Факторы риска групповых правонарушений у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Описать психологические особенности подросткового возраста в норме и патологии.
2. Установить характерные особенности несовершеннолетних, способствующие противоправным установкам
3. Социально-психологические факторы риска, способствующие противоправному поведению несовершеннолетних.
4. Семейный контекст
5. Влияние СМИ
6. Виды криминально опасных и криминальных групп
7. Факторы сдерживания

Работа содержит 1 файл

Некипелова Е., ЮпК-2.2 Курсовая работа.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Незащищенность личности в коллективе

В среде  подростков зачастую встречаются такие  явления, как «изгои общества», «аутсайдеры» и т. п., по каким-либо причинам оторванные от коллектива. Помимо прочего, это означает, что их межличностные  отношения и поведение вне учебного заведения ускользают от контроля старших. «Подростковый возраст – это возраст одиночества, (…), подросток стремится всеми способами выйти из этого состояния одиночества, неприкаянности и незащищенности. Криминальная группа охотно его принимает, снимает состояние одиночества и гарантирует ему психологическую, физическую и даже материальную защиту, что его и привлекает в состав» (В. Ф. Пирожков, «Криминальная психология», С. 331-332).  

Негативное влияние средств массовой информации (СМИ)

Для подросткового  возраста характерны копирование внешнего облика, суждений или поведения авторитетных для подростка людей. Подростки  подражают лидерам в обществе сверстников, героям кино и литературы, представителям молодежной моды. Такое подражание нередко приводит к табакокурению, алкоголизации, наркотизации, асоциальному и криминальному поведению (имитация образа жизни кумира).

Такого  рода подражание свойственно подросткам с неустойчивыми и истероидными чертами характера, у которых такой тип поведения объясняется присущей  им непомерной демонстративностью. (А. Е. Личко, «Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков», С. 65-68). Это находит подтверждение в существующем росте криминализации среди подростков после просмотра кинофильмов или игры в компьютерные игры, пропагандирующих насилие, или увеличение числа суицидов после просмотра видео с демонстрацией самоубийств.

Среди проявления негативных последствий  в результате влияния средств массовой информации можно также отметить термин, введенный А. Е. Личко  - «отрицательная имитация» - альтернатива модели, навязываемой в качестве подражания. Ее социальную нежелательность можно выразить примером из книги Б. В. Воронкова, который отмечал, что « «перекормленность позитивом» делала привлекательной атрибутику и даже идеологию формального противоположного полюса»- то есть возможно подражание антигероям, антиэталонам с целью не соответствовать общему образцу. 

● Неопределённость со сферой досуга и трудности в учёбе

Неопределённость  со сферой досуга и трудности в  учёбе, как правило, имеет причиной недостаточное внимание со стороны  взрослых – незаинтересованность родителей  в факультативных занятиях детей, небрежное  отношение к создавшимся трудностям с учёбой. Подростки, которым не уделяют должного внимания, чувствуют себя «социально неполноценными», и при неспособности в одиночку справиться с образовавшимися трудностями, они уходят от их преодоления (Башкатов И. П., «Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи», С. 92-98). В результате, не зная, что делать с образовавшимся свободным временем, подростки зачастую стихийно объединяются в группы – по месту жительства, по интересам, - не исключено, что такая группа может приобрести асоциальную направленность. 

● Низкая самооценка

Подростки с низкой самооценкой сильнее  других нуждаются в том, чтобы  посредством своего поведения изменить это состояние. Как вариант, подросток, участвуя в антисоциальных группах и их действиях, пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе (Кон И. С., «Психология ранней юности», С. 210-212). 

Влияние девиантной группы или субкультуры

Важное значение имеет направленность деятельности группы и мотивы для объединения. Девиантные группы способствуют формированию противоправных установок у входящих в них подростков, обязуют к исполнению внутренних «законов» группы. «Вожак» группы поддерживает в группе иллюзию того, что все находятся на равных правах, что подростки, в силу возрастных особенностей, не склонны опровергать, как и не склонны внешне признавать, кто ими командует. На самом же деле подростков просто умело используют для осуществления преступного плана. (Пирожков В. Ф., «Криминальная психология», С. 329-336).

