Факторы, влияющие на качество руководства коллективом
Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:04, реферат
Описание работы
Для того чтобы лучше понять суть явлений власти, руководства и лидерства в целом, а также выявить особенности отношений между ними, вначале следует обратиться к понятию типа организации. Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа — формальные и неформальные. Любая формальная организация и группа — это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели. Неформальные группы образуются в результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства, а неформальные — продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности.
Содержание
1 Понятие лидерства. Формальнoе и неформальнoе. 3стр. 2. Типология стилей руководства. 6стр. 3.Факторы, влияющие на качество руководства коллективом.
Лидерство – это управленческие взаимоотношения
между руководителем и последователями,
основанные на эффективном для
данной ситуации сочетании различных
источников власти и направленные на побуждение
людей к достижению общих целей.
Для того чтобы лучше понять
суть явлений власти, руководства
и лидерства в целом, а
также выявить особенности отношений
между ними, вначале следует обратиться
к понятию типа организации. Все организации
и группы могут быть разделены на два
основных типа — формальные и неформальные.
Любая формальная организация и группа
— это институционально устанавливаемая
общность людей, объединенных для достижения
какой-либо цели. Неформальные группы
образуются в результате институционально
нерегламентированной, спонтанной активности
людей, вступающих между собой в регулярные
взаимодействия. Формальные группы —
это группы, созданные по воле руководства,
а неформальные — продукт стихийного
взаимодействия людей в ходе их повседневной
жизни и деятельности. Формальная организация
создается по заранее выработанному плану.
Неформальная организация является своеобразной
реакцией людей на их неудовлетворенные
индивидуальные потребности, в частности,
потребности в общении, в защите, в
поддержке и т.п.
— формальное
лидерство — процесс влияния
на людей с позиции занимаемой
должности;
—
неформальное лидерство — процесс
влияния на людей при помощи своих способностей,
умения или других ресурсов.
«Неформальное» лидерство возникает
на основе личных взаимоотношений
участников. Это так называемый
характер лидерства. В отличие
от руководителя, которого иногда
целенаправленно избирают, а чаще назначают
и который, будучи ответствен за положение
дел в возглавляемом им коллективе,
располагает официальным правом поощрения
и наказания участников совместной
деятельности, неформальный лидер выдвигается
стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми
вне группы властными полномочиями и на
него не возложены никакие официальные
обязанности. Поэтому официальный
лидер, занимающий руководящие должности,
не всегда бывает самым авторитетным человеком
в коллективе. Если же руководитель не
будет являться одновременно и «неформальным»
лидером, то человек, пользующийся большим
авторитетом у подчинённых, будет разлагать
коллектив и эффективность организации
и самой результативности деятельности
упадет. Вполне может произойти такое,
что возникнет конфликт между формальным
и неформальным лидером.
Основными причинами образования
неформальных групп являются
следующие факторы.
Потребность в социалъной принадлежности.
Потребность в принадлежности
к какой-либо социальной общности
является одной из самых сильных и наиболее
типичных потребностей человека. Ее неудовлетворенность
порождает сильные негативные эмоции
и наоборот — удовлетворение ведет к чувству
социального и личностного комфорта.
Потребность в помощи. Люди вынуждены
объединяться в группы и для того, чтобы
иметь возможность преодолеть присущую
им ограниченность индивидуальных
возможностей. Осознание этой ограниченности
и необходимости ее преодоления порождает
сильную потребность в помощи, а она,
в свою очередь, ведет к образованию групп,
прежде всего неформальных.
Потребность в защите. Степень
защищенности человека, включенного
в группу, выше индивидуальной защищенности.
Осознание этого факта также
выступает причиной объединения
людей в группы.
Потребность в общении. Помимо
того, что она сама по себе
является одной из главных
потребностей человека, удовлетворяемой
лишь через групповые контакты,
эта потребность выполняет
еще одну функцию. Она ведет
к повышению меры информированности,
а через это — расширяет адаптивные
(приспособительные) возможности человека,
повышает эффективность его контактов
с внешним миром.
Эти базовые психологические
потребности человека являются
причинами возникновения неформальных
групп, через которые они удовлетворяются.
Эти группы не устанавливаются директивно,
а складываются спонтанно — как
естественный продукт межличностных
взаимодействий. Формальные группы (организации)
имеют противоположный генезис — они
навязываются, устанавливаются исходя
из тех или иных внешних требований,
прежде всего, — исходя из потребностей
организации определенной совместной
деятельности. Формальные группы также
позволяют реализовать все отмеченные
потребности, однако в них возникает новый
механизм их организации — наличие регламентированной
структуры и иерархии. В результате этого
вся групповая динамика неформальных
организаций обусловлена лишь закономерностями
межличностных взаимодействий как
таковых. Динамика же формальных организаций
обусловливается новыми закономерностями
— властными, принудительными, иерархическими.
И формальные, и неформальные
группы должны быть по необходимости
как-то организованы, что и происходит
в действительности. Основным
и относительно наиболее простым
способом такой организации является
выделение среди членов группы человека,
на которого возлагаются функции по ее
координации. Однако если в неформальных
группах этот человек выделяется самой
группой, делегируется ею в эту позицию,
то в формальных группах он, как правило,
ставится в эту позицию в силу внешних
причин. Поэтому для неформальной группы
характерно наличие неофициального лидера,
а для формальной — наличие лидера официального
— руководителя. Неформальное и формальное
лидерство — это достаточно разные по
своему возникновению и закономерностям
явления. Уяснение их сходства и различия
необходимо для понимания сути управленческой
деятельности.
