”, общественное лицо, обращенное к окружающим. Вопросами взаимоотношения личности и общества занимались А.Ф.Лазуровский, Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк, П.Бергер, Т.Луман, У. Дюркгейм, Л.Г.Ионин, П.Монсон, З.Фрейд, Э.Фромм, Дж.Мид и другие.
Личность - это человеческий индивидуум в аспекте его социальных свойств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и публичных отношений. Сущность “особой личности” составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная природа, а её социальное качество. Человеческий индивидуум - это единичный представитель человеческого рода, раздельно взятый человек, безотносительно к его настоящим антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивидуум, но он еще не есть человеческая особенность, так как человеческая особенность - это уникальный самобытный метод бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма публичной жизни человека. Индивидуум становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность собственного бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по собственной сущности и индивидуальна по способу собственного существования, особенность выражает собственный мир индивидуума, его особенный жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит личный характер. Сущность особенности раскрывается в самостоятельности конкретного индивидуума, его самобытности, способности быть самим собой в рамках социальной системы.
Принципиальная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивидуума опосредована социальными факторами. Метод существования индивидуальной жизни есть проявление более особое либо более общее, родовой жизни человека. Особенность - это единство неповторимых и универсальных параметров человека, целостная система, формирующаяся в процессе динамического взаимодействия его свойств, общих, обычных - общечеловеческих, природных и социальных признаков, особых – непосредственно - исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических черт. По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в разных областях жизни.
Развитие особенности играется важную роль в истории человечества как одно из нужных условий его прогресса. Индивидуализация и улучшение личности неразрывно соединены с преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в обществе. Хотя природная база личности, её биологические особенности определяются факторами развития, её сущностным основанием являются не её природные свойства, а свойства социально-важные - взоры, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.
Личность
- это динамическая, относительно устойчивая
целостная система
Познание структуры личности может быть как в общеисторическом плане, так и в плане исследований тех либо других качеств данной структуры отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой. Определяющее действие социальных и природных факторов на формирование и развитие личности происходит через её субъективность. Внутреннее содержание личности, её субъективный мир - это не итог механического внедрения, в её сознание многообразных внешних действий, а результат той внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической деятельности.
В зависимости от характера публичных отношений, уровня знаний и силы воли индивидуум обретает возможность оказывать большее либо меньшее влияние на причины его развития. Понятие “личность” характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек - это не лишь субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к тому либо иному классу, либо социальной группе с их идеологией и психологией. Одним из важнейших свойств, стержнем личности является характер мировоззрения личности, которое в значимой мере предопределяет направленность и изюминка всех социально-важных её решений и проступков. Социальная структура личности формируется в производственной деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности прямо зависит от богатства настоящих публичных отношений, в которые она включена. Эта закономерность лежит в базе разработок типологии личности.
Под обществом в социологии понимается объединение людей, характеризующееся:
а)
общностью территории их проживания,
обычно совпадающей с государственными
границами и служащей тем пространством,
в рамках которого складываются и
развиваются взаимосвязи и
б) целостностью и устойчивостью;
в) самовоспроизводством, самообеспеченностью, саморегулируемостью;
г) таким уровнем развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей
Проблему личности нельзя решать всерьез без четкой философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется?
Связь личности и общества опосредствована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль — роль исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества — личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом для личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в громадном спектре разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом коллективе человек поднимается до осознания значимости своей личности.
Если коллектив, вбирая в себя личность, сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом. Здесь надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые неформальные (неофициальные). Последние объединяются, как правило, по интересам — это клубы, общества, секции, здесь связи между их членами характеризуются большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы, симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.
Ныне при достаточно широко развитой социально-психологической службе на предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где все их члены были бы объединены также по неформальным признакам: в данном случае речь идет о способностях людей, их собственной оценке своих возможностей и понимании каждым, что он действительно на своем месте и что он — необходимый, равноправный, равноуважаемый член коллектива. Но и в каждом формальном коллективе функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью, люди объединяются не только чисто производственными отношениями, а и другими интересами: политическими, нравственными, эстетическими, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.
Поскольку, как уже сказано, каждый член коллектива — личность, индивидуальность со своим особым пониманием, опытом, складом ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия и даже противоречия. В условиях наличия последних как раз и «проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная личность — дойдет ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями ко всеобщему благу.
При рассмотрении личности и ее места в обществе часто используется понятие “социальное положение”. Социальное положение, по определению П.А.Сорокина, – это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Социальное пространство, в отличие от геометрического (трехмерного), многомерно. Для того чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать все его социальные статусы. П.А.Сорокин писал: ”Перефразируя древнюю поговорку, можно сказать: ”Cкажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, и я скажу, каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социальном плане”.
Социальная позиция (статус) (от лат. status – состояние дел, положение) – соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, поскольку реально включен в множество различных социальных групп. Поэтому он обладает множеством статусов.
Классифицируя это множество, прежде всего, выделим главный, или основной, статус. Главный (основной) статус среди множества статусов определяет и самоопределяет место индивида в системе социальных отношений. Иначе говоря, этот статус является определяющим среди всех других статусов индивида. Это может быть членство в определенном обществе, гражданство и даже принадлежность к семье, если данная семья занимает важное место в социальной структуре общества.
Выделение главного статуса важно, поскольку он определяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество, совпадает с тем статусом, который выделяет для себя человек. Однако люди воспринимают друг друга в зависимости от их статусного положения. Так, в ходе одного исследования этой проблемы в нескольких группах студентов представляли одного и того же человека в качестве: в первой – студента, во второй – лаборанта, в третьей – аспиранта, в четвертой – преподавателя и т.д. Затем студентам каждой из этих групп предложили определить его рост. В результате рост этого человека с первой до последней группы увеличился на 5 дюймов, в то время как рост сопровождавшего его экспериментатора в глазах студентов не изменился.
В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, этническая принадлежность, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно предписанный и достигаемый статусы. Предписанный статус – это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью.
Достигнутый (достигаемый) статус – это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Разновидностью достигаемого статуса может быть профессионально-должностной статус, т.е. позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.
Информация о работе Формирование личности в процессе социализации