    Основные  причины формирования преступных молодежных групп

 

   Для правонарушений несовершеннолетних характерна узость сферы правонарушающего поведения, что объясняет небогатый ассортимент его видов.

Правонарушения  несовершеннолетних носят преимущественно  групповой характер, что объясняется  присущей лицам данной возрастной категории  потребностью в общении со сверстниками. Попадая в группу  негативной направленностью, они вовлекаются в действия, которые, возможно, не совершили бы  одиночку.

Группы  несовершеннолетних правонарушителей не возникают «на пустом месте». Их образованию способствует множество  взаимосвязанных условий и причин, например, такие, как недостатки семейного, школьного, общественного воспитания, а субъективными предпосылками их возникновения - личностные особенности подростков и их взаимодействие с социальной микросредой (Башкатов И. П., «Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи», С. 92-98).

Изначально  группа подростков не всегда являет собой  сообщество, объединенное целью совершения правонарушений. Подростками в данном случае руководит нормальное для  их возраста стремление к интимно-личностному  общению, новым знакомствам, новым  впечатлениям, желание состоять в дружеской компании. Будучи существом социальным, подросток стремится реализовать себя в обществе, объединиться с людьми для совершения совместной общественной деятельности. В неформальной группе подросток получает возможность самоутверждения, доступ к  нерегламентированному общению, испытывает чувство причастности к группе. Подросток, не примкнувший к молодёжной группе, зачастую приобретает ярлык «аутсайдера», страдает от комплекса неполноценности, ненужности. Именно такой статус приобретают подростки, которые не в состоянии вписываться в рамки, приписываемые им социальными нормами. Плохая успеваемость, агрессивное поведение, хроническое непослушание влекут за собой отторжение такого подростка  обществом, он теряет свою значимость среди сверстников,  понижает оценку себя  в глазах родителей, учителей. Это неизбежно влечет за собой чувство социальной неполноценности, неспособности привносить пользу в общество.  Переживание подобного дискомфорта ведет к тому, что у подростков «происходит асоциальная идентификация, соотнесение себя с негативными эталонами, образцами поведения, которые являются отражением негативных межличностных отношений»5. Неспособность проявить себя в учебе, общении, труде формирует у «трудных» подростков низкую самооценку, и, следовательно, подталкивает к поиску оптимального для них круга общения. Подростки со сниженным общеобразовательным уровнем, утратившие интерес к учёбе и повышению интеллектуального уровня, выходят из-под влияния учебного коллектива, и, не пользуясь в нём авторитетом и расположением, отделяют время проведения досуга от учебного заведения и пытаются найти среду, в которой бы они чувствовали себя равными своему окружению и пользовались уважением.

      Подростки, не принятые обществом, являются потенциальным «строительным материалом» для новых преступных групп.

      И. П. Башкатов называет основными причинами, приводящими к социальной дезадаптации  подростка неблагополучие в семье  и недостатки учебно-воспитательной работы в школе. Первая причина является «классической» для формирования личности правонарушителя у подростка, брошенного родителями на произвол судьбы. Группа сверстников является для такого подростка источником информации, которую подросток не получил или не мог получить в семье; в группе подростки из «трудных» семей видят полноценную замену последней. «Отверженные», они жаждут общения и единения с себе подобными; незрелые, несамостоятельные подростки легко попадают под влияние лидера группы правонарушителей, находя комфорт в снятии с себя ответственности за свои решения и в создавшемся чувстве защищенности. По классификации А. Е. Личко6, к таковым чаще всего относятся подростки с акцентуациями характера по конформному, неустойчивому типу. Их отличает недостаток воли, они «плывут по течению», во всех сферах жизни руководствуются повышенной тягой к развлечениям – даже реакция эмансипации прочно сопряжена с желаниями праздного удовольствия; у подростков конформного типа на передовую выступает фактор социальной желаемости, и если таковые входят в группу несовершеннолетних правонарушителей, то, следовательно, безоговорочно руководствуются ее нормами и правилами. Лидерами в асоциальных группах становятся, напротив, подростки с акцентуациями характера по истероидному и эпилептоидному типу: их отличает императивность, эгоцентризм, демонстративность, аффективные реакции.

