Екопсихологія як наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 01:31, контрольная работа

Описание работы

Екологічна психологія це психологія екологічної свідомості, у відповідність з чим ключовою проблемою екологічної психології є дослідження індивідуальної і групової екологічної свідомості як сукупності екологічних уявлень, існуючого відношення до природи, а також відповідних стратегій і технологій взаємодії з нею [1]. 1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. − Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

Работа содержит 1 файл

ЕКОПСИХОЛОГІЯ К Р.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

     Определим, что можно заметить общего и особенного в охарактеризованных  
в
таб. 5 основных направлениях экологической психологии.  

     Общее:

    − все  они характеризуются общим объектом изучения − психологические аспекты взаимодействия Человека с Окружающей его средой (как природной, так и антропогенной);

    − в  качестве исходного основания для определения объекта исследования выступает система «Человек-Природа».

     Особенное:

    − указанные направления эколого-психологических исследований отличаются друг от друга своим предметом изучения.  

     Так, например, для психологической экологии предметом изучения является соотношение между количественными параметрами физических свойств окружающей среды «непсихологической» природы (т.е. химической, радиационной и т.п.), с одной стороны, и состоянием психических функций и психики в целом, с другой. В качестве предмета психологии окружающей среды выступают, с одной стороны, психологически значимые (например, эстетическая ценность или релаксационная функция природного ландшафта) свойства окружающей среды (от ограниченности пространства и символизма архитектурной среды до агрессивности видеоинформационной среды и «возвышающей душу человека» духовной среды). С другой стороны, предметом психологии окружающей среды выступают разные виды психики, точнее психической реальности, которые взаимодействуют с теми или иными средовыми свойствами и условиями.   

4.2. Причины актуальности эколого-психологических  
исследований на современном этапе 
 

     По  мнению В.И. Панова [3] становление экологической психологии как научного направления, возникшего на стыке экологических, психологических, педагогических дисциплин обусловлено в настоящее время совокупностью проблем экологического, психологического, образовательного, культурно-исторического и методологического характера:

     экологические — эффективное решение экологических проблем требует перестройки сознания людей на эколого-ориентированное отношение к окружающей среде и природе в целом, что предполагает психологическое изучение экологического сознания, разработки методов его формирования, диагностики и коррекции;

     социальные — нестабильность социально-экономических и политических условий жизни россиян, увеличение количества стихийных бедствий и техногенных катастроф, рост преступности, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие психологической подготовки к жизни в экстремальных условиях;

     научно-психологические — решение экологических проблем особенно планетарного и тем более космического масштабов требует  психологического изучения способа мышления специалистов (и диапазона его адекватного применения), оценивающих и принимающих решения по экологическим проблемам, т.е. изучения соответствия  масштаба указанных экологически проблемных явлений и «масштабного», функционального диапазона мышления человека, а также наличия в сознании специалистов экологического императива;

     психолого-практические — использование природно-, социально- и виртуально-средовых факторов для практического изменения психических состояний человека в обыденных, экстремальных и постэкстремальных условиях, в частности — в качестве одного из средств психологической реабилитации;

     образовательные причины − обусловлены психологическими проблемами экологического образования, проектирования, моделирования и экспертизы образовательной Среды, экологичности образовательных технологий, подготовки экопсихологических и педагогических кадров;

     культурно-исторические — культурно-историческая эволюция сознания и  мировоззрения человека: 1) эволюционная смена парадигм общественного сознания: от экономической XIX-XX веков к экологической XXI века; 2) поиск ответов на вопросы о природе человека, его месте в мире природы и в космосе и в постепенном осознании триединости его сущности — как существа биологического, социального и духовного; 3) эволюция человека как субъекта (носителя) сознания: от индивидуального субъекта и субъекта семьи до субъекта этноса, государства, Планеты, Космоса.   

      4.3.2. Экологическое сознание как предмет исследования

экологической психологии  

      Изучением психологических основ экологического сознания занимается, как мы уже знаем, психология экологического сознания. Данное направление изучает индивидуальное и групповое экологическое сознание. Основными его задачами являются изучение социо- и онтогенеза экологического сознания, разработка психологических методов формирования, диагностики, коррекции и тренинга, в том числе и в экологическом образовании.

      Актуальность появления данного направления экологической психологии обусловлена в первую очередь тем, что решение экологических проблем любого масштаба требует перестройки господствующего ныне экологического сознания людей.

      По  мнению большинства авторов [1, 2, 3, 5, 6, 9, 10] в современном общественном сознании экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку. В «стратегии сохранения природы» Международного союза охраны природы (1980 г.) проблема воспитания людей находится на последнем, седьмом месте. Между тем действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном итоге определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. Более конструктивной представляется иная позиция, утверждающая, что экологический кризис — это в значительной степени философско-идеологический, и в первую очередь, мировоззренческий кризис. Поэтому решение экологических проблем в глобальном масштабу невозможно без изменения господствующего в настоящее время типа экологического сознания.

  Понятие «экологическое сознание» тесно связано и достаточно часто смешивается с такими понятиями, как «экологическая культура» и «экологическое поведение» человека. Для определения взаимосвязи данных понятий приведем их определения  
 
 
 
 
 
 

  В качестве социальных предпосылок возникновения  экологической психологии, как мы уже отметили, выступили проблемы, связанные с взаимодействием  человека с окружающей средой, угроза экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики. В качестве экономических причин - проблема значительных издержек при внедрении новых технологий, хотя и способствующих прогрессу, но нарушающих оптимальный баланс взаимодействия человека с природой. Нельзя отрицать значимость собственного развития науки. К этому времени психология достигла значительных успехов в понимании законов восприятия, мышления, структуры отношений и т.д., что стимулировало прорыв к новым уровням исследования. Как и любая другая наука, возникающая на стыке разных дисциплин, экологическая психология характеризуется междисциплинарным подходом, стремлением комплексно охватить многие, казалось бы, разноплановые методы и теории.  

  Основные  задачи экопсихологии состоят в  изучении, разработке и внедрении  средств и методов познания, коррекции  и управлении развитием вышеназванных психических явлений экологического сознания, включая цели формирования экоатрибутивного (экологически целесообразного) поведения и деятельности людей. Решает поставленные задачи экопсихология посредством создания и разработки специальных информационных, психолого-педагогических, социальных, медико-психологических, административных, хозяственных, управленческих, иных интеллектуальных технологий с акцентом на ключевом слове психолого-.

  Субъективная  картина мира также входит в предмет  экопсихологии, поскольку закрепляет в образе, чувстве и языке не что иное, как обобщенное отражение очеловеченной  жизненной среды, т.е. не вообще среды, а среды, соотносимой с человеческими нуждами, интