Формирование и развитие личности. Комплексы неполноценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:10, контрольная работа

Описание работы

Проблема комплексов актуальна в наши дни, ведь они блокируют нашу жизнь и не дают нам реализоваться в полной мере. Наши комплексы мы приобретаем в детстве или в юности. Этому способствуют поведение и оценки родителей, сверстников, учителей и других значимых людей, желания которых переделать нас, не всегда оборачиваются в лучшую сторону. Но насколько «расцветут» наши комплексы зависит от самого человека. Например, привычки заниматься чрезмерным самокопанием и самокритичностью или безразличное отношение к своему внутреннему миру закрепляют комплексы.

Содержание

Введение
1. Сущность и основные черты комплекса неполноценности личности
1.1 История возникновения
1.2 Общее представление о комплексе неполноценности
1.3 Причины комплекса неполноценности личности
2. Формирование комплекса неполноценности
2.1 Почему развивается комплекс неполноценности
2.2 Роль комплекса неполноценности в жизни личности
2.3 Как избавиться от комплекса неполноценности
3. Взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Комплексы.docx

— 51.22 Кб (Скачать)

Однако не решилась. Дальше - хуже. Она назначала и  отменяла свидания, "нагружала" возлюбленного  своими семейными проблемами, пока, наконец, их роман не растворился  в цепочке взаимных упреков. В  этот момент Галина и оказалась в  клинике неврозов. Тайная готовность к супружеской измене и неспособность  извлекать из нее радость - это  составляющие комплекса Анны Карениной, носительницам которого не хватает  внутренней сво боды и легкости, а значит, и способности радовать собой других.

Итак, от комплексов не свободен никто. Иногда они вредны, иногда опасны, и в любом случае - на "бесполезной стороне" жизни. Поэтому часто хочется, чтобы  их не было. Что же можно для этого  сделать?

Сначала - осознать. Комплексы - дети бессознательного. Чтобы увидеть глубоководную рыбу, нужно извлечь ее на берег. Точно так же можно поступить и с комплексами. Они живут вольготно, пока на них никто не смотрит.

Шаг следующий - принять их как давно знакомую часть своей души. Все неназванное  интригует сильнее. Как только вы скажете своему комплексу "Маска, маска, я вас знаю!" - его сила уменьшится. Комплексы нельзя изгонять, с ними нужно вести переговоры.

И, наконец, преобразовать. Нужно произнести волшебную фразу "Тень, знай свое место!" - и тогда комплексы превратятся в невинные и полезные черты: комплекс неполноценности - в самокритичность, превосходства - в самоуважение, вины - в чувствительность и сострадание, Клеопатры - в тонизирующее мужчин кокетство, а Дон Жуана - в умение добиваться действительно любимой женщины [2, 160].

Таким образом, превосходство и неполноценность  часто сочетаются друг с другом, и вообще комплексы любят себе подобных. Выбор "Тварь я дрожащая или право имею?" на их обладателей часто не распространяется: тварь дрожащая, и потому имею право. Много прав; в числе первых - взращивать свои комплексы.

2.2 Роль комплекса  неполноценности в жизни личности

Комплекс неполноценности, с которого Адлер начал разработку своей концепции, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее  на болезнь. Неполноценность - нормальное, естественное для человека чувство. Адлер даже сформулировал афоризм: «чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности». Как же это понимать? Первоначально

Адлер обратил  внимание на факты физиологической  неполноценности отдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного - выносливое сердце, но больной  желудок, у другого - хорошее зрение, но неважный слух, у третьего - сильный  интеллект, но вялые чувства и  т. д. органы и функции способны в  какой - то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную  сердечную мышцу. Слабовидящий человек  склонен чаще прислушиваться. Но Адлера больше всего интересует компенсация  в рамках одной функции: ребенок  со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания предметов, человек со слабым слухом напрягает  слуховой орган и постепенно учится различать самые тонкие различия звуков.

Известно, что  некоторые художники имели в  детстве врожденную близорукость, а  композиторы - плохой слух. Великий  оратор Греции Демосфен в детстве  заикался. Люди, обладающие слабым здоровьем, развивали свои силы и способности, борясь с недугом.

Именно они  нередко делают выдающиеся открытия и создают шедевры культуры.

Кроме физических дефектов существуют социально - культурные формы неполноценности. Адлер легко  обнаруживает их в возрастных, половых, экономических. Политических и моральных  отношениях. Возраст - главный и универсальный  источник неполноценности. Ребенок - несчастное существо. Ведь он почти во всем зависит  от взрослых, вынужден им подчиняться, искать у них помощи. Да и сами детские отношения совсем не идиллические.