      Мотивы  объединения таких «трудных», «отверженных»  подростков разнообразны - ими могут  служить совпадающие интересы, «родство душ», похожие судьбы, презрительное  отношение и недовольство своим  социальным статусом, похожие цели и т. д.

      Возникают такие группы, как правило, в процессе досугового времяпрепровождения, которое, как правило, не контролируются родителями, учителями. «Подростки с девиантным поведением не умеют организовывать своё время, более того, у них не развито смыслообразование и целеполагание. Не сформировано ценностное отношение ко времени».7

      Преступные  группы успешно компенсируют отчужденность  подростка от коллектива, и занимают его время «более достойными вещами»: если подросток чувствует себя брошенным, одиноким, преступная группа охотно его принимает, снимает состояние одиночества, гарантирует ему психическую, физическую и эмоциональную защиту, - как правило, такие подростки находят в преступных группах замену семье. В случае если подросток скучает в ходе, допустим, учебного процесса, не знает. Как проводить свой досуг – обычные развлечения его не занимают – преступная группа в силу действия различных ритуалов, уголовных атрибутов и прочего покажется ему более интересной.

    Классификация асоциальных, криминально  опасных подростково - молодежных групп

 

   Возвращаясь к проблеме рассмотрения факторов риска  совершения подростками правонарушений в группе, следует выделить особенности, присущие асоциальным группам с потенциально противоправными установками. Особенностям формирования и функционирования преступных групп несовершеннолетних посвящено множество исследований, поэтому в данной главе мною будут упомянуты несколько классификаций подростковых групп.

      Основными показателями в классификации асоциальных  групп следует назвать  непсихологические (количественные) и психологические (качественные) показатели. Значение данных показателей зависит от характера, цели и направленности деятельности и общения, которые формируются в группе.

      К непсихологическим (количественным) показателям  неформальных групп несовершеннолетних правонарушителей можно отнести  возрастной и численный состав; длительность существования; частоту и длительность встреч участников; социальный и половой состав; места встреч, способы удовлетворения групповых потребностей и интересов; криминогенную зараженность; уровень группового развития на основе самодиагностики; ответственность за асоциальную и противоправную деятельность; способы воздействия на группу.

      К психологическим (качественным) показателям  групп несовершеннолетних правонарушителей логично отнести подготовленность к асоциальной деятельности, которая  выражается в эффективности и  результативности совместной деятельности; характер, цель, мотивы и направленность деятельности; уровень организованности, сплоченности, устойчивости, конфликтности, групповой приемлемости; внутригрупповую структуру; типы общения и отношений; групповые интересы, потребности, нормы и ценности (Башкатов И. П., «Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи», С. 202-235).

В качестве наиболее общей классификации можно  привести классификацию Е. В. Васкэ (Васкэ Е. В., «Эволюция преступности несовершеннолетних в России. Психолого – правовой анализ»):

    По  числу участников:

  • Малые криминальные группы несовершеннолетних (2-4 человека)
  • Группы средней численности (5-8 человек)
  • Группы большой численности (9 и более человек)
 

    По  возрастному составу:

  • Состоящие исключительно из несовершеннолетних
  • С участием взрослого (взрослых) в группе несовершеннолетних)
  • С участием несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в преступной группе взрослых.

В данном случае к качестве рассмотрения факторов риска противоправного поведения  группы следует различать преступные группы несовершеннолетних, создаваемые взрослым преступником для достижения осознаваемых и определенных им целям и осуществлению его преступного плана, и группы несовершеннолетних, сформировавшиеся стихийно как криминальные и используемые взрослым опытным преступником в своих целях. В данном случае, по терминологии Е. В. Васкэ, группа несовершеннолетних выступает «инструментом преступного ремесла».

 

      По  половому признаку:

  • Однополые (преимущественно мужского пола) группы несовершеннолетних
  • Смешанные группы несовершеннолетних

Наличие в смешанных группах лиц женского пола Е. В. Васкэ рассматривает как  провоцирующий фактор, так как  он активизирует преступную деятельность группы, в особенности, если девушка  является лидером преступной группы. Причиной этого, полагает Е. В. Васкэ, может служить явление так называемого «зеркального самоутверждения, когда члены группы обоих полов демонстрируют свои субъективно значимые качества, присущие их полу.

 

В книге  И. П. Башкатова «Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи» приведена более развёрнутая классификация преступных групп8:

 
  1. Социально нейтральные группы общения

    - группы  подростков, возникающие по месту  их жительства

  • Средний возрастной состав - дети младшего подросткового возраста (10-11 лет- 35,6 %, 12-13 лет – 44,3%, 14-15 – 10,1%)
  • Численный состав редко превышает шесть-семь человек, небольшой состав обусловлен отсутствием совместной организованной деятельности.
  • Состав таких групп «разношерстный»: в них присутствуют как социально благополучные, так и «трудные», педагогически запущенные дети
  • По половому составу такие группы в подавляющем большинстве состоят из мальчиков (43,4 %) или смешанные (39,4 %)
  • Чаще всего возникают стихийно, в свободное время, объединяя подростков, не определившихся с проведением досуга, «от нечего делать»
  • Главным мотивом для объединения таких групп служит потребность в интимно-личностном общении, дружбе - «быть вместе»; основная цель в деятельности таких групп — удовлетворение потребности в общении со сверстниками, без определенного плана действия.
  • Время встречи обсуждается редко, регламентированная договоренность редко имеет место
  • Взаимодействие между членами группы минимально, поверхностно, носит ситуативный характер
  • Среди негативных сторон поведения выделяются мелкое хулиганство («в поисках развлечений они могут приставать к прохожим, царапают стены, портят лифты, автомашины, пишут и рисуют на стенах, бьют стекла, ломают лифты, деревья и т. д.) Таким образом происходит их самореализация в компании товарищей, самоутверждаются подростки также зачастую посредством начала употребления спиртных напитков (32,3 %),табакокурении (75,3 %), употреблении в речи нецензурных, бранных и жаргонных выражений.
  • Криминогенную зараженность среди членов групп данного типа И. П. Башкатов характеризует как различную: «43,2 % членов групп состояли на учете в учебных заведениях; 24 % — на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; свыше 54 % членов этих групп характеризуются положительно, проявляют различные социально позитивные интересы» Именно последние и представляют собой в данном случае группу риска, так как, если они сталкиваются с безразличием и незаинтересованностью старших к своим интересам и увлечениям, а потому не находят поддержки с их стороны и чувствуют бесперспективность своих усилий, большинство подростков прекращают уделять внимание своим социально полезным увлечениям, и находят новые увлечения, с асоциальной направленностью.
  • Взаимоотношения подростков в данных группах почти не опосредуются совместной деятельностью.
  • Подготовленность к групповой деятельности отсутствует
  • Асоциальные, аморальные, противоправные действия совершаются лишь отдельными членами группы спонтанно по инициативе авторитарных членов группы с потенциально девиантными установками
  • Внутригрупповая иерархия отсутствует
  • Интересы, нормы и ценности существуют только на личностном уровне

Информация о работе Факторы риска групповых правонарушений у подростков