Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:10, контрольная работа
Проблема комплексов актуальна в наши дни, ведь они блокируют нашу жизнь и не дают нам реализоваться в полной мере. Наши комплексы мы приобретаем в детстве или в юности. Этому способствуют поведение и оценки родителей, сверстников, учителей и других значимых людей, желания которых переделать нас, не всегда оборачиваются в лучшую сторону. Но насколько «расцветут» наши комплексы зависит от самого человека. Например, привычки заниматься чрезмерным самокопанием и самокритичностью или безразличное отношение к своему внутреннему миру закрепляют комплексы.
Введение
1. Сущность и основные черты комплекса неполноценности личности
1.1 История возникновения
1.2 Общее представление о комплексе неполноценности
1.3 Причины комплекса неполноценности личности
2. Формирование комплекса неполноценности
2.1 Почему развивается комплекс неполноценности
2.2 Роль комплекса неполноценности в жизни личности
2.3 Как избавиться от комплекса неполноценности
3. Взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
торгово-экономический
(ФГБОУ
ВПО «СПбТЭИ»)
Кафедра
философии
Контрольная
работа
Тема: «Формирование и развитие личности.Комплексы неполноценности»
по дисциплине
«Психология»
Студентка 1 курса
Лайер Надежда Андреевна
Факультет управления и бизнес технологий
Группа
1112-з
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение
1. Сущность и
основные черты комплекса
1.1 История возникновения
1.2 Общее представление о комплексе неполноценности
1.3 Причины комплекса неполноценности личности
2. Формирование комплекса неполноценности
2.1 Почему развивается комплекс неполноценности
2.2 Роль комплекса
неполноценности в жизни
2.3 Как избавиться от комплекса неполноценности
3. Взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства
Заключение
Список литературы
Введение
Личность – это система социально значимых качеств конкретного индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей . Понятие личности связано с понятием индивидуальности – с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек
характеризуется уровнем
Комплекс неполноценности
– это выражение
Проблема комплексов актуальна в наши дни, ведь они блокируют нашу жизнь и не дают нам реализоваться в полной мере. Наши комплексы мы приобретаем в детстве или в юности. Этому способствуют поведение и оценки родителей, сверстников, учителей и других значимых людей, желания которых переделать нас, не всегда оборачиваются в лучшую сторону. Но насколько «расцветут» наши комплексы зависит от самого человека. Например, привычки заниматься чрезмерным самокопанием и самокритичностью или безразличное отношение к своему внутреннему миру закрепляют комплексы.
Комплекс неполноценности
относится к категории
Введение
Человеку не следует стремиться искоренять свои комплексы, а следует прийти с ними в согласие: они законно являются тем, что направляет поведение человека в мире.
Зигмунд ФРЕЙД
Комплекс неполноценности -- теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности.
Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что происходит вытеснение чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.
В своей теории
комплекса неполноценности
Объект исследования - развитие личности и влияние на нее комплекса неполноценности.
Предмет исследования - комплекс неполноценности.
Гипотеза исследования - главной составляющей комплексов в негативном смысле этого слова выступает страх, который когда-то давно вошел в нашу душу перед лицом реальной или кажущейся угрозы.
Цель работы - рассмотреть формирование и роль комплекса неполноценности в развитии личности.
Задачи работы:
1) изучить сущность и основные черты комплекса неполноценности личности;
2) обосновать
формирование комплекса
3) определить
взаимосвязь комплекса
1. Сущность и
основные черты комплекса
1.1 История возникновения
Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может. В этом случае в основе комплекса лежит какое-либо сильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться (хотел покачать любимую маленькую сестру в коляске, но нечаянно уронил ее; мечтал проснуться рядом с отцом, но тот внезапно уехал, а ребенок проснулся один в пустой темной комнате и т.п.). Тяжелое переживание отделяет травмирующий эпизод подобно стенке, вытесняет его из сознания и превращает в комплекс. Иногда сильные неосуществленные желания, которые не осознавались, способны порождать комплексы и во взрослом возрасте (обычно они бывают связаны с общественным или материальным положением человека, с его сексуальными переживаниями).
Другой путь сложнее. В истории человечества некоторые поступки и ситуации встречались столь часто и были столь значимы, что оказались закреплены в глубоких слоях бессознательного у каждого из людей (в той области, которую К.Г.Юнг назвал "коллективным бессознательным"). Подобные поступки описаны уже в древних мифах, которых человек может даже и не знать.
Иногда эти ситуации содержат напряжения, могущие породить комплекс: например, запретное стремление к сексуальной близости с одним из родителей, получившее название комплексов Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек). Попав в подобные обстоятельства, наш герой "вспоминает" и воспроизводит чужие поступки - подвиги и грехи. В подобных случаях комплексы залегают еще глубже, и обнаружить их еще труднее.
Итак, комплекс - это болевая точка, которая может не проявлять себя, пока на нее не нажали. Но если нажали - комплекс расправляется, напоминает, что он тоже жилец нашего дома, его нужно холить, лелеять и кормить. Вот тут-то и кроется основная опасность. Прорастая незаметно, комплекс может подчинить себе всю жизнь человека.
Поэтому его
лучше вовремя остановить. А сначала
- распознать.
Это дело нелегкое, потому что комплексы
живут "шиворот-навыворот". Они никогда
не заявляют о себе правдивым языком, а
изъясняются намеками: "нет" подразумевает
"да", "разумеется" - "ни за
что на свете", показная сила - стыдливую
слабость и т.д. Как же о них можно догадаться?
Каждый человек иногда ошибается - "шел в комнату, попал в другую…". Редко кто не оговаривался: вместо "танцевать" - "целовать", вместо "позвольте мне открыть наше совещание" - "позвольте мне закрыть…" и т.д. Время от времени все люди удивляются результатам своих действий, решений, поступков. "На самом деле" и "как будто" меняются местами. И только чувство разочарованности, усталости или раздражения наводит на мысль, что человек не живет, а кому-то служит. Кто же этот негодяй? А все он, комплекс.
Итак, комплексы были всегда. Даже наши первобытные предки были убеждены, что душ у них несколько, и каждая из них как бы отвечает за свой участок жизни. Обычно они успешно договаривались между собой, но если нет - возникали первобытные неврозы. Чем сложнее становился человек с развитием цивилизации, тем больше различных желаний у него возникало, - а следовательно, и больше противоречий между ними. Современного Homo sapiens великий знаток этого предмета Г.К.Честертон сравнивал с городом, охваченным гражданской войной - так много в нем враждебных друг другу частей.
1.2 Общее представление о комплексе неполноценности
Кого мы имеем в виду, говоря о человеке закомплексованном? Того, кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силу этого не умеет добиваться своего. А вот человек без комплексов - это тот, кто уверенно шагает по жизни, не скован условностями, умеет и себя подать, и с другими поладить. Правда, "человек без комплексов" - оценка скорее неодобрительная, ибо слишком часто уверенность в себе обращается в самоуверенность, а раскованность легко перетекает в развязность, которая никого не красит. Тем не менее все мы стремимся от комплексов избавляться, считая их тяжелым бременем, едва ли не позорным клеймом. А как же иначе в наш динамичный век?
Над этим житейским представлением любой психолог только посмеется, ибо оно хотя в принципе и верное, но слишком примитивное и поверхностное. Специалисты, которые почти столетие назад ввели слово "комплекс" в научный обиход, обозначали им отнюдь не только скованность и робость, а явление гораздо более глубокое и серьезное. В то же время в представлении психологов комплексы -это не недостаток, не болезнь, а качество, всем нам в той или иной мере присущее. И призывы бороться с комплексами надо воспринимать осторожно -полностью от них избавиться вряд ли возможно. С ними надо просто научиться жить. А сначала, разумеется, хорошо бы понять, что же это такое.
Психологи называют комплексами совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.
В истоках своих комплексов человек, как правило, не отдает себе отчета и продиктованное ими поведение считает частью своей натуры. В обыденной речи мы привыкли называть комплексами те наши особенности, которые мешают полноценно жить, общаться, работать. А о том, что не доставляет нам неудобства, мы даже не задумываемся. Ведь многое из того, что когда-то было нами глубоко и безотчетно прочувствовано, усвоено, жить не мешает, даже наоборот - составляет тот набор внутренних "тормозов", без которых в жизни не обойтись.
Проблемы начинаются, когда в сложном внутреннем механизме побуждений и ограничений происходит перекос. Из-за него мы на своем жизненном пути сворачиваем в тупики, безрассудно лихачим на виражах либо беспомощно застываем на обочине. И тут не обойтись без наладчика этого механизма - психотерапевта, который поможет предотвратить серьезную аварию.
Информация о работе Формирование и развитие личности. Комплексы неполноценности