В них мало нравственности, жалости, долга и много борьбы, эгоизма, напряженности. Даже некоторые  детские прозвища («Толстяк», «Косой», «Блоха») могли бы раскрыть множество  драматических историй. Детство  длится долго. Пока человек не повзрослеет, он чувствует себя неполноценным, и  это чувство неполноценности  сохраняется затем на всю жизнь - даже у преуспевающих людей, не говоря уже о неудачниках. Усилением  чувства неполноценности сопровождается вступление личности в каждую новую  возрастную фазу. Очень не уверены  в себе подростки. Они вступают в  групповую, общественную жизнь, где  нет родительской опеки и где  надо проявлять ум, быстроту реакции, осведомленность, силу. Среди подростков идет борьба за престиж и лидерство  в группе, за успех у противоположного пола.

Поражение создает  у подростка сильнейшее чувство  неполноценности. Зрелый человек также  подвержен этому чувству, если он по каким - либо причинам теряет свой социальный статус.

И уж нечего говорить, сколь разочаровывающим, преисполненным униженности и бессилия может  быть самочувствие старика - лишенного  работы, ограниченного в средствах, потерявшего многих друзей и близких, забытого собственными детьми.

Половые отношения  формируют у молодых людей  чувство неполноценности. У девочки  оно возникает потому, что к  ней с самого детства относятся  как к существу «второго сорта». Ее возможности выигрышных, превосходящих  социальных позиций занята мужчинами.

Но и у молодых  людей нередко возникают сомнения, являются ли они «настоящими мужчинами», достаточно ли у них отваги, ума, свирепости, силы и других качеств, которые связывают с мужским  идеалом. Быть мужчиной означает для  большинства быть у власти, быть «наверху», а быть женщиной - значит подчиняться, быть «внизу». Фрейд констатировал  неполноценность женщины, связывая ее с женской анатомией и женской  «завистью» к пенису. Адлер считал, что физиологически и психологически оба пола равноценны - и это должно стать незыблемым принципом воспитания.

Неравенство полов  он объяснял неравенством социальных ролей мужчины и женщины, различием  культурных требований к мужскому и  женскому поведению. Протест против униженного положения, связанного с  полом, Адлер называл «мужским протестом» и подчеркивал, что его можно  наблюдать как у девушки, так  и у юноши, который боится, что  его назовут «бабой», «тряпкой», «девчонкой».

Чувство неполноценности  может возникать в связи с  отношениями богатства и бедности, власти и безвластия, высокой и  низкой квалификации.

Наконец, существует родовой общечеловеческий источник чувства неполноценности. «Мыслящий  тростник», - так сказал когда - то о  человеке Паскаль, вложив в эту краткую  формулу всю гамму чувств, которую  испытывает в глубине души человек, незнающий, зачем и почему он появился на свет, затерянный в бесконечных  просторах Вселенной.

Завороженный  универсальностью открытой им идеи, Адлер  стремится превратить ее в объяснительный принцип всех перипетий истории  и форм социального устройства. Представьте  себе человека, говорил Адлер, одного и без всяких орудий в первобытном  лесу. У него нет ни скорости бега, ни силы, ни когтей, ни клыков, ни толстой  и теплой шкуры…Человек, рассматриваемый  с точки зрения природы, есть неполноценное  существо. Вся человеческая культура: техника, язык, социальная организация, мораль, наука, религия - выросла в  результате стремления преодолеть биологическую  неполноценность.

Признавая «объяснительную  силу» адлеровского принципа неполноценности, следует видеть и его ограниченность. Фрейд, возражая Адлеру, отмечал, что многие дети не только не чувствуют своей неполноценности, но, напротив, развивают нарциссизм, видят себя в «центре мира», в фокусе внимания окружающий. Многие уродливые, больные, лишенные зрения, с ампутированными ногами или руками люди, как это не странно, не чувствуют себя ущербными. Вообще, легче встретить человека излишне самоуверенного, чем страдающего комплексом неполноценности. Что же касается «природы человека», то, будучи уязвимой, ранимой, она обладает и огромным «запасом прочности», ресурсами, которые отсутствуют у других животных. Какое животное обладает разумом? Кто, подобно индийским йогам, может ходить по раскаленным углям, останавливать на много часов дыхание?

В ответ на критику  Адлер заявлял, что «комплекс  неполноценности» - лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы  поведения, который должен рассматриваться  в совокупности с другими элементами: «жизненным стилем», «компенсацией» и  «социальным чувством». Он подчеркивал, особенно в последних своих работах, что дело не в фактической полноценности, поскольку критерии полноценности  и совершенства относительны, зависят  от культуры. Дело в «генерализированном  чувстве» неполноценности, которое  вызывает приток сил и служит импульсом  к действию [6, 115].

Итак, утверждая  изначальную родовую неполноценность  человека, Адлер шел по пути, который  уже был намечен европейскими философами и антропологами. Ницше  видел в современном человеке лишь «шаткий мост», промежуточное  звено между обезьяной и «сверхчеловеком» будущего.

