Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:55, доклад
Феномены межгруппового взаимодействия. Типы и стратегии взаимодействия. Подходы к описанию структуры взаимодействия.
Стратегия, позволяющая сохранить позитивную групповую идентичность, состоит в использовании этноцентристских атрибуций, при которых позитивное поведение (успех) своей группы и негативное поведение (неудачу) чужой объясняют внутренними причинами, а негативное поведение (неудачу) своей и позитивное (успех) чужой — внешними причинами. Однако составляющие подчиненное меньшинство, не видящие альтернатив существующей системе, довольно часто склонны обесценивать значимость своей группы и предпочитать доминантную.
Хорошие взаимоотношения с представителем другого народа люди часто объясняют национальными особенностями своей группы и индивидуальными качествами партнера по общению. «Мы» ладим с людьми, потому что нашему народу присущи положительные свойства (доброта, отзывчивость, общительность и т. п.), а если кто-то из «них» устанавливает хорошие отношения с «нами», то только благодаря своим личным особенностям.
Успехи членов своей группы и неудачи «чужаков» истолковываются групповыми особенностями, т. е. внутренними стабильными причинами, а неудачи своих и успехи членов чужой группы — индивидуальной спецификой, т. е. внутренними, но нестабильными для группы причинами.
Этнические конфликты могут возникать по разным причинам. Они обнажают следующие цели:
♦ социально-
♦ культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;
♦ политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);
♦ территориальные:
на основе требований изменить границы,
присоединиться к другому — «родственному»
с культурно-исторической точки зрения
— государству или создать новое независимое
государственное образование.
В.
А. Тишков определяет этнический конфликт
«как любую форму гражданского, политического
или вооруженного противоборства, в котором
стороны мобилизуются, действуют или страдают
по признаку этнических различий». Чаще
всего напряженность существует между
доминантной этнической общностью и этническим
меньшинством, но она может быть как открытой,
проявляющейся в форме конфликтных действий,
так и скрытой, тлеющей. В последнем случае
она выражается в социальной конкуренции,
оценочном сравнении своей и чужой групп
в пользу собственной. Пережитые «исторические
несправедливости» вызывают у этнических
меньшинств, обладающих низким статусом,
желание восстановить справедливость,
и на протяжении многих лет этническая
общность может сплачиваться вокруг идеи
отмщения.
Чтобы разрешить этнические противодействия, возможно использовать четыре макростратегии:
♦ применение правовых механизмов;
♦ переговоры;
♦ информационный путь, т. е. взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации;
♦ стратегия социально-политического или военного сдерживания, меры судебно-карательного характера.
Психологическими методами полностью разрешить этнический конфликт не удастся, но тем не менее использование их способно облегчить и ускорить позитивное преодоление конфликтных ситуаций.
Мощными силами, противостоящими межэтнической агрессии, оказываются такие психологические факторы:
♦ личное знакомство людей разных наций, поскольку именно анонимность облегчает прорывы агрессивности;
♦ установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию, достижение общности чувств;
♦ воодушевление людей одним идеалом;
♦ изменение стиля воспитания в обществе, чтобы избежать массового формирования авторитарных личностей, наиболее склонных к проявлениям межэтнической агрессивности (вместо строгости и сухости воспитание должно базироваться на естественных, свободных, доброжелательных и уважительных взаимоотношениях между родителями и детьми);
♦ введение надгрупповых целей, имеющих равную привлекательность для обеих сторон; их достижение требует объединения усилий (например, чтобы улучшить межэтнические отношения в американских школах, в маленьких группах школьников, состоящих из представителей различных этнических и расовых общностей, используется метод «мозаики»: материал, задаваемый ученикам, делится на всех членов группы, т. е. для выполнения задания каждый ребенок должен не только выучить свою часть, но и, объединившись с другими членами группы, восстановить всю информацию, собрать «мозаику»; так создаются условия для взаимозависимости школьников при выполнении общего задания, для установления деловых и дружеских взаимоотношений между представителями этнических общностей).