Физиологические механизмы внимания. Учение Ухтомского и Павлого

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое.

Содержание

Введение.
Физиологические механизмы внимания.
Учение Павлого о физиологических механизмах внимания (ориентировочный рефлекс, закон индукции нервных процессов).
Принцип доминанты (А. А. Ухтомский).
Вывод.
Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

срс психология.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Государственный Медицинский Университет г. Семей

Кафедра: СГД

Курс: психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СРС 

        Тема: Физиологические механизмы внимания. Учение Ухтомского и Павлого. 
         
         
         
         
         

Заведующий  кафедрой: Сергазина Г. М.

Выполнила:  Баубекова Г. Н.

131 группа  ОМФ 

Проверила: Куклина Н. М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Семей 2011 год

План.

  1. Введение.
  2. Физиологические механизмы внимания.
  3. Учение Павлого о физиологических механизмах внимания (ориентировочный рефлекс, закон индукции нервных процессов).
  4. Принцип доминанты (А. А. Ухтомский).
  5. Вывод.
  6. Использованная литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

 Ни один  психический процесс не может  протекать целенаправленно и  продуктивно, если человек не  сосредоточит своего внимания  на том, что воспринимает или  делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность. Что же такое внимание ?

Внимание –  направленность и сосредоточенность  сознания на каком-нибудь предмете, явлении  или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность  предполагает отвлечение от всего, что  не имеет отношения к этому объекту.

Внимание обуславливает  успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в  психике. Объект внимания оказывается  в центре нашего сознания, все остальное  воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться  вне других процессов. Мы внимательно  или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Физиологические основы внимания. 
 

 Физиологической  основой внимания является механизм  взаимодействия основных нервных  процессов (возбуждения и торможения) в коре головного мозга. 
Как известно, по закону отрицательной индукции нервный процесс возбуждения в одних участках коры головного мозга вызывает процесс торможения в других участках коры, что создает такие условия, при которых устраняется влияние посторонних раздражителей на основной, рабочий участок и тем самым снижается общее напряжение организма. Торможение в одних участках коры усиливает очаг возбуждения в других участках, возбуждение достигает своей наибольшей, оптимальной величины и носит название оптимального очага возбуждения. 

Физиологические механизмы внимания - нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и  локальную активацию коры больших  полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфа – ритма), происходит снижение порогов восприятия - и возрастание скорости протекания нервных процессов. При привлечении внимания - к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности - . При реализации какой - либо цели происходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов коры.  
 

Внимание представляет собой сложное психическое явление. Столь сложное

явление может  быть объяснено только на основе широко действующих

физиологических закономерностей. Для понимания  физиологических основ внимания

большое значение имеют работы русских физиологов И.П.Павлова и

А.А.Ухтомского. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Учение Павлого о физиологических механизмах внимания (ориентировочный рефлекс, закон индукции нервных процессов). 

  В учении  о высшей нервной деятельности, созданном И.П.Павловым, огромное  внимание уделяется нейрофизиологическим  процессам, обеспечивающим приспособительные реакции организма на воздействия внешнего мира. Высшая нервная деятельность, согласно учению И.П.Павлова, — это совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ним подкорковых структур, обеспечивающих взаимодействие целостного организма с внешней средой. В качестве нервного механизма, обеспечивающего реагирование на внешние воздействия, рассматривался условный рефлекс. В отличие от безусловных рефлексов, являющихся врожденными, сформировавшимися в ходе эволюции и передающимися по наследству, условные рефлексы возникают, закрепляются и угасают (если утрачивают свое значение) в течение жизни. Условные рефлексы могут образовываться на любые сигналы, реализуясь при участии высших отделов нервной системы. От стабильных безусловных условные рефлексы отличаются изменчивостью. В течение жизни индивидуума иные из них, утрачивая свое значение, угасают, другие вырабатываются. Образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между двумя группами клеток коры: между воспринимающими условное и воспринимающими безусловное раздражение. Эта связь становится тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры. После нескольких таких сочетаний связь оказывается настолько прочной, что потом при воздействии одного лишь условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге.

И.П.Павлов указывал, что раздражители, сигналы, поступающие  в мозг, вызывают

ориентировочно-исследовательскую  реакцию, рефлекс «что такое?». Организм

готов к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или иной

формой поведения. Говоря психологическим языком, животное или человек

становятся внимательными  к тому, от кого можно ожидать  каких-то «сюрпризов».