Прежде чем рассмотреть этот
вопрос, следует отметить, что
разделение формальных и неформальных
организаций (и групп), несмотря на
его очевидность, не является абсолютным.
Неформальные группы могут трансформироваться
в формальные и наоборот. И те и другие,
различаясь по механизмам возникновения,
имеют и важные черты общности — наличие
структуры, «ведущего» и «ведомых» членов,
множество общих социально-психологических
феноменов. И те и другие при условии их
достаточно большого объема, как правило,
дифференцируются на подгруппы. В формальных
организациях это, например, регламентирование
устанавливаемые подразделения, отделы.
Неформальные организации также разделяются
на подгруппы, группировки — так называемые
клики и подклики, между которыми устанавливаются
довольно слохеные отношения. Наконец,
наиболее важно то, что любая формальная
организация не исключает, а наоборот,
предполагает наличие внутри себя ряда,
а часто — многих неформальных групп.
Тем самым в структуре организаций, особенно
— крупных, тесно взаимодействуют и как
бы «накладываются» друг на друга формальные
и неформальные способы их структурирования.
Взаимодействие формальных и неформальных
групп внутри организаций — одна из важнейших
проблем и трудностей управления; она
будет рассмотрена ниже. Здесь же следует
отметить главное: наличие двух типов
организации групп — формальной и неформальной
является причиной двух разных способов
управления ими — механизмов формального
и неформального управления. Это — и причина
двух типов лидерства — формального и
неформального.
Они могут вступать в сложные
отношения — или сочетаться,
или резко расходиться, или
взаимодействовать. Понятие лидерства
относится к характеристике психологических
отношений, возникающих в группе «по вертикали»,
т.е. с точки зрения отношений доминирования
— подчинения. Понятие руководства относится
к общей организации деятельности всей
группы, к процессу управления ею. В русском
языке, в отличие, например, от английского,
для обозначения неформального лидерства
чаще употребляется просто понятие
лидерства, а для обозначения формального
лидерства — понятие руководства.
Хотя термин leadership буквально означает
«лидерство», он предполагает синонимичное
использование для обозначения и лидерства,
и руководства.
Термину «руководитель» более
соответствует понятие Organizational
leadership — организационный лидер.
Различия неформального лидерства
и формального руководства, специфика
их влияния на деятельность группы
(организации) определяются следующими
основными положениями:
лидер
в основном призван осуществлять
регуляцию межличностных отношений
в группе, в то время как
руководитель осуществляет регуляцию
официальных отношений группы как некоторой
социальной организации;
лидерство можно констатировать
в условиях микросреды (каковой
является группа); руководство —
элемент макросреды, т.е. оно связано
со всей системой общественных отношений;
лидерство возникает стихийно; руководитель
всякой реальной социальной группы либо
назначается, либо избирается, но так или
иначе этот процесс не является стихийным,
а напротив — целенаправленным, осуществляемым
под контролем различных элементов
социальной структуры;
явление лидерства менее стабильно,
выдвижение лидера в большей
мере зависит от настроения
группы, в то время как руководство
— явление более стабильное;
руководство подчиненными, в отличие
от лидерства, обладает гораздо более
определенной системой различных санкций,
которых в руках лидера нет;
процесс принятия решения руководителем
гораздо более сложен и опосредован
множеством различных обстоятельств
и соображений, не обязательно
коренящихся в данной группе,
в то время как лидер принимает более
непосредственные решения, касающиеся
групповой деятельности;
сфера деятельности лидера —
в основном малая группа, где
он является лидером; сфера
действия руководителя шире, поскольку
он представляет группу в более широкой
социальной системе.
Итак, лидерство есть преимущественно
психологическая характеристика
поведения отдельных членов
группы (организации). Руководство же
— это социальная характеристика
отношений в группе, прежде всего,
с точки зрения распределения ролей
управления и подчинения. В отличие
от лидерства, руководство выступает
как регламентированный обществом правовой
процесс. Лидер выдвигается в позицию
ведущего потому, что он демонстрирует
более высокий, чем все остальные члены
группы, уровень активности, участия, влияния
в решении каких-либо задач. Иные члены
группы, таким образом, добровольно принимают
лидерство, т.е. ставят себя в позицию ведомых
(субдоминантных) по отношению к лидеру.
Руководитель же — это тот, кого ставят
в указанную роль ведущего и наделяют
для этого системой принудительных полномочий,
по преимуществу официально-правового,
властного характера.
В силу этого лидер и руководитель
обладают качественно различными
формами и степенью воздействия
на группу (организацию). Эти различия,
в свою очередь, непосредственно и сильно
влияют на то, как конкретно может быть
осуществлена ими деятельность управления,
как они могут реализовать свою позицию
ведущего. Лидер обладает влиянием — способностью
оказывать воздействие на отдельные
личности и группы, направляя их на достижение
каких-либо целей. Влияние, в основном,
реализуется через феномен авторитета.
Руководитель же обладает (либо наряду
с авторитетом и влиянием, либо помимо
них) властью, статусом. Это — уже не «способность
влиять», а обязанность оказывать влияние.
Таким образом, все рассмотренные понятия
следует разделить на две группы, что
дифференцирует явления лидерства и руководства.
Следовательно, лидер и руководитель
могут использовать для организации
деятельности управления существенно
разные источники и формы воздействия
— соответственно влияние и власть («власть
авторитета» и «авторитет власти»). Различия
между ними очень существенны, а наибольшее
значение для психологической характеристики
управленческой деятельности имеет раскрытие
особенностей властных отношений руководителя
и подчиненных.