2.3 Преодоление  комплекса неполноценности

Проявление застенчивости  означает, что какие-то свои особенности  мы не склонны принимать целиком  и полностью, и это заставляет нас полагать, будто и окружающие воспримут их с такой же категоричностью. И это тоже всего лишь надуманные представления. Когда мы с собой  в ладу, мы чувствуем себя вполне комфортно и общаясь с другими  людьми. Немало отыщется и приятелей, в беседе с которыми мы ощущаем  раскованность и непринужденность. А ведь мы при этом остаемся: все  теми же, прежними, нисколько не меняясь  при переходе к общению с другими. Что же все-таки меняется? Только наше самовосприятие! Вот и перестаньте обращать внимание на свою надуманную неполноценность; подарите себе мир и покой в душе, что в свою очередь подарит вам раскованность и удовольствие при общении с любым человеком!

Что делать? Кратковременные  приступы комплекса неполноценности  иногда даже полезны. Они придают  человеку спортивную злость, и он делает такие успехи, о которых и не подозревал, что на них способен. Но когда человек не старается  компенсировать комплекс неполноценности, опускает руки - заболевание становится опасным. От комплекса неполноценности  избавиться не так просто, как, в  общем-то, и от любого другого. Поэтому, если вы недовольны собой и как  следствие - всем окружающим миром...

Проанализируйте свои чувства, чтобы понять ваши проблемы. Найдите в себе силы хотя бы задуматься, отчего это происходит. Если тяжело сделать это в одиночку, можно  посоветоваться с хорошим психологом.

Используйте любой  шанс, который подбрасывают вам обстоятельства, чтобы изменить свою жизнь. Не отказывайтесь  от предлагаемой должности, боясь, что  вы не справитесь. Не убегайте от волевой  и уверенной женщины, которая  положила на вас глаз - быть может, именно такая вам и нужна. Словом, если шанс стучится в вашу дверь, то надо ее открыть. А уж потом действовать  по обстоятельствам.

Многие люди с детства не научены себя любить и ценить. Возможно, их недостаточно любили родители. Основной мотив поведения у таких людей - страх быть отвергнутым. Они стараются изо всех сил угодить партнеру, пренебрегая собственными интересами. Им постоянно кажется, что они делают что-то не то и выглядят не так. Часто они могут молчать годами и терпеть, если партнер делает не то, что им хочется. Осознайте, что вы уже выросли, у вас есть личный опыт и вы способны к самостоятельным решениям. Научитесь сами получать удовольствие, а не удовлетворять запросы других.

Составьте список своих достоинств и в любой  ситуации делайте упор именно на ваши позитивные качества. Причем, список должен пополняться. Попробуйте посмотреть на себя глазами человека, который ничего не знает о вашем комплексе  неполноценности: вы наверняка обнаружите в себе массу привлекательного.

Прислушивайтесь, за что вас хвалят другие. Часто  люди с комплексом неполноценности  не замечают хорошего к себе отношения, не слышат добрые слова в свой адрес, потому что твердо убеждены - такого не может быть никогда.

Заведите для  себя правило: "В моей жизни самый  главный человек - это я". Не бойтесь  переборщить - с вашим характером, самовлюбленным эгоистом вы уже точно  не станете.

Не бойтесь  удивлять. Один из способов выработать в себе отвагу и стойкость, а значит избавиться от комплексов - стать непредсказуемым  для окружающих. Возьмите да и перекрасьте  волосы, смените стиль в одежде, запишитесь на курсы в автошколу, удивите партнера смелым предложением в сексе - сгодится все, что против прежних правил. Сначала, конечно, все  рты разинут, но довольно быстро привыкнут к новшествам и станут спокойно воспринимать вас в новой форме, в новом качестве, в новом амплуа. Поверьте, от таких побед вырастают крылья, растет самооценка, бойцовских качеств прибавляется, смелость становится одной из черт характера, а комплекс неполноценности тает в голубой дали.

Совершенствуйтесь. Одежда, внешность, подтянутая фигура, увлечения, образование - все это  дает возможность сделать себя более  привлекательным. Так пользуйтесь  этим.

Не бойтесь  быть открытым. Говорите, что вам  нравится, а что не очень. Ведь вокруг вас люди, а не рентгеновские аппараты. Им иногда трудно догадаться о ваших  желаниях.

Не думайте, что  все вокруг смелы и отважны, как  это может показаться со стороны. Комплекс неполноценности, неуверенность  и страх испытывают все люди. Но одни лелеют эти свои чувства и  в результате остаются в проигрыше, а другие, несмотря на холодеющие конечности и мурашки, бегающие по спине, идут вперед и добиваются успеха.

Когда мужчина  маленького роста даже летом ходит  в ботинках на огромной платформе, да еще и внутрь, под стельки, подкладывает поролон, так что пятки торчат наружу, значит, он втайне ненавидит  и боится самого себя. Он всегда строит свою жизнь, отталкиваясь от принципа «что скажут обо мне люди?», потому что постоянно находится в  тревоге: а вдруг и окружающие будут также ненавидеть его, как  он сам.

Информация о работе Формирование и развитие личности. Комплексы неполноценности