Потом придет оценка важности наступившего события, станет ясно, стоило ли

прерывать текущую  деятельность, но пока необходимо на мгновение  оставить все

дела, присмотреться, насторожиться, прислушаться. Тревожный  сигнал в нашем

мозгу загорелся. Дальше, в зависимости от оценки, сигнальная лампочка либо

погаснет, либо включаться более мощные системы, одни шлюзы закроются, другие

откроются, и  поток психической жизни ринется  по новому руслу.

Уже в выдвинутом И.П.Павловым представлении об ориентировочных  рефлексах

содержалось предположение  о рефлекторной природе непроизвольного внимания. «Мы

вглядываемся  в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно

втягиваем коснувшийся  нас запах.» - писал И.П.Павлов

Ориентировочные реакции очень сложны.

Они связаны  с активностью значительной части  организма. В ориентировочный

комплекс входят как внешние движения (поворот  головы, глаз), так и изменения

чувствительности  определенных анализаторов, изменяется характер обмена

веществ; изменяется дыхание, сердечно-сосудистые и кожно-гальванические

реакции, т.е. происходят вегетативные изменения и изменение электрической

активности мозга. 

Согласно установленному И. П. Павловым закону индукции нервных  процессов, всякий возникающий в  коре очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Таким образом, возбуждение неравномерно распространяется по коре. В каждый данный момент в коре имеется участок с "оптимальными" условиями возбуждения. Он на данное время является творческим отделом коры. С ним связана наиболее яркая работа сознания.

"Если бы  можно было, - пишет И. П. Павлов, - видеть сквозь черепную крышку, и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окружённое на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью".

Учение И. П. Павлова  об иррадиации и концентрации возбуждения  особенно чётко вскрыло и установило основные закономерности ведущих процессов, протекающих в коре больших полушарий. 
 
 

   Учение Ухтомского.

  Алексей  Алексеевич Ухтомский (1875-1942) –  один из самых выдающихся русских  физиологов. Он разработал важнейшую  категорию как физиологической,  так и психологической науки  – понятие о доминанте. Это понятие позволило трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений.

Принцип системности  утверждался в категориальной апперцепции  Ухтомского в новой принципиально  важной интерпретации, отразившей общие сдвиги в научном мышлении начала XX века, сопряженные, в частности, с теорией относительности

Идея истории  организма как системы не была новым словом. Новым являлся интегральный подход к пониманию отношений  между пространственными и временными параметрами целостного объекта. Нераздельность пространства и времени Ухтомский обозначил введенным им в широкий научный оборот понятием о хронотопе. "И в окружающей нас среде, и внутри нашего организма конкретные факты и зависимости даны нам как порядок и связи в пространстве и времени между событиями".

Он делал основной упор на центральной фазе целостного рефлекторного акта, а не на сигнальной, как первоначально И.П.Павлов, и  не на двигательной, как В.М.Бехтерев. Но все три восприемника сеченовской линии прочно стояли на почве рефлекторной теории, решая каждый под своим углом зрения поставленную И.М.Сеченовым задачу детерминистского объяснения поведения целостного организма. Если целостного, а не половинчатого, то непременно охватывая системой своих понятий феномены, относящиеся столько же к психологии. Таковым являлось, в частности, представление о сигнале, перешедшее к И.П.Павлову от И.М.Сеченова. Таковым же являлось и учение А.А.Ухтомского о доминанте. Считать доминанту полностью физиологическим принципом – значит утратить существенную часть эвристического потенциала этого понятия.

Под доминантой Ухтомский понимал системное  образование, которое он называл  органом, понимая, однако, под этим не морфологическое, "отлитое" и постоянное образование, с неизменными признаками, а всякое сочетание сил, могущее привести при прочих равных условиях к одним результатам. Поэтому согласно Ухтомскому каждая наблюдаемая реакция организма определяется характером взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма и историей организма как целостной системы. Тем самым утверждался системный подход к взаимодействию, который противопоставлялся воззрению на мозг как на комплекс рефлекторных дуг. При этом мозг рассматривался как орган "предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды".

Информация о работе Физиологические механизмы внимания. Учение Ухтомского и Павлого