Показательными
для понимания характера могут
быть также привязанности и
интересы человека, связанные с
его досугом. Они раскрывают новые особенности,
грани характера: например, Л.Н.Толстой
увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов
— городками, Д.И.Менделеев — чтением
приключенческих романов. Доминируют
ли у человека духовные и материальные
потребности и интересы, определяют не
только помыслы и чувства личности, но
и направленность его деятельности. Не
менее важно и соответствие действий человека
поставленным целям, так как личность
характеризуется не только тем, что она
делает, но и тем, как она это делает. Характер
возможно понять только как определенное
единство направленности и образа действий.
Люди со
сходной направленностью могут
идти совершенно разными путями
к достижению целей и используя
для этого свои, особенные, приемы
и способы. Это несходство определяет
и специфику характера личности. Черты
характера, обладая определенной побуждающей
силой, ярко проявляются в ситуации выбора
действий или способов поведения. С такой
точки зрения в качестве черты характера
можно рассматривать степень выраженности
у индивида мотивации достижения — его,
потребности в достижении успеха. В зависимости
от этого для одних людей характерен выбор
действий, обеспечивающих успех (проявление
инициативы, соревновательной активности,
стремление к риску и т.д.), в то время как
для других более характерно стремление
просто избегать неудач (отклонение от
риска и ответственности, избегание проявления
активности, инициативы и т.д.).
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП
КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ
А.Ф. Лазурский
(12.04.1874-12.03.1917)
Идеальной
классификацией должна считаться такая,
которая в каждом из своих типов давала
бы не только субъективные особенности
данного человека, но также его мировоззрение
и социальную физиономию, поскольку они
состоят в связи с его характером. Предлагаемая
здесь попытка, нисколько не претендующая
на совершенство или законченность, является
тем не менее шагом именно в этом направлении.
В основу
классификации положен принцип
активного приспособления личности
к окружающей среде, при этом
понятие “Среды” берется в
самом широком смысле этого слова,
включая сюда, не только вещи, природу,
людей и человеческие взаимоотношения,
но также идеи, духовные блага, эстетические,
моральные и религиозные ценности и т.п.
Последовательное применение упомянутого
основного принципа к психологии отдельных
человеческих индивидуумов приводит к
установлению двух важнейших подразделений:
по психическому уровню - на три последовательно
повышающихся уровня и по психическому
содержанию - на целый ряд различных типов
и их разновидностей.
Такое двойственное
деление прямо и всецело вытекает из упомянутого
выше основного принципа, вполне соответствуя
способам роста и духовного развития каждой
отдельной человеческой личности. Приспособление
человека к окружающей среде может быть
более или менее полным, глубоким и всесторонним,
причем степень и объем этого приспособления
определяются с одной стороны, благоприятными
или неблагоприятными внешними условиями,
а с другой ( и это самое важное)- тем прирожденным
запасом физических и духовных сил, который
в общей совокупности носит название “степени
одаренности”. В то время как бедно одаренные
индивидуумы обычно всецело подчиняются
влияниям Среды, ограничиваясь, в лучшем
случае, чисто пассивным приспособлением
к ее условиям и требованиям, натуры богато
одаренные стремятся, наоборот, активно
воздействовать на окружающую их жизнь,
приспособляя и переделывая ее сообразно
своим запросам и стремлениям; начиная,
подобно более примитивным натурам, с
подражания и пассивного приспособления,
они затем, по мере своего духовного роста,
превращаются постепенно в творцов и преобразователей
жизни.
Если деление
по психическим уровням выражает
собой степень активности приспособления
личности к окружающей среде
( или, на более высоких уровнях,
степень приспособления Среды
к собственным запросам и стремлениям
личности), то не следует забывать и того,
что само это приспособление может идти
различными путями в зависимости от чисто
качественных различий между отдельными
человеческими индивидуумами. Различия
эти обуславливаются, прежде всего, тем,
что ни одного человека нельзя встретить
совершенно одинакового развития всех
отдельных психических функций или способностей.
Само собой
разумеется, что в зависимости
от различий темперамента и
характера крайне различны будут
также и те пути и способы,
какими человек воздействует на окружающую
жизнь, стремясь так или иначе приспособиться
к ней; и вот эти-то именно индивидуальные
различия в реакции индивидуума на окружающую
среду и лежат в основе того, что называют
делением личностей по их психическому
содержанию.
ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ
О ХАРАКТЕРЕ
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
- отрасль психологии личности (иногда
рассматривается как самостоятельная
психологическая наука в стволе
индивидуальной психологии дерева
психологической науки, предмет
которой характер
Учение о
характере — характерология имеет
длительную историю своего развития. Важнейшими
проблемами характерологии на протяжении
веков было установление типов характера
и их определения по его проявлениям с
целью прогнозировать поведение человека
в различных ситуациях. Так как характер
является прижизненным образованием личности,
большинство существующих его классификаций
исходят из оснований, являющихся внешними,
опосредованными факторами развития личности.
