Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 15:01, контрольная работа
Екологічна психологія наука, що вивчає характер і особливості психологічних дій на людину з боку природного, соціального і антропогенного оточення, пов'язаних з цим переживань, внутрішніх станів людини і суспільства. Область екологічної психології це не просто віддзеркалення середовища органами чуття і не просто відношення до оточення, а вплив середовища, що спричиняє за собою зміни комплексного характеру від емоцій і настроїв до мотивів діяльності, устремлінь, ціннісних орієнтацій, вчинків, переваг, волевиявлень [18]. Скребец
В даний час термін "екологічна психологія " застосовується в науковій літературі для позначення ряду близьких, але не тотожних областей досліджень: психологічної екології, психології навколишнього середовища, екологічного підходу в психології і власне екологічній психології (психології екологічної свідомості), які мають самостійні предмети досліджень, свої задачі і методологічні особливості.
Предметом дослідження в екологічній психології є екологічна свідомість, що розглядається в соціогенетичному, онтогенетичному і функціональному аспектах.
Екологічна
психологія характеризується двома
основними методологічними
У
екологічній психології існують
чотири основні напрями досліджень:
екологічної свідомості в цілому, а також
трьох його підструктур - екологічних
уявлень, суб'єктивного відношення до
природи, стратегій і технологій взаємодії
з нею.
Перед екологічною психологією стоять наступні задачі: створення технології, аналіз розвитку в процесі соціогенезу і онтогенезу, вивчення механізмів формування і функціонування, індивідуальної і групової специфіки, розробка принципів і методів діагностики, - які розв'язуються в рамках кожного з чотирьох напрямів досліджень, а також задача вивчення функцій, які може здійснювати взаємодія людини з світом природи.
Экологическая
психология - это относительно новое
направление в современной
Однако экологическая психология имеет и свою отличительную особенность, которая заключается в ее непосредственной взаимосвязи с психологической наукой. Все дело в том, что сама психологическая наука постоянно пытается расширить свои границы и в данном случае выяснить особенности поведения человека в реальном мире. Отличием экологической психологии от других отраслей психологической науки является ее ориентированность на нетрадиционные области исследований, которые нельзя изучать в лабораторных условиях.
В.А.Скребец, характеризуя
экологическое сознание в целом, отмечает, что
это высший уровень психического отражения
природной и искусственной среды, своего
внутреннего мира, рефлексия места и
роли человека в биологическом, физическом и химическом
мире, а также саморегуляция
данного отражения. Автор отмечает, что
экологическое сознание выступает как
непрерывно меняющаяся совокупность чувственных
и мысленных образов, непосредственно
отражаемых в аналитически создаваемых
категориях и явлениях, непосредственно
фиксирующих индивидуальный, либо общественный
экологический опыт, который предвосхищает
экологическую практику. Таким образом, преодолеваются
первоначальные попытки сведения экологического
сознания только лишь к знаниям. Автор
выявил структурно-временной аспект
взаимосвязи мышления и эмоций как единиц
экологического сознания. При этом, что особенно важно
подчеркнуть, он обращает внимание
на предвосхищающе-прогностическую
функцию экологического сознания.
4.1. Экологическая психология как научное направление,
возникшее
на стыке различных
научных дисциплин
Экологическая психология, экопсихология (от греч. oikos − окружение, среда; psyche − душа; logos − наука, учение) − это направление психологической науки, сформировавшееся в Европе и США в 60-е годы ХХ столетия. Оно имеет свои корни в российской психологии и педологии первой трети нынешнего столетия (Лев Семенович Выготский). В современной России экопсихология стремительно развивается в последнее десятилетие на стыке экологии, экологии человека (некоторые исследователи даже склонны относить экопсихологию к одной из отраслей экологии человека, что не совсем корректно), различных сфер психологии, психотерапии, педагогики, философии, других научных дисциплин и связана, прежде всего, с именами известных психологов Сергея Дмитриевича Дерябо, Витольда Альбертовича Ясвина, Виктора Ивановича Панова.
Поскольку
экологической психологией занимаются
специалисты из разных областей науки
и практики (психологи, экологи, врачи,
педагоги и др.) не существует ее единого
определения. Специалисты разных сфер
в понимании данного направления используют
собственный понятийный аппарат. Приведем
некоторые определения.
Экологическая
психология − это психология экологического
сознания, в соответствие с чем ключевой
проблемой экологической психологии является
исследование индивидуального и группового
экологического сознания как совокупности
экологических представлений, существующего
отношения к природе, а также соответствующих
стратегий и технологий взаимодействия
с ней [1].
Экологическая
психология – это мультидисциплинарная
наука, которая занимается экологическим
благополучием психического здоровья
нации, народа, изучает роль и влияние
вредоносных человеческих факторов на
других людей: их психику, мозг, поведение
и возникающие при этом последствия [3].
Экологическая
психология − наука, изучающая характер
и особенности психологических воздействий
на человека со стороны природного, социального
и антропогенного окружения, связанных
с этим переживаний, внутренних состояний
человека и общества. Область экологической
психологии − это не просто отражение
среды органами чувств и не просто отношение
к окружению, а влияние среды, влекущее
за собой изменения комплексного характера
− от эмоций и настроений до мотивов деятельности,
устремлений, ценностных ориентации, поступков,
предпочтений, волеизъявлений [18].
По
итогам второй Российской конференции
по экологической психологии (12-14 апреля
2000 г.) было отмечено, что в сознании российских
психологов уже формируется общее понимание
области исследований и практики экологической
психологии. В этой связи дано следующее
понимание термину «экологическая психология»
[19]:
Экологическая психология − это:
1) специальная область психологических исследований, занимающаяся изучением психологических аспектов взаимодействия человека с различными видами окружающей природной и социальной среды (физико-химической, пространственной, образовательной, информационной, городской и др.), включая влияние средовых факторов и условий на психику человека, а также типы экологического сознания, выражающего отношение человека к природной среде (миру природы);
2) конкретно-методологический подход к изучению психических явлений. Например, экологический подход к зрительному восприятию [8];
3)
своеобразная социальная озабоченность
представителей психологической науки
и практики отрицательным влиянием антропогенной
среды (например, информационной, городской
и иной) на состояние и развитие психики
человека.
Современный
немецкий психолог, который до 1996 г. возглавлял
Международную психологическую ассоциацию,
руководитель международной программы
по экологической психологии Курт Павлик
в конце прошлого столетия дал следующее
определение экологической психологии:
«...экологическая
психология (или: экопсихология) означает
изучение психических процессов, т.е. переживания
и поведения, в тех условиях окружающей
среды, при которых переживание и поведение
происходят «сами по себе», без вмешательства
исследователя или психолога-испытателя.
В экологической психологии предпринимается
изучение человеческого переживания и
поведения в неразрывной связи с окружающей
средой и попытки их теоретического обоснования.
Экологическая перспектива в психологии
увязывается с двумя принципиально противоположными,
однако во всяком случае тесно переплетающимися,
взаимодействующими видами влияний: влиянием
окружающей среды на человеческое переживание
и поведение и воздействием этих переживаний
и поведения на эту же среду (селекционные
или преобразующие мероприятия человека
по воздействию на окружающую среду). С
этой точки зрения, экологическая психология
исследует человеческое переживание и
поведение в их «природных», репрезентативных
контекстах» [22].
Как
можно видеть, общим для вышеприведенных
определений экологической психологии
является то, что в качестве исходного
основания выступает отношение «Человек
− Окружающая среда», «Человек-Природа»
(понятия «окружающая человека среда»,
«природа» анализируются в предыдущих
темах). Поэтому можно дать более короткое
определение экологической психологии:
Экологическая
психология − это наука, которая занимается
исследованием психологических аспектов
системы «Человек-Природа».
Какими
же направлениями представлена отечественная
экопсихология на современном этапе? В
качестве основных, т.е. уже достаточно
сформировавшихся в отечественной и зарубежной
психологии, можно назвать: психологическую
экологию, экологический подход к восприятию
Дж. Гибсона, психологию глобальных изменений,
психологию восприятия природной среды,
психологию окружающей среды (объединяет
несколько направлений: психологию средовых
влияний, экстремальную психологию, психологию
охраны окружающей среды). Характеристика
перечисленных направлений дается в таб. 5.
Таблица 5
Основные
направления экологической
психологии (по В.И. Панову, 2004)
№ | Направления и их характеристика |
1. | Психологическая экология |
Занимается изучением влияния физических, химических, радиационных психогенных факторов внешней среды на психическое состояние человека и для которой характерно неявное использование объект-объектного типа взаимодействия в системе «индивид-среда» (человек выступает в качестве объекта, принимающего воздействие со стороны объектных свойств окружающей среды). | |
2. | Экологический подход к восприятию Дж. Гибсона |
Связывается с именами К. Левина (социо- и психодинамика группового взаимодействия) и Дж.Гибсона (экологический подход к зрительному восприятию). Характерным является такое изучение психических процессов, состояний и сознания человека, когда эти психические явления происходят в естественных (нелабораторных) условиях и согласно своей естественной природе (без вмешательства психолога-исследователя). Подход дал толчок к постулированию системы «Индивид-Среда» в качестве исходного основания для определения предмета психологического исследования, а также к введению в психологический словарь понятия «среда обитания» как совокупности средовых возможностей (условий), находящихся в отношении дополнительности к жизненным потребностям индивида. | |
3. | Психология глобальных изменений |
Занимается изучением психологических аспектов глобальных изменений в окружающей среде (глобальное потепление климата, вырубка тропических лесов, истощение природных ресурсов и др.). Острейшие проблемы направления: необходимость формирования адекватного восприятия и оценки степени опасности глобальных изменений для человечества и планеты Земля. | |
4. | Психология восприятия природной среды |
Занимается изучением восприятия природной макросреды, т.е. природы как совокупности объектов живой и неживой природы, составляющих окружающий человека природный ландшафт. Представляет интерес для понимания относительности характера восприятия окружающей человека среды как компонента отношения «Человек – Окружающая среда». | |
5. | Психология окружающей среды |
5.1. | Психология средовых влияний |
Изучает научные и практические аспекты (исследование, проектирование, экспертиза) влияния на психику человека таких факторов окружающей человека среды (природной, антропогенной, пространственной, социальной, образовательной, инфрмационной и иной), которые имеют психологически атрибутивный характер. Например, агрессивность информационной среды, или психологическая напряженность образовательной среды, или ограниченность пространственной среды и т.п. виды влияний. | |
5.2. | Экстремальная психология |
Занимается теорией и практикой критических психических состояний, т.е. психологическими аспектами подготовки, поддержки и реабилитации человека, работающего или попавшего в экстремальную ситуацию (от напряженности межличностного взаимодействия до стихийных и техногенных катастроф). | |
5.3. | Психология охраны окружающей среды |
Изучает психологические аспекты охранительного и сохранного воздействия человека на природную среду. Ставит основной задачей научить детей и взрослых способам сохранения окружающей человека среды от антиэкологического действия современной техногенной цивилизации. | |
6. | Психология экологического сознания |
Занимается изучением индивидуального и группового экологического сознания (и мировоззрения) различных типов. Основными задачами здесь являются изучение его социо- и онтгенеза, разработка психологических методов формирования, диагностики, коррекции и тренинга, в частности в экологическом образовании. |