Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:40, реферат
Отвлекаясь от содержания тех или иных конкретных поведенческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем, что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность.
Факторы детерминации поведения личности в деловом общении
Отвлекаясь от содержания
тех или иных конкретных поведенческих
актов, лежащих в их основе ценностей
и мотивов, можно попытаться выделить
наиболее важные факторы, детерминирующие
ролевое поведение в деловом
общении. Познавательная ценность данного
подхода объясняется тем, что
поведение любого индивида определяется
не только набором личностных качеств,
особенностями конкретной ситуации,
но и не всегда учитываемой спецификой
той социальной среды, в рамках которой
реализуется его деловая
Вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении. Ключевые понятия, такие, как "Я", "социальные стереотипы", "макро- и микросреда личности", "ролевое поведение" и т.д., заслуживают специального рассмотрения.
Что же такое наше "Я", как оно возникает и какова его роль в деловом общении?
"Я" — это самосознание
личности, формирующееся в процессе
общения на основе языка и
мышления. Человеческое "Я" можно
представить как результат
Становление индивидуального
"Я", осознание личностью себя
в качестве субъекта, противополагающего
себя другим членам племени, — длительный
исторический процесс. Исследования первобытных
народов дают основания полагать,
что первоначально
Вопрос о становлении
индивидуального "Я" каждого конкретного
индивида не менее интересен. На первый
взгляд, ничего особенно сложного здесь
нет: достаточно противопоставить себя
группе — вот и появилось
Проще говоря, содержание нашего
"Я" во многом определяется теми социальными
отношениями, в которые мы включены
и, следовательно, любой человек
постоянно нуждается в
Источники формирования положительной
самооценки конкретного индивида поддаются
классификации. Для одних наиболее
успешной сферой самореализации "Я"
является работа, профессиональная деятельность.
Бывает так, что работа заменяет, как
бы компенсирует отсутствие семьи, является
для человека единственным и самым
важным источником положительных импульсов.
Женщины, как правило, живут семьей
и для семьи, работа для них
источник дополнительного заработка,
приятный круг общения, место разговоров
о мужьях, детях, покупках, домашнем
хозяйстве и т.д. Для любого кого-то
источником самоутверждения может
выступать любимое
А теперь представим ситуацию,
в которой ни один из вышеназванных
факторов "не сработал". Как, откуда
и каким путем может получить
личность жизненно необходимые для
самоутверждения своего "Я" положительные
импульсы? Ответ на поставленный вопрос
дает открытый 3. Фрейдом бессознательный
защитный психологический механизм,
получивший название инфантилизма (от
лат. инфант — ребенок). Суть инфантилизма
заключается в том, что человек
какбы снимает с себя ответственность
за свою судьбу и делегирует свои права
реальному или вымышленному лицу.
Аналогия с ребенком здесь вполне
уместна, так как малыш психологически
чувствует себя более комфортно,
чем взрослый. Он гораздо более
стрессоустойчив, поскольку неосознанно
перекладывает на взрослого принятие
жизненно важных для него решений. Иллюстрируем
данную мысль типичной житейской
ситуацией: молодая мама гуляет с
маленькой дочкой. Навстречу им бежит
симпатичная собака, например, колли.
"Хорошая собака" — говорит
мама. "Да, мама», — отвечает ей дочка.
Сворачивают за угол, а навстречу
— не внушающая особого доверия
кавказская овчарка. "Плохая собака",
— говорит мама и дочка снова
охотно соглашается. На первый взгляд
— вполне обыденная ситуация, ничего
особенного. А теперь для сравнения
вспомним события времен сталинских
чисток. Москва, Колонный зал Дома Союзов,
идет процесс над "врагами народа".
По улице шествуют возмущенные трудящиеся,
несут лозунги типа "Смерть троцкистско-зиновьевским
убийцам! Не дадим крови товарища
Бухарина!" Бывает... точнее, это было.
Чего тут странного? А через несколько
месяцев, те же самые трудящиеся с
не меньшим энтузиазмом
Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, человек не в состоянии постоянно жить в состоянии страха, и в условиях массовых репрессий, террора, систематического насилия страх жертвы может трансформироваться в искреннюю любовь к тирану, которому добровольно передается ответственность за индивидуальную судьбу, — Гитлеру, Сталин, Мао.
Во-вторых, данный феномен в равной степени характерен как для больших масс людей, так и для отдельных взрослых индивидов: систематически избиваемая мужем женщина вполне искренне может объяснять свое терпение любовью к нему, тогда как на самом деле она его просто боится, ей некуда уйти и т.д.
Рассмотренный выше механизм самоутверждения личности в высшей степени характерен для верующих людей. Люди, потерпевшие житейское поражение в этом мире, немощные из-за болезней или преклонного возраста, чаще других обращаются к Богу, передоверяя Ему ответственность за свою дальнейшую судьбу. При этом Бог как бы выполняет функции отца по отношению к маленькому ребенку, а постоянные молитвы служат средством общения с ним.
Наряду с вопросом об источниках формирования индивидуального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше "Я" проявляет себя в повседневной действительности. Здесь можно выделить, по крайней мере, два аспекта проблемы.
1) Каждый акт нашего сомосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие трех компонентов:
Разум позволяет дать описание ситуации, чувства - ее оценку, воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать - то, в общем, совсем не хочется.
2) Не следует забывать,
что эти три компонента
Я-образ — это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.
Реальное "Я" — это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее чем осознанная оценка, "Я"- образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной власти — Наполеон, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству — Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни.
Если в реальном "Я" волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках "Я"- образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеализированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант ~ буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).
Проблема соотношения Я-образа и реального "Я" имеет ярко выраженный прикладной аспект, существенно значимый с точки зрения повседневного делового общения. Иными словами, поскольку они не совпадают, то как измерить реальное "Я", т. е. действительное, а не воображаемое отношение человека к нам либо к интересующей нас проблеме?
Измерение установок, т. е. реального,
но не осознаваемого отношения
Как вы относитесь к неграм? А попросит ответить на следующие вопросы: Хотели ли бы Вы жить с неграми в одном городе? Хотели бы Вы жить с неграми на одной улице? Хотели бы Вы жить с неграми в одном доме и т.д.
Термин "имидж" придумали политики, понимая под этим умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Есть даже специальная профессия "имиджмейкеры", т. е. создатели имиджа, услугами представителей которой наряду с политиками широко пользуются артисты. В отличие от других сторон нашего "Я", это как бы "Я" — внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Актерство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недостаточно, поскольку имидж "считывается" за считанные секунды и происходит это бессознательно, прежде всего по внешнему облику другого человека- Женщины лучше мужчин управляют своим имиджем, поскольку привыкли следить за своей внешностью.
Итак каждый человек как бы формирует свой внешний образ он "считывается" другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Из чего же складывается имидж человека при первом знакомстве? Прежде всего, это одежда и обувь а также прическа. Они первыми "сигнализируют о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Интересно отметить, что в вагоне электрички, при наличии свободных мест, пассажиры обычно очень разборчивы в выборе попутчиков с точки зрения их внешнего вида.
Огромное значение имеет
также манера держаться. Сюда можно
отнести осанку, позу, доброжелательное
выражение лица, взгляд и т д. Особенно
важное значение имеет походка. Ученые
проделали эксперимент: сняли на
видеокамеру прохожих на улице а
затем попросили уголовников-
Информация о работе Факторы детерминации поведения личности в деловом общении