Физиологические механизмы внимания. Учение Ухтомского и Павлого

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое.

Содержание

Введение.
Физиологические механизмы внимания.
Учение Павлого о физиологических механизмах внимания (ориентировочный рефлекс, закон индукции нервных процессов).
Принцип доминанты (А. А. Ухтомский).
Вывод.
Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

срс психология.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Представление о доминанте как общем принципе работы нервных центров так же, как и сам этот термин, было введено  Ухтомским в 1923 году. Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т.е. доминанте. Особое значение Ухтомский придавал истории системы, считая, что ритм ее работы воспроизводит ритм внешнего воздействия. Благодаря этому нервные ресурсы ткани в оптимальных условиях не истощаются, а возрастают. Активно работающий организм, согласно Ухтомскому, как бы "тащит" энергию из среды, по этому активность организма (а на уровне человека – его труд) усиливает энергетический потенциал доминанты. При этом доминанта, по Ухтомскому, – это не единый центр возбуждения, а "комплекс определенных симптомов во всем организме – и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности".

В психологическом  плане доминанта является нечем  иным, как мотивационным потенциалом  поведения. Активное, устремленное к  реальности, а не отрешенное от нее (созерцательное) поведение, так же, как активное (а не реактивное) отношение к среде, выступают как два необходимых аспекта жизнедеятельности организма.

Свои теоретические  воззрения Ухтомский испытывал  как в физиологической лаборатории, так и на производстве, изучая психофизиологию  рабочих процессов. При этом он считал, что у высокоразвитых организмов за видимой "обездвиженностью" таится напряженная психическая работа. Следовательно, нервно-психическая активность достигает высокого уровня не только при мышечных формах поведения, но и тогда, когда организм по видимости относится к среде созерцательно. Эту концепцию Ухтомский назвал "оперативным покоем", иллюстрируя его известным, примером: сравнением поведения щуки, застывшей в своем бдительном покое, с поведением "рыбьей мелочи", неспособной к этому. Таким образом, в состоянии покоя организм удерживает неподвижность с целью детального распознавания среды и адекватной реакции на нее.

Для доминанты  также характерна инертность, т.е. склонность поддерживаться и повторяться, когда  внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют. Инертность нарушает нормальную регуляцию поведения, она становится источником навязчивых образов, но она же выступает в качестве организующего начала интеллектуальной активности. Следы прежней жизнедеятельности могут существовать одновременно в виде множества потенциальных доминант. При недостаточной согласованности между собой они могут привести к конфликту реакций. В этом случае доминанта играет роль организатора и подкрепителя патологического процесса.

Механизмом доминанты  Ухтомский объяснял широкий спектр психических актов: внимание (его  направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличиях от других). Это "разделение среды на предметы" Ухтомский трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты, выделение только тех раздражителей, которые являются для организма биологически интересными, установление адекватной связи между доминантой (как внутренним состоянием) и комплексом внешних раздражителей. При этом наиболее отчетливо и прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально.

Ухтомский считал, что истинно человеческая мотивация  имеет социальную природу и наиболее ярко выражается в доминанте "на лицо другого". Он писал, что "только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на себя, ему открывается лицо другого". И именно с этого момента сам человек впервые заслуживает того, чтобы о нем говорили как о лице. Это, согласно Ухтомскому, одна из самых труднодостижимых доминант, которую человек призван воспитывать в себе.

Идеи, развитые Ухтомским, связывают в единый узел психологию мотивации, познания, общения  и личности. Его концепция, явившаяся  обобщением большого экспериментального материала, широко используется в современной  психологии, медицине и педагогике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод.

 Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания, как особой самостоятельной функции считают его только стороной или механизмом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование,  чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в <чистом >  виде функционально оно всегда <внимание к чему-либо>. Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов.

Внимание представляет собой сложное психическое явление. Столь сложное

явление может  быть объяснено только на основе широко действующих

физиологических закономерностей, которые хорошо были изучены в работах Ухтомского и Павлого. Эти работы имеют широкое значение  современной психологии, медицине и педагогике.

Учение Павлова  и учение Ухтомского дают опорные  точки для выяснения

физиологического  субстрата внимания. Внимание Обусловлено  активностью целого

ряда иерархически связанных между собой мозговых структур. Весьма сложная

структура физиологических  механизмов внимания и противоречивые взгляды на его

природу подвигли многих великих ученых на разработку целого ряда теорий

внимания.

Следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий,

проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о

природе внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Использованная литература:

1. Столяренко  Л. Д. Основы психологии. 2007.

2. Выготский  Л.С. Мышление и речь. 1988.

3. Маклаков А.Г.  Общая психология. Питер, 2001

4. Немов Р.С.  Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М.,1999.

5. www.google.ru

Информация о работе Физиологические механизмы внимания. Учение Ухтомского и Павлого