Факторы становления личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является определение сущности и причин возникновения тех или иных изменений в личности; составление общего представления о социологическом понятии «личность»; раскрытие социологических концепций развития личности и др.
Задачами являются: необходимость установления факторов, влияющих на развитие личности и исследовать их социальную природу; нужно понять те факторы, которые влияют в большей или меньшей степени на личность, на ее развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТЬ
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ФАКТОРЫ
§1. Факторы, влияющие на развитие личности
§2. Биологические факторы. Наследственность
§3. Социальные факторы. Среда
§4. Социальные факторы. Воспитание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 56.10 Кб (Скачать)

 

      ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ФАКТОРЫ 

     § 1. Факторы, влияющие на развитие 

     Духовное  богатство личности, ее взгляды, потребности  и интересы, направленность и разнообразные  способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы. 

     § 2. Биологические факторы. Наследственность 

     Наследственность - это то, что передается от родителей  детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и  переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями.

     Родившись, человек еще не является личностью  или субъектом надо-рганической  жизни. Его «я» и имя, научные  идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, моральные убеждения, манеры и нравы, занятия, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь — ничто еще не предопределено. Его можно сравнить с фонографом, на котором можно проигрывать любую запись. Хороший фонограф конечно же лучше воспроизводит любую запись, чем плохой. Но то, какие записи он будет играть — симфонию Бетховена или джаз, — не зависит от фонографа. Точно так же человек с лучшей физической конституцией может лучше проигрывать «социокультурные записи», чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными; но то, какие записи он станет играть, относительно мало зависит от органических или биологических факторов. Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям. Во-первых, организм с лучшей наследственностью будет успешнее осуществлять социокультурные функции, предписанные ему надорганической средой. Во-вторых, биологические организмы, родившиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничиваются этими характеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией не может стать тяжелоатлетом. Другими словами, как социокультурные индивиды, мы являемся теми, кто мы есть благодаря действию социокультурных сил; и мы ведем себя таким образом, каким нас побуждают действовать эти силы.5

     Важное  значение имеют функциональные особенности  коры больших полушарий головного  мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности, но не определяют их.

     Академики Н.М.Амосов, П.К.Анохин высказываются  в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости.

     § 3. Социальные факторы. Среда 

     На  развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие  «среда» может рассматриваться  в широком и узком смысле. Среда  в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

     Но  существует и узкий подход к пониманию  среды и ее влиянию на становление  личности человека. Согласно такому подходу  среда - это непосредственное предметное окружение. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами для подражания.

     Среда как фактор развития личности имеет  существенное значение: она предоставляет  ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятия этого влияния. 

§5. Социальные факторы. Воспитание 

     Третий  фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит  целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Еще одна особенность воспитания как фактора развития личности - то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. Воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

     Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным pолям только в процессе социализации. Семья - ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контpолиpуют действия детей.

     Поскольку путем мысли и воли мы регулируем свое поведение, то начинаем полагать, что и движение мира регулируется скрытой мыслью и волей. Поскольку эти сущности одинаковы, то возникает убеждение, что с помощью правильной мысли можно управлять ходом внешней жизни. Это убеждение развивается в младенчестве, когда вселенная ребенка подчиняется движениям души: стоит закряхтеть или издать какой-то звук, как элементы вселенной (мать, отец, близкие) приходят в движение. Ребенок чувствует себя центром вселенной, «приводит ее в движение», координирует свою связь с нею, поэтому любые препятствия с ее стороны вызывают гнев, обусловленный сопротивлением «нереального». У ребенка нет границы между Я и не-Я. Это состояние, говоря языком психологии, может быть охарактеризовано как «абсолютная проницаемость границ Я», некоторое неизвестное нам «океаническое чувство». Структура реальности и соответствующее чувство еще не образовались, Я сливается с окружением. Медленное развитие чувства реальности происходит в опыте, изнанкой которого остается изначальное отрицание реальности. Вначале осознается независимое существование природных объектов, а далее очень медленно происходит изживание магической установки относительно тех, с которыми ребенок идентифицирует себя. Тот, кто включается в Я ребенка или взрослого, является объектом магической установки. Его реальность отрицается, и поведение другого жестко программируется.6

     Характеризуя  индивидуальную психологию А.Адлера, следует  отметить, что наиболее интересным в учении А.Адлера представляются идеи о связи воспитания и формирования ребенка с социумом, в котором семье отводится огромная роль. Важные высказывания Адлера заключаются в попытке разграничить типы личности по характеру установок, связанных со стилями жизни (управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный) и определении способа адаптации в социуме, что, в конечном счете, зависит от используемого в детстве способа компенсации комплекса неполноценности. Порядок рождения ребенка в семье, по Адлеру, имеет решающее значение для последующего формирования его жизненной позиции и стиля жизни. Первенец получает максимальное родительское внимание, пока не родится второй и тогда первый ребенок переживает трагедию «монарха, лишенного трона». Пытаясь вернуть родительское внимание – от нежности до «трудного поведения», но, поняв, что все попытки бесполезны, замыкается в себе, приучаясь к изоляции и самостоятельности. Главными чертами стиля жизни единственного ребенка становятся эгоцентризм и зависимость, что впоследствии может привести к трудностям во взаимодействии со сверстниками. Второй ребенок стремится подражать старшему, вырастая честолюбивым, соперничающим, и имеющим завышенные притязания. Последний ребенок имеет уникальное положение: с одной стороны любимый и заласканный, с другой – самый зависимый с сильным чувством неполноценности и с высокой мотивацией превзойти старших детей, что нередко ему удается. Невротические симптомы, по Адлеру, связаны с комплексом неполноценности, стремлением к превосходству, низким социальным интересом, пассивным стилем жизни, сформированным при неправильном воспитании в раннем детстве (физические страдания, чрезмерная родительская опека, либо отвержение).