Одной из
наиболее древних попыток прогнозирования
поведения человека является объяснение
его характера датой рождения. Разнообразные
способы предсказания судьбы и характера
человека получили название - гороскопов.
Практически, все гороскопы составляются
одинаково: общепринятый временной период
разбивается на определенные интервалы,
каждому из которых присваивается определенный
знак, символ. Описание характера человека
дается через призму различных свойств
этого символа. Однако характеры людей,
родившихся в одно и то же время, по разным
гороскопам оказываются различными. Так,
например, в соответствии с гороскопом
друидов, проводящих связь человеческих
характеров с деревьями, человек, родившийся
в интервале с 22 декабря по 1 января, является
яблоней. Согласно гороскопу яблоня редко
бывает высокой, много в ней симпатичного,
много обаяния, сердечности. Внушает мысль
о любви, даже когда сама о ней и не думает.
По астрологическим знакам Зодиака человек,
родившийся в период с 22 декабря по 20 января
— Козерог. По данному гороскопу это предполагает
упрямый характер, наиболее стойкий, выносливый,
скрытый, тайно самолюбивый. Живет реальной
действительностью, преодолевая неприятности
и препятствия. Восточные гороскопы устанавливают
12-годичные циклы, каждый из которых проходит
под знаком какого-нибудь животного. Человек,
рожденный в определенном году, получает
ряд врожденных свойств, в соответствии
с которыми и складывается его характер.
Однако сравнение характеристик аналогичных
животных в японском или, скажем, китайском
гороскопах также существенно различается.
Не менее
популярны попытки связать характер
человека с его именем. В последнее время
эта ветвь характерологии получила новый
импульс развития. Теоретики данного направления
считают, что определяющее влияние имени
человека на его характер вызвано следующими
факторами. С одной стороны, максимальная
скорость роста мышечной ткани у ребенка
наблюдается в первые месяцы жизни, с другой
- в это же время самой гаммой звуков, которую
наблюдает ребенок, является его собственное
имя. Младенец не подражает услышанным
звукам, а подражает озвученной мимике.
В результате у ребенка рефлекторно возбуждаются
нервные импульсы именно в тех группах
мышц - мимических, артикуляционных и дыхательных,
которые участвуют в произнесение имени.
Обмен веществ в мышцах, где возникает
импульс, ускоряется на фоне и без того
стремительного роста. В конце концов
эти маленькие, но заметные в своем влиянии
на строение мышц лица мимические мышцы
окажутся акцентировано развитыми. Именно
поэтому люди с одинаковыми именами похожи
друг на друга. Подобным образом формируется
и характер.
Значительное
влияние на развитие характерологии
оказала физиогномика - учение о
связи между внешним обликом
человека и его принадлежностью
к определенному типу личности,
благодаря чему по внешним
признакам могут быть установлены
психологические характеристики этого
типа. Уже Аристотель и Платон предлагали
определять характер человека, отыскивая
в его внешности черты сходства с каким-нибудь
животным, а затем отождествляли его характер,
как в восточном гороскопе, с характером
этого животного. Так, по Аристотелю, толстый,
как у быка, нос означал лень, широкий нос
с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость,
нос, как у льва, - важность, волосы тонкие,
как шерсть у коз, овец и зайцев, робость,
волосы жесткие, как у львов и кабанов,
- храбрость.
Наиболее известной
стала физиогномическая система Иоганна
Каспера Лафатера, считавшего основным
путем познания человеческого характера
изучение строения головы, конфигурации
черепа, мимики и т.д. Так, о гениальности
Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей
степени свидетельствует его нос, который
“знаменует продуктивность, вкус и любовь
- словом поэзию”.
При определении
характера человека физиономисты
использовали в качестве определяющих
самые различные признаки. Так,
помимо носа, внимание уделялось
рту человека. А.Делестр отмечал, что
степень сжимания губ прямо пропорциональна
твердости характера; расслабленные губы
- признак обладания “женскими” чертами
характера (мягкость, любезность), и чем
больше - тем выраженнее (у глупого человека,
например, рот вообще открыт). Это объяснялось
тем, что даже когда человек смеется, на
его лице рефлекторно возникает определенная
маска, соответствующим образом связанная
с характером. Улыбка может быть самодовольной,
сладкой, счастливой, светлой, холодной,
насмешливой, кроткой, глупой и пр.
