Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:41, контрольная работа
Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психическое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощущений и восприятий - с психических познавательных процессов. Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания.
Известно,
что личность реализуется в деятельности,
которая возможна благодаря познанию
окружающей среды. В обеспечении взаимодействия
человека с внешним миром ведущую роль
играют свойства личности, ее мотивы, установки.
Однако всякое психическое явление - это
и отражение действительности, и звено
в регуляции деятельности. Регуляция деятельности
начинается уже на уровне ощущений и восприятий
- с психических познавательных процессов.
Ощущения, восприятия, представления,
память относятся к чувственным формам
познания. Чувственное отражение у человека
всегда связано с логическим познанием,
мышлением. Единичное в чувственном познании
человека отражается как проявление общего.
В чувственном познании существенную
роль играет язык, слово, которое всегда
выполняет функцию обобщения. В свою очередь
логическое познание (мышление) основывается
на данных чувственного опыта, на ощущениях,
восприятии и представлениях памяти. В
едином процессе познания осуществляется
непрерывное взаимодействие всех познавательных
процессов. На ощущениях основаны более
сложные познавательные процессы: восприятия,
представления, память, мышление, воображение.
Иначе как через ощущения, мы ни о каких
формах движения ничего узнать не можем.
Ощущением называется простейший, далее
уже не разложимый психический процесс.
В ощущениях отражаются объективные качества
предмета (запах, цвет, вкус, температура
и др.) и интенсивность воздействующих
на нас раздражителей (например, более
высокая или более низкая температура).
2. Сенсорная организация личности
Сенсорная
организация личности — это уровень
развития отдельных систем чувствительности
и возможность их объединения. Сенсорные
системы человека — это его органы чувств,
как бы приемники его ощущений, в которых
происходит преобразование ощущения в
восприятие. Любому приемнику присуща
определенная чувствительность. Если
мы обратимся к животному миру, то увидим,
что преимущественный уровень чувствительности
какого-либо вида является родовым признаком.
Например, у летучих мышей развита чувствительность
к восприятию коротких ультразвуковых
импульсов, у собак обонятельная чувствительность.
Главная особенность сенсорной организации
человека — это то, что она складывается
в результате всего его жизненного пути.
Чувствительность человека дана ему при
рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств,
желания и усилий самого человека.
3. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизнедеятельности людей.
Ощущение - это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие анализаторни системы.
Ощущение, их природа,
законы формирования и изменения
изучаются в специальной
Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.
Рецептор – специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д., и их преобразования в нервные электрические импульсы.
Ощущение составляет
ту исходную область сферы психических
познавательных процессов, которая
располагается у границы, резко
разделяющей психические и
Термин “ощущение”
психологи традиционно
Роль ощущений в жизнедеятельности человека чрезвычайно велика, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, размерах и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм в виде ощущений получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, который ежесекундно перерабатывает ее огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п.
Вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается, по мнению Т.П. Зинченко, непрерывно.
Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир “проникает” в человеческое сознание. “Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем...” Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг, не мог бы общаться с окружающими людьми, добывать пищу, избегать опасности.
Известный русский врач С.П. Боткин (1832—1889) описал редкий в истории медицины случай, когда больная потеряла все виды чувствительности (видеть мог только один глаз и сохранялось осязание на небольшом участке руки). Когда больная закрывала видящий глаз и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.
Человеку необходимо все время получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает некоторый, постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. Сенсорная изоляция – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.
В этом отношении
показательны результаты развивающихся
в последние годы исследований по
ограничению сенсорной
В литературе описывается эксперимент, проведенный в 1956 году в университете Мак-Гилла группой психологов. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от всех внешних раздражителей. Все, что требовалось от испытуемых - лежать на кровати. Руки испытуемого помещались в длинные картонные трубы (чтобы было как можно меньше осязательных стимулов). Благодаря использованию специальных очков их глаза воспринимали только рассеянный свет. Слуховые раздражители “маскировались” шумом непрерывно работающих кондиционера и вентилятора.
Испытуемых кормили, поили, в случае необходимости они могли заниматься своим туалетом, но в остальное время должны были оставаться максимально неподвижными.
Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия больше 2-3 дней. Что же происходило с ними за это время? Сначала большинство из испытуемых старались сконцентрироваться на личных проблемах, но вскоре испытуемые стали замечать, что их разум “уходит” от этого. Очень скоро они потеряли представление о времени, затем наступил период, когда они вообще потеряли способность мыслить. Чтобы избавиться от монотонности, испытуемые с удовольствием соглашались слушать детские рассказы и даже начинали требовать, чтобы им давали возможность их слушать еще и еще.
Более 80% испытуемых утверждали, что они были жертвами зрительных галлюцинаций: стены ходили ходуном, пол вращался, углы округлялись, предметы становились такими яркими, что на них невозможно было смотреть. Многие испытуемые после этого эксперимента в течение долгого времени не могли делать простые умозаключения и решать легкие математические задачи, а у многих наблюдались расстройства памяти.
Опыты по частичной сенсорной изоляции, например, изоляции от внешних воздействий отдельных участков поверхности тела показали, что в последнем случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У испытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию монохроматического света, также появлялись зрительные галлюцинации.
Эти и многие
другие факты свидетельствуют о
том, насколько сильна у человека
потребность получать впечатления
об окружающем мире в виде ощущений.
4. Физиологические основы ощущений.Понятие об анализаторе.
Способность к ощущениям есть у всех живых существ, имеющих нервную систему. Что касается осознаваемых ощущений (по поводу, источнику и качеству возникновения которых дается отчет), то они есть только у человека. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения.
По своему происхождению с самого начала ощущения были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно доводить до центральной нервной системы (как главного органа управления деятельностью и поведением человека) сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Ощущение, в отличие от раздражимости, несет информацию об определенных качествах внешнего воздействия.
У человека ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для него свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с момента рождения приспособлены для восприятия и переработки различных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, механических, химических и иных). Раздражитель – любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.
Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него. Этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности. Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции, а сами органы чувств - продукты приспособления к воздействиям внешней среды, поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Реакция – ответ организма на определенный раздражитель.
Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор – понятие (по Павлову), обозначающее совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.
Эфферентный – это процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.
Афферентный
– понятие, характеризующее ход процесса
нервного возбуждения по нервной системе
в направлении от периферии тела к головному
мозгу.
Анализатор состоит из трех частей:
1. Периферический отдел (или рецептор), являющийся специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс. Различают два вида рецепторов: контактные рецепторы - рецепторы, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами, и дистантные рецепторы – рецепторы, реагирующие на раздражения, исходящие от удаленного объекта.