     Теория  Эрика Берна: состояние «Я» можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего «Я», которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие категории:

     1) состояния «Я», сходные с образами  родителей;

     2) состояния «Я», автономно направленные  на объективную оценку реальности;

     3) состояния «Я», все еще действующие  с момента их фиксации в  раннем детстве и представляющие  собой архаические пережитки.  Неформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок.

     1.У  каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и охранит  в себе набор состояний «Я»,  повторяющих состояния «Я» его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния «Я» при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это понятие, можно сказать: "Каждый носит в себе Родителя".

     2. Все люди (не исключая детей)  способны на объективную переработку  информации при условии, что  активизированы соответствующие  состояния их «Я». На обыденном  языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

     3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет  в себе впечатления прежних  лет, которые при определенных  условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку».7

     Очень интересен подход Берна к сценарному анализу. В течение первых 5-7 лет  жизни у ребенка в основном под влиянием родительского программирования формируется сценарий его жизни, определяющий в дальнейшем его судьбу. При этом, немалую роль играют сказки, которые ребенку читают родители по своему выбору и которые ребенок сам выбирает, если имеется такая возможность. Кроме того, очень важно для формирования сценария, как соотносятся так называемые трехсторонние позиции личности: «Я», «Вы» (ближнее окружение) и «Они» (дальнее окружение), с какими они знаками (плюс или минус), постоянны ли эти знаки и т.д.

     Вряд  ли кто-то из детей хочет, чтобы их родители развелись. По данным российских психологов начала 80-х годов, одно из трех самых заветных желаний опрошенных ими детей младшего возраста - чтобы у всех были папы и мамы. У многих детей чувство обиды, вызванное разводом, проявляется особенно остро, если один из родителей вступает в повторный брак.

     Ребенок чувствует, что с распадом семьи  ослабевает контроль за его нравственными  устоями по мере того, как рушатся  его внешние опоры, и гнев, направленный на родителей, решительно проникает в сознание. Одним из проявлений такого состояния может стать приобретение новых вредных привычек, как, например, мелкое воровство и вранье, наблюдаемые в этой возрастной группе в период распада семьи. Ребенок обеспокоен тем, что ему самому придется заботиться о себе, и в этом он усматривает угрозу своей будущей социализации. Уход отца давал свободу для проявления импульсов, которые столь тщательно сдерживались в его присутствии, свободу вести себя так безнаказанно и получать от этого удовольствие.8

     Развод  родителей по-разному воздействует на подростков. Некоторые ощущают  свою вину в том, что родители разошлись. Но иногда развод оказывает даже положительное  влияние, так как кладет конец  пьянству, физическим расправам, родительским скандалам, бессонным ночам и  психологическому стрессу. Некоторые  подростки, родители которых разошлись, говорят, что они перенесли развод легче, чем предшествовавшие ему  конфликты. Они рассказывают о том, как раньше, до развода, испытывали постоянный страх, стыдились говорить с приятелями о своей семье, страдали из-за материальных трудностей, переживали чередующиеся ссоры и примирения родителей и что развод воспринимали почти как облегчение.

     Суммарное воздействие развода зависит  от его условий и событий как  до, так и после него. Когда  родители расстаются мирно, когда в  семье до и после развода нет  явно выраженной борьбы между ними, когда дети могут свободно общаться и с отцом, и с матерью и  ощущают поддержку обоих родителей, родственников и друзей, тогда отрицательные последствия развода родителей сводятся к минимуму. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Понятие "личность" может характеризовать  человека только как целостное существо в единстве как его социально  значимых, так и индивидуально-особенных свойств общественной жизнедеятельности. Целостность личности нельзя выразить, если представлять ее только как статистическую единицу, без учета ее уникальности и самобытности, но одновременно невозможно ее не описывать именно как статистическую единицу, ибо иначе о ней нельзя было бы сказать ничего общего. Вот почему для того, чтобы понять, что такое личность, необходимо исключить дилемму общественного и индивидуального. Личность - это не только продукт (объект) общественных отношений, но и их субъект (существо, осознающее себя и действующее для себя). Личность - не только мера социальности - воплощения социально значимых черт общественной жизнедеятельности, культуры конкретной социальной среды, но одновременно и мера индивидуализации, отличия человека от всех других людей в обществе. Ведь всякая личность, так или иначе, в той или иной степени, осуществляет свою общественную деятельность - труд, познание, общение особым, только для нее характерным способом, поскольку реализует всегда конкретные цели и. задачи, с которыми она сталкивается в своей жизни.

Информация о работе Факторы становления личности