Физиологическая основа ощущений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психическое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощущений и восприятий - с психических познавательных процессов. Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания.

Работа содержит 1 файл

контрольная психология.docx

— 63.58 Кб (Скачать)

В зрительном анализаторе  – это адаптация к темноте, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в  темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. В температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая - холод при погружении в воду одинаковой температуры. Вопрос о существовании негативной болевой адаптации долгое время был спорным. Известно, что многократное применение болевого раздражителя не обнаруживает негативной адаптации, а напротив действует все сильнее с течением времени. Однако новые факты свидетельствуют о наличии полной негативной адаптации к уколам иглы и к интенсивному горячему облучению.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое  значение. Адаптация помогает (посредством органов чувств) улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

Для того чтобы  человеческий глаз  смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, т.е. для того чтобы его чувствительность приблизилась к абсолютному порогу требуется 40 минут. За это время зрение меняется по своему физиологическому механизму: от колбочкового, характерного для дневного освещения, в течение 10 минут глаз переходит к палочковому зрению, типичному для ночи. При этом исчезают ощущения цвета, им на смену приходят черно-белые тона, свойственные ахроматическому зрению.

Применительно к другим органам чувств пока не доказано, что в их рецепторных  аппаратах имеются какие-либо вещества, химически разлагающиеся при  воздействии раздражителя и восстанавливающиеся  при отсутствии такого воздействия. 

8. Взаимодействие ощущений:Сенсибилизация и синестезия.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации  рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

В литературе описаны  многочисленные факты изменения  чувствительности, вызванные взаимодействием  ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора  изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых  обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь  место и при подпороговом раздражении  других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы  способны в большей или меньшей  степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного  мозга, где представлены центральные  отделы анализаторов. Согласно И. П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко распространяется. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора.

Зная закономерности изменения чувствительности органов  чувств, можно путем применения специальным  образом подобранных побочных раздражителей  сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие  ощущений проявляется еще в одном  роде явлений, называемом синестезией. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении  синестезии основано создание в последние  годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное  исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п. Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира (по мнению Т.П. Зинченко). 

9. Чувствительность и упражнения.

Сенсибилизация   органов   чувств   возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и посредством упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования безграничны. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов  чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них хорошо развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих.

У некоторых  людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать  музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Некоторые слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. Вследствие высоко развитой обонятельной чувствительности они могут ассоциировать многих близких людей и знакомых с запахами, исходящими от них.

Особый интерес  представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у  лиц, имеющих некоторые специальные  профессии. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы от 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди – всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени  совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно сказать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и назвать место, где вырос этот виноград.

Живопись предъявляет  особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений  при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, равные 1/60-1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме – в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, игра на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скрипачей он более развит, чем у пианистов. У людей, с трудом различающих высоту звука, можно, посредством специальных занятий, улучшить звуковысотный слух. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Все это –  доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий  жизни и требований практической трудовой деятельности. 

10. Заключение.

 
Простейшим из познавательных психических  процессов является ощущение. Процесс  ощущения возникает вследствие воздействия  на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, сам процесс воздействия –  раздражением. Раздражение вызывает процесс возбуждения, которое по центростремительным, или афферентным  нервам переходит в кору головного  мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным  отображением объективной реальности. Суть ощущения состоит в отражении  отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может  восприниматься определенными органами чувств. Это и является процессом  отражения отдельных свойств  предмета.  
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов) основных видов ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р. Лурия считает, что классификация может быть проведена по двум основным принципам: систематическому и генетическому, иначе говоря по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения, с другой.

11. Список литературы.

  1. Выгодский Л.С. Психология: М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
  2. Гамезо М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 271 с.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевская. – М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1975. – 399 с.
  4. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1975. – 112 с.
  5. Макланов А.Г. Общая психология – Спб.:Питер, 2002
  6. Немов Р.С. Психология, Учебник.-М.: Просвещение, 2005
  7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, М.: 1957
  8. Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА-М,1999.
  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии — Ростов н/Д Феникс — 2009 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………..........2
  2. Сенсорная организация личности………………………………........….3
  3. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизнедеятельности людей........................................................................................................3-6
  4. Физиологические основы ощущений.Понятие об

     анализаторе.............................................................................................6-9

  1. Классификация ощущений...................................................................9-15
  2. Основные свойства ощущений..........................................................15-17
  3. Адаптация органов чувств.................................................................17-19
  4. Взаимодействие ощущений:Сенсибилизация и синестезия...........20-21
  5. Чувствительность и упражнения.......................................................21-23
  6. Заключение...............................................................................................23
  7. Список литературы..................................................................................24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Физиологическая основа ощущений