Феноменология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 02:46, курсовая работа

Описание работы

Цель. Узнать как поддерживается структура и функционирование малой группы? В чем особенности проявления группы, как единого организма? Как осуществляется психологическое оформление, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы? Ответы на эти вопросы можно получить, изучая феноменологию малых групп

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1 . Феноменология малых групп……………………………5
1.1. Малая группа и ее границы………………………………………. 7
1. 2. Классификация малых групп………………………………….. 10
1.3. Социально- психологический подход к малым группам……… 15
Глава 2. Феномены и сплоченность в группах…………………. 20
2.1. Социально-психологические феномены в малых группах…… 20
2.2. Групповая сплоченность как процесс групповой динамики . 24
Заключение .. 27
Список используемой литературы………………………………....

Работа содержит 1 файл

курсовая.Я.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

Важнейшими практическими основами обеспечения групповой сплоченности будут выступать:

1) Разнообразные методы и приемы  организации совместно разделенной  деятельности между членами группы, принятие и стремление их к  одной общей цели;

2) Разнообразные приемы и методы организации общения, 
эмоционально удовлетворительного для всех членов группы, коллектива. 
Если речь идет о детском коллективе, то важно привитие детям культурных 
способов общения, уважения к одноклассникам;

3) Специальные мероприятия, например, тернинговые, открывающие 
возможности для лучшего взаимопонимания, выработки навыков 
эффективного коммуницирования, выдвижение новых целей совместной 
деятельности и осмысления старых.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Из всех многочисленных определений  малых групп было выбрано наиболее «синтетическое» универсальное, которое  наиболее полно раскрывает сущность этого понятия. Были перечислены  признаки малой группы, а именно: малая численность; непосредственность контактов (визуальных, информационных, эмоциональных); общность побуждений (целей, интересов, потребностей, планов мотивов); общая деятельность (образ жизни, поведение, действия).

В данной работе были представлены высказывания, мнения как 
зарубежных, так и отечественных авторов по поводу количественного 
признака  малой группы, а также ее классификации. В принципе допустимы 
самые различные основания для классификации малых групп: группы 
различаются по    времени    их    существования    (долговременные    и

кратковременные), по степени тесноты контакта между  членами, по способу вхождения индивида и т.д. Но были приведены три самые  распространенные классификации:   Деление  малых  групп  на  «первичные»  и  «вторичные»; Деление их на «формальные» и «неформальные»;  Деление на «группы членства» и «референтные».

Совокупность феноменов характеризует  ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования. Но в отличие  от лабораторных реальные группы существуют достаточно длительное время, они в  определенном смысле «проживают» свою собственную жизнь. С другой стороны, длительность «жизни» малой группы не может быть сравнима с существованием больших групп, включенных в ход  исторического развития. Каков характер изменений, которые происходят в  малой группе на разных стадиях ее существования? Ответ на этот вопрос может быть найден лишь при условии  рассмотрения проблем развития группы. Потребность в разработке этой части  социально-психологического знания могла  возникнуть только при условии фокусировки  внимания не на лабораторных, а на реальных  социальных  группах.  Важный  вклад  в  ее  разработку  внесен отечественной социальной психологией, которая предложила решения по ряду позиций и хронологически раньше, чем это было сделано в других странах, и в специфическом методологическом ключе.

Социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия  раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней. Если в  обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей  мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея межличностной  гармонии, в группе среди критериев  оценивания можно также ожидать  следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится  с определенными изменениями  в обществе. Хотя число экспериментальных  исследований, посвященных анализу  развития групп, пока ограничено, а  к самой теоретической схеме  можно предъявить много претензий, сам факт появления такой идеи весьма примечателен.

Еще одно направление изучения развития группы в отечественной 
психологии - это ориентации личности «коллективизм - индивидуализм». 
Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, 
получающие весьма различное распространение в разных обществах. 
Индивидуализм как ценность, свойственная, например, американской 
культуре, порождает такие специфические нормы поведения индивида в 
группе, как ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление 
подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, достаточную закрытость 
в общении, признание относительно низкой цены группы для своего 
существования   в   ней.   Отечественная   психология   сконцентрирована   на

изучении групповых процессов, как коллективных, что не исключает  применения знания о функционировании малой группы в управлении коллективами.

   Таким образом, психологические явления в любой социальной общности, оказывают существенное влияние на качество всех видов групповой деятельности. Для того чтобы создать в подразделении положительный социально-психологический климат, руководителю необходимо знать сущность и закономерности формирования и проявления основных психологических явлений в социальной общности его подчиненных. Овладев доступными методиками оценки социально-психологических явлений в малых группах менеджер (специалист) сможет быстро и достаточно глубоко их диагностировать (изучить), оказывать на них эффективное управленческое влияние, повышая качество решения стоящих перед структурным подразделением задач. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом [Текст]. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений /Т.Ю.Базаров. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2005. – 224 с. – ISBN 5-7695-1911-8

2. Зайцева, Т.В., Зуб, А.Т. Управление персоналом [Текст]. Учебник. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 336 с. – ISBN 978-5-8199-0262-2 (ИД ФОРУМ); ISBN 978-5-16-002614-5 (ИНФРА-М).

3. Кибанов, А.Я. Управление персоналом [Текст]. Учебное пособие /А.Я.Кибанов. – М.: КНОРУС, 2008. – 208 с. – ISBN 978-5-85971-698-2.

4. Лукичева, Л.И. Управление персоналом [Текст]. Курс лекций: практические задания: учебное пособие по специальности Менеджмент организации /Л.И.Лукичева; под ред. Ю.П.Анискина. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 264 с. – ISBN 978-5-365-00639-3.

5. Федосеев, В.Н., Капустин, С.Н. Управление персоналом организации [Текст]. Учебное пособие /В.Н.Федосеев, С.Н.Капустин. – М.: Издательство Экзамен, 2004. – 368 с. – ISBN 5-94692-836-8.

6. Управление персоналом организации [Текст]. Учебник. /Под ред. А.Я.Кибанова. – 3-е изд., доп. и пер. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 638 с. – ISBN 5-16-002273-2.


Информация о работе Феноменология малых групп