Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 00:36, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Описать психологические особенности подросткового возраста в норме и патологии.
2. Установить характерные особенности несовершеннолетних, способствующие противоправным установкам
3. Социально-психологические факторы риска, способствующие противоправному поведению несовершеннолетних.
4. Семейный контекст
5. Влияние СМИ
6. Виды криминально опасных и криминальных групп
7. Факторы сдерживания
● Незащищенность личности в коллективе
В среде
подростков зачастую встречаются такие
явления, как «изгои общества», «аутсайдеры»
и т. п., по каким-либо причинам оторванные
от коллектива. Помимо прочего, это означает,
что их межличностные отношения и поведение
вне учебного заведения ускользают от
контроля старших. «Подростковый возраст
– это возраст одиночества, (…), подросток
стремится всеми способами выйти из этого
состояния одиночества, неприкаянности
и незащищенности. Криминальная группа
охотно его принимает, снимает состояние
одиночества и гарантирует ему психологическую,
физическую и даже материальную защиту,
что его и привлекает в состав» (В. Ф. Пирожков,
«Криминальная психология», С. 331-332).
● Негативное влияние средств массовой информации (СМИ)
Для подросткового возраста характерны копирование внешнего облика, суждений или поведения авторитетных для подростка людей. Подростки подражают лидерам в обществе сверстников, героям кино и литературы, представителям молодежной моды. Такое подражание нередко приводит к табакокурению, алкоголизации, наркотизации, асоциальному и криминальному поведению (имитация образа жизни кумира).
Такого рода подражание свойственно подросткам с неустойчивыми и истероидными чертами характера, у которых такой тип поведения объясняется присущей им непомерной демонстративностью. (А. Е. Личко, «Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков», С. 65-68). Это находит подтверждение в существующем росте криминализации среди подростков после просмотра кинофильмов или игры в компьютерные игры, пропагандирующих насилие, или увеличение числа суицидов после просмотра видео с демонстрацией самоубийств.
Среди
проявления негативных последствий
в результате влияния средств массовой
информации можно также отметить термин,
введенный А. Е. Личко - «отрицательная
имитация» - альтернатива модели, навязываемой
в качестве подражания. Ее социальную
нежелательность можно выразить примером
из книги Б. В. Воронкова, который отмечал,
что « «перекормленность позитивом» делала
привлекательной атрибутику и даже идеологию
формального противоположного полюса»-
то есть возможно подражание антигероям,
антиэталонам с целью не соответствовать
общему образцу.
● Неопределённость со сферой досуга и трудности в учёбе
Неопределённость
со сферой досуга и трудности в
учёбе, как правило, имеет причиной
недостаточное внимание со стороны
взрослых – незаинтересованность родителей
в факультативных занятиях детей, небрежное
отношение к создавшимся трудностям с
учёбой. Подростки, которым не уделяют
должного внимания, чувствуют себя «социально
неполноценными», и при неспособности
в одиночку справиться с образовавшимися
трудностями, они уходят от их преодоления
(Башкатов И. П., «Психология асоциально-криминальных
групп подростков и молодёжи», С. 92-98). В
результате, не зная, что делать с образовавшимся
свободным временем, подростки зачастую
стихийно объединяются в группы – по месту
жительства, по интересам, - не исключено,
что такая группа может приобрести асоциальную
направленность.
● Низкая самооценка
Подростки
с низкой самооценкой сильнее
других нуждаются в том, чтобы
посредством своего поведения изменить
это состояние. Как вариант, подросток,
участвуя в
антисоциальных группах и их действиях,
пытается тем самым повысить свой психологический
статус у сверстников, найти такие способы
самоутверждения, которых у него не было
в семье и школе (Кон И. С., «Психология
ранней юности», С. 210-212).
● Влияние девиантной группы или субкультуры
Важное значение имеет направленность деятельности группы и мотивы для объединения. Девиантные группы способствуют формированию противоправных установок у входящих в них подростков, обязуют к исполнению внутренних «законов» группы. «Вожак» группы поддерживает в группе иллюзию того, что все находятся на равных правах, что подростки, в силу возрастных особенностей, не склонны опровергать, как и не склонны внешне признавать, кто ими командует. На самом же деле подростков просто умело используют для осуществления преступного плана. (Пирожков В. Ф., «Криминальная психология», С. 329-336).
Для правонарушений несовершеннолетних характерна узость сферы правонарушающего поведения, что объясняет небогатый ассортимент его видов.
Правонарушения несовершеннолетних носят преимущественно групповой характер, что объясняется присущей лицам данной возрастной категории потребностью в общении со сверстниками. Попадая в группу негативной направленностью, они вовлекаются в действия, которые, возможно, не совершили бы одиночку.
Группы
несовершеннолетних правонарушителей
не возникают «на пустом месте».
Их образованию способствует множество
взаимосвязанных условий и
Изначально группа подростков не всегда являет собой сообщество, объединенное целью совершения правонарушений. Подростками в данном случае руководит нормальное для их возраста стремление к интимно-личностному общению, новым знакомствам, новым впечатлениям, желание состоять в дружеской компании. Будучи существом социальным, подросток стремится реализовать себя в обществе, объединиться с людьми для совершения совместной общественной деятельности. В неформальной группе подросток получает возможность самоутверждения, доступ к нерегламентированному общению, испытывает чувство причастности к группе. Подросток, не примкнувший к молодёжной группе, зачастую приобретает ярлык «аутсайдера», страдает от комплекса неполноценности, ненужности. Именно такой статус приобретают подростки, которые не в состоянии вписываться в рамки, приписываемые им социальными нормами. Плохая успеваемость, агрессивное поведение, хроническое непослушание влекут за собой отторжение такого подростка обществом, он теряет свою значимость среди сверстников, понижает оценку себя в глазах родителей, учителей. Это неизбежно влечет за собой чувство социальной неполноценности, неспособности привносить пользу в общество. Переживание подобного дискомфорта ведет к тому, что у подростков «происходит асоциальная идентификация, соотнесение себя с негативными эталонами, образцами поведения, которые являются отражением негативных межличностных отношений»5. Неспособность проявить себя в учебе, общении, труде формирует у «трудных» подростков низкую самооценку, и, следовательно, подталкивает к поиску оптимального для них круга общения. Подростки со сниженным общеобразовательным уровнем, утратившие интерес к учёбе и повышению интеллектуального уровня, выходят из-под влияния учебного коллектива, и, не пользуясь в нём авторитетом и расположением, отделяют время проведения досуга от учебного заведения и пытаются найти среду, в которой бы они чувствовали себя равными своему окружению и пользовались уважением.
Подростки, не принятые обществом, являются потенциальным «строительным материалом» для новых преступных групп.
И. П. Башкатов называет основными причинами, приводящими к социальной дезадаптации подростка неблагополучие в семье и недостатки учебно-воспитательной работы в школе. Первая причина является «классической» для формирования личности правонарушителя у подростка, брошенного родителями на произвол судьбы. Группа сверстников является для такого подростка источником информации, которую подросток не получил или не мог получить в семье; в группе подростки из «трудных» семей видят полноценную замену последней. «Отверженные», они жаждут общения и единения с себе подобными; незрелые, несамостоятельные подростки легко попадают под влияние лидера группы правонарушителей, находя комфорт в снятии с себя ответственности за свои решения и в создавшемся чувстве защищенности. По классификации А. Е. Личко6, к таковым чаще всего относятся подростки с акцентуациями характера по конформному, неустойчивому типу. Их отличает недостаток воли, они «плывут по течению», во всех сферах жизни руководствуются повышенной тягой к развлечениям – даже реакция эмансипации прочно сопряжена с желаниями праздного удовольствия; у подростков конформного типа на передовую выступает фактор социальной желаемости, и если таковые входят в группу несовершеннолетних правонарушителей, то, следовательно, безоговорочно руководствуются ее нормами и правилами. Лидерами в асоциальных группах становятся, напротив, подростки с акцентуациями характера по истероидному и эпилептоидному типу: их отличает императивность, эгоцентризм, демонстративность, аффективные реакции.
Мотивы объединения таких «трудных», «отверженных» подростков разнообразны - ими могут служить совпадающие интересы, «родство душ», похожие судьбы, презрительное отношение и недовольство своим социальным статусом, похожие цели и т. д.
Возникают такие группы, как правило, в процессе досугового времяпрепровождения, которое, как правило, не контролируются родителями, учителями. «Подростки с девиантным поведением не умеют организовывать своё время, более того, у них не развито смыслообразование и целеполагание. Не сформировано ценностное отношение ко времени».7
Преступные группы успешно компенсируют отчужденность подростка от коллектива, и занимают его время «более достойными вещами»: если подросток чувствует себя брошенным, одиноким, преступная группа охотно его принимает, снимает состояние одиночества, гарантирует ему психическую, физическую и эмоциональную защиту, - как правило, такие подростки находят в преступных группах замену семье. В случае если подросток скучает в ходе, допустим, учебного процесса, не знает. Как проводить свой досуг – обычные развлечения его не занимают – преступная группа в силу действия различных ритуалов, уголовных атрибутов и прочего покажется ему более интересной.
Возвращаясь к проблеме рассмотрения факторов риска совершения подростками правонарушений в группе, следует выделить особенности, присущие асоциальным группам с потенциально противоправными установками. Особенностям формирования и функционирования преступных групп несовершеннолетних посвящено множество исследований, поэтому в данной главе мною будут упомянуты несколько классификаций подростковых групп.
Основными показателями в классификации асоциальных групп следует назвать непсихологические (количественные) и психологические (качественные) показатели. Значение данных показателей зависит от характера, цели и направленности деятельности и общения, которые формируются в группе.
К непсихологическим (количественным) показателям неформальных групп несовершеннолетних правонарушителей можно отнести возрастной и численный состав; длительность существования; частоту и длительность встреч участников; социальный и половой состав; места встреч, способы удовлетворения групповых потребностей и интересов; криминогенную зараженность; уровень группового развития на основе самодиагностики; ответственность за асоциальную и противоправную деятельность; способы воздействия на группу.
К
психологическим (качественным) показателям
групп несовершеннолетних правонарушителей
логично отнести
В качестве наиболее общей классификации можно привести классификацию Е. В. Васкэ (Васкэ Е. В., «Эволюция преступности несовершеннолетних в России. Психолого – правовой анализ»):
По числу участников:
По возрастному составу:
В данном
случае к качестве рассмотрения факторов
риска противоправного
По половому признаку:
Наличие
в смешанных группах лиц
В книге
И. П. Башкатова «Психология
- группы подростков, возникающие по месту их жительства
Информация о работе Факторы риска групповых правонарушений у подростков