Факторы детерминации поведения личности в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Отвлекаясь от содержания тех или иных конкретных поведенческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем, что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность.

Работа содержит 1 файл

Факторы детерминации поведения личности в деловом общении.docx

— 26.60 Кб (Скачать)

И наконец, нельзя не учитывать  роль такого фактора, как запах. Его  роль в сознании настроения настолько  велика, что на Западе существуют специальные  маркетинговые фирмы, подбирающие  соответствующие запахи, например для  банков и супермаркетов.

Учет перечисленных выше внешних индикаторов позволяет  выглядеть сильным и привлекательным, позволяет при первом знакомстве сформировать положительный имидж, заложить основу для успешного делового общения в будущем.

Макро- и микросреда личности в  контексте делового общения

 Изучение особенностей  группового и индивидуального  поведения не может быть успешным  без учета общего культурно-исторического  фона, именуемого макросредой личности.

 Изучение макросреды  личности предполагает выявление  и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих  поведение индивида. Важно отметить, что детерминация может носить  как непосредственный, так и опосредованный  характер Вместе с тем действие тех или иных факторов неоднозначно и зависит как от особенностей рассматриваемого исторического этапа, так и от степени вовлеченности отдельных индивидов в те или иные виды социальной деятельности.

 Один из возможных  подходов к проблеме культурно-исторического  фона человеческого поведения  предполагает его изучение на  двух уровнях: глобальном и региональном.

 Переход мирового сообщества  на постиндустриальную стадию  качественно изменил состояние  макросреды личности. В частности,  вместо традиционной конфронтации  между Востоком и Западом все  чаще говорят о противостоянии  между богатым Севером и бедным  Югом. Научно-техническая революция  набирает силу сразу в ряде  макрорегионов планеты. Существенные  изменения наблюдаются в политической  сфере: если раньше экономическое  господство в мире находилось  в прямой зависимости от накопленного  страной капитала, материальных  богатств, то в наши дни символом  власти является контроль над  энергоносителями и мировыми информационными сетями.

 Глобальной тенденцией  развития современной макросреды  следует считать переход средств  массовых коммуникаций на принципиально  новый уровень манипулирования  сознанием масс. Благодаря телесериалам, рекламным роликам, развлекательным  программам, компьютерным играм  и т.д. современный обыватель  одновременно живет как бы  в двух мирах: реальном и вымышленном, виртуальном.

 Массированный поток  специально отобранной информации, в первую очередь политической  и торговой рекламы, приводит  к утрате индивидуальности отдельной  личностью, ее одномерности, стандартизации  материальных и духовных потребностей. Современный маркетинг не ограничивается  изучением спроса, но активно  формирует его в интересах  производителя.

 На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными  средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее  активно влияют следующие факторы макросреды:

 демографический — плотность населения, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы и т.д.;

 природно-экологический,  в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки  и т.д.;

 научно-технический фактор  — этап в развитии научно-технического  прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т.  д;

 экономический, включая  уровень и структуру доходов,  темпы инфляции, безработицу и  т. д;

 политико-правовой, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека и т.д.;

 социокультурный —  обычаи, традиции, господствующая форма  религии, национальная психология.

 Не менее существенную  роль в детерминации человеческого  доведения в деловом общении  играет микросреда личности —  та часть социальной среды,  с которой непосредственно взаимодействует  личность в процессе социальной  деятельности. Здесь важно выделить  два момента: а) личность испытывает  воздействие в непосредственной  или опосредованной форме всех  без исключения элементов социальной  среды, но главным образом взаимодействует  именно с микросредой; б) существенным  отличием микросреды является  наличие не только прямых, но  и обратных связей между личностью и ее окружением.

 Иными словами, микросреда  — это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации.

"Неформальные", межличностные  отношения не следует рассматривать  как самостоятельный вид отношений,  поскольку они представляют собой  своеобразную психологическую форму  проявления реально существующих  экономических, политических, правовых  и других отношений между людьми. Безусловно, половозрастные, индивидуально-психологические  особенности, неповторимый социальный  опыт конкретного индивида накладывают  определенный отпечаток на предпочитаемую  модель общения но в любом случае эти отношения остаются по своей природе социальными, так как обусловлены вполне конкретными условиями личностного бытия, происходят в рамках определенных социальных групп.

 Социальная группа  — важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие  общества на личность. Следовательно,  макросреда воздействует на личность  как непосредственно, так и  в опосредованной форме, через  ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.

 Социальная группа  — это более или менее устойчивая  конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Общим для всех этих групп является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы.

 С одной стороны,  внутренняя структура социальной  группы является отражением общих  условий социальной среды. Любая  социальная группа прямо или  косвенно связана с воспроизводством  тех или иных элементов материальной  и духовной культуры общества, зависит от его социально-классовой  и этнической структуры, господствующих  политических идеалов и нравственных ценностей.

 С другой стороны,  ей свойственна автономность, поскольку  общие социальные условия существуют  здесь в форме особенных условий  личностного бытия, преломляются  в конкретной идейной и нравственной атмосфере группы.

 Решающая роль в  детерминации человеческого поведения  в рамках микросреды принадлежит  рабочей группе. Именно здесь  происходит разрешение противоречия  между индивидуальными и общественными  интересами, устанавливаются реальные  границы и условия социальной  деятельности, формируется вполне  определенный тип личности. (Подробнее  об этом см. главу "Деловое общение в рабочей группе"). Означает ли это, что микросреде принадлежит решающая роль в детерминации человеческого поведения? Подобный подход к проблеме нельзя признать достаточно обоснованным. Прежде всего, потому, что само различие между макро- и микросредой личности как опосредованным и непосредственным социальным окружением личности является в определенной степени относительным. Высокая социальная мобильность, широкие возможности в обогащении социального опыта — существенная особенность самореализации личности в рамках современного общества, которой не следует пренебрегать. Как справедливо заметил известный специалист в области социальной психологии Б.Д. Парыгин, «то, что сегодня для того или иного индивида является макросредой, то есть средой, выходящей за рамки повседневного существования, общения, завтра может превратиться в важнейший фактор его жизненной эволюции...»

 Не менее устойчивой  тенденцией современного, исключительно  динамичного общества является  неуклонный рост непосредственных  контактов между личностью и  макросредой. На фоне некоторого  снижения общеобразовательного  и культурного уровня значительной  части населения стремительно  возрастает роль электронных  средств распространения информации. Российские пресса, радио и телевидение  — эффективное орудие распространения  массовой, потребительской культуры, популяризации наиболее современных  методов личного обогащения и  проявления частной инициативы. Воспринимаемая информация существенно  дополняет сведения, получаемые  в процессе делового общения  с окружающими людьми. В ряде  случаев подобное "замещение"  приводит к тому, что некоторые  социальные группы например семья, утрачивают информативные функции в отношении своих членов. Подобная тенденция приводит к нивелировке личности, постепенному вытеснению "местных", т. е. профессиональных и групповых черт из социально-типических черт личности. По мере внедрения рыночных отношений микросреда личности все чаще становится причиной уже не социальных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает скорее форму проявления социально-типического, а не его содержание.


Информация о работе Факторы детерминации поведения личности в деловом общении