Однако самым
важным показателем характера
являлись глаза человека. Аристотель
указывал, что большие добродушные,
но выпуклые глаза являются
признаком глупости. Л.Н.Толстой
различал, например, хитрые глаза,
лучистые, светлый взгляд, грустный,
холодный, безжизненный. Он писал: “Есть
люди, у которых одни глаза смеются, - эти
люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых
рот смеются без глаз, - это люди слабые,
нерешительные, и оба эти смеха неприятны”.
В настоящее
время под эти чисто беллитрические
факты пытаются подвести научные доказательства
Американские психологи Дж. Глайв и Э.Клери
после пятилетнего изучения черт характера
примерно 10 тыс. детей доказали, что дети
с темными глазами обладают большей жизнью,
инициативой и более неспокойным характером,
нежели дети со светлыми глазами. У взрослых
возможны некоторые отклонения. Авторы
утверждают, что люди с темно-голубыми
глазами весьма настойчивы, но имеют склонность
к сентиментальности. Они легко поддаются
настроению, долго помнят обиды, бывают
капризны, иногда их поступки непредсказуемы.
Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы
и смелы, они настойчивы и добиваются своего,
несмотря на различные трудности. Бывают
вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей
частью однолюбы. Те, кто обладает темно
карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы,
но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень
постоянны. Как правило, общительны, любят
юмор, легко сходятся с людьми. Обладатели
светло-карих глаз застенчивы, склонны
к уединению, мечтательны, тяжело переносят
нанесенную им обиду. Трудолюбивы, старательны,
на них можно положиться - они не подведут.
Синие глаза свидетельствуют о романтических
наклонностях, но в тоже время об эгоизме
и самомнении. Синеглазые легко поддаются
порывам, но быстро остывают. Их несомненно
положительная черта - правдивость. Что
же касается людей с зелеными и серо зелеными
глазами, то, как утверждают Дж. Глайв и
Э.Клери, в большинстве случаев они имеют
сильную волю, решительны и неукоснительно
идут к своей цели. Они отличаются постоянством.
Бывают жесткими и несговорчивыми.
В качестве
отдельного направления характерологии
можно выделить определение индивидуальных
особенностей человека по его
позе, положению тела. По мнению
некоторых психологов, наиболее
ярко характер раскрывается в
позе человека: как он стоит, как идет
. как сидит и даже в какой позе засыпает.
Не менее
знаменитую и богатую историю,
чем физиогномическое направление
в характерологии, имеет хиромантия.
Хиромантия- система предсказаний
черт характера человека и
его судьбы по кожному рельефу
ладоней. Хиромантия известна с глубокой
древности, но наибольший рассвет приходится
на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах
стран Европы существовали кафедры хиромантии.
В своих истоках хиромантия тесно связана
с астрологией, поскольку главными признаками
руки, которые принимаются во внимание,
являются “7 холмов “ на ладони, называемые
именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера,
Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.
До последнего
времени научная психология неизменно
отвергала хиромантию, однако изучение
эмбрионального развития пальцевых узоров
в связи с наследственностью дало новый
толчок к возникновению новой отрасли
знания - дерматоглифики. Было, в частности
показано, что формирование рисунка ладоней
каждого человека, как и развитие мозга,
происходит на 3-4 месяце внутриутробного
развития и обусловлено одним и тем же
влиянием генного набора родителей или
хромосомными отклонениями плода. Поэтому
хиромантию следует рассматривать скорее
как анатомическую или физиологическую
особенность организма, и она может поставлена
в один ряд с конституционным направлением
характерологии, ярким представителем
которого был Э.Кречмер. Кречмер рассматривал
характер в связи со строением тела как
психическую конституцию человека, соответствующую
его телесной конституции, и объяснял
характер, в конечном счете, врожденными,
прежде всего эндокринными факторами.
Однако в
настоящее время ни антропология,
ни анатомия, ни психология не
располагают никакими сколько-нибудь
достоверными данными о том,
что характер человека зависит
от строения тела, конфигурации лица, цвета
глаз и т.д. Следует ли из этого, что определение
характера человека на основании изучения
его внешности невозможно? Вероятно, есть
смысл вспомнить высказывание Чарльза
Дарвина о том, что физиогномиста существенно
знать, что “... каждый индивидуум сокращает
преимущественно только определенные
мускулы лица, образуемые их обычными
сокращениями, могут сделаться более глубокими
и видимыми “. Связь между внешностью
человека и складом его характера отчетливо
прослеживается как в литературных произведениях,
так и в изображении великих мастеров
портрета. Однако научная психология исходит
из положения, что зависимость между привычным
выражением лица человека и складом его
характера не является однозначной. То
или иное выражение лица, складки, морщины
могут иметь самые различные причины возникновения.
И здесь нельзя не согласиться с А.В.Петровским,
что причиной слегка приоткрытого рта
может быть не только глупость человека,
но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное
внимание.