Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 02:46, курсовая работа
Цель. Узнать как поддерживается структура и функционирование малой группы? В чем особенности проявления группы, как единого организма? Как осуществляется психологическое оформление, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы? Ответы на эти вопросы можно получить, изучая феноменологию малых групп
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1 . Феноменология малых групп……………………………5
1.1. Малая группа и ее границы………………………………………. 7
1. 2. Классификация малых групп………………………………….. 10
1.3. Социально- психологический подход к малым группам……… 15
Глава 2. Феномены и сплоченность в группах…………………. 20
2.1. Социально-психологические феномены в малых группах…… 20
2.2. Групповая сплоченность как процесс групповой динамики . 24
Заключение .. 27
Список используемой литературы………………………………....
Важнейшими практическими
1) Разнообразные методы и приемы
организации совместно
2) Разнообразные приемы и методы организации
общения,
эмоционально удовлетворительного для
всех членов группы, коллектива.
Если речь идет о детском коллективе, то
важно привитие детям культурных
способов общения, уважения к одноклассникам;
3) Специальные мероприятия, например, тернинговые,
открывающие
возможности для лучшего взаимопонимания,
выработки навыков
эффективного коммуницирования, выдвижение
новых целей совместной
деятельности и осмысления старых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всех многочисленных определений малых групп было выбрано наиболее «синтетическое» универсальное, которое наиболее полно раскрывает сущность этого понятия. Были перечислены признаки малой группы, а именно: малая численность; непосредственность контактов (визуальных, информационных, эмоциональных); общность побуждений (целей, интересов, потребностей, планов мотивов); общая деятельность (образ жизни, поведение, действия).
В данной работе были представлены высказывания,
мнения как
зарубежных, так и отечественных авторов
по поводу количественного
признака малой группы, а также ее классификации.
В принципе допустимы
самые различные основания для классификации
малых групп: группы
различаются по времени
их существования
(долговременные и
кратковременные),
по степени тесноты контакта между
членами, по способу вхождения индивида
и т.д. Но были приведены три самые
распространенные классификации:
Деление малых групп на «первичные»
и «вторичные»; Деление их на «формальные»
и «неформальные»; Деление на
«группы членства» и «
Совокупность феноменов
Социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней. Если в обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится с определенными изменениями в обществе. Хотя число экспериментальных исследований, посвященных анализу развития групп, пока ограничено, а к самой теоретической схеме можно предъявить много претензий, сам факт появления такой идеи весьма примечателен.
Еще одно направление изучения развития
группы в отечественной
психологии - это ориентации личности
«коллективизм - индивидуализм».
Коллективизм и индивидуализм рассматриваются
как полярные ценности,
получающие весьма различное распространение
в разных обществах.
Индивидуализм как ценность, свойственная,
например, американской
культуре, порождает такие специфические
нормы поведения индивида в
группе, как ориентацию не на групповые,
а на собственные цели, стремление
подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность,
достаточную закрытость
в общении, признание относительно низкой
цены группы для своего
существования в ней.
Отечественная психология
сконцентрирована на
изучении групповых процессов, как коллективных, что не исключает применения знания о функционировании малой группы в управлении коллективами.
Таким образом, психологические явления
в любой социальной общности, оказывают
существенное влияние на качество всех
видов групповой деятельности. Для того
чтобы создать в подразделении положительный
социально-психологический климат, руководителю
необходимо знать сущность и закономерности
формирования и проявления основных психологических
явлений в социальной общности его подчиненных.
Овладев доступными методиками оценки
социально-психологических явлений в
малых группах менеджер (специалист) сможет
быстро и достаточно глубоко их диагностировать
(изучить), оказывать на них эффективное
управленческое влияние, повышая качество
решения стоящих перед структурным подразделением
задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом [Текст]. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений /Т.Ю.Базаров. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2005. – 224 с. – ISBN 5-7695-1911-8
2. Зайцева, Т.В., Зуб, А.Т. Управление персоналом [Текст]. Учебник. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 336 с. – ISBN 978-5-8199-0262-2 (ИД ФОРУМ); ISBN 978-5-16-002614-5 (ИНФРА-М).
3. Кибанов, А.Я. Управление персоналом [Текст]. Учебное пособие /А.Я.Кибанов. – М.: КНОРУС, 2008. – 208 с. – ISBN 978-5-85971-698-2.
4. Лукичева, Л.И. Управление персоналом [Текст]. Курс лекций: практические задания: учебное пособие по специальности Менеджмент организации /Л.И.Лукичева; под ред. Ю.П.Анискина. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 264 с. – ISBN 978-5-365-00639-3.
5. Федосеев, В.Н., Капустин, С.Н. Управление персоналом организации [Текст]. Учебное пособие /В.Н.Федосеев, С.Н.Капустин. – М.: Издательство Экзамен, 2004. – 368 с. – ISBN 5-94692-836-8.
6. Управление персоналом организации [Текст]. Учебник. /Под ред. А.Я.Кибанова. – 3-е изд., доп. и пер. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 638 с. – ISBN 5-16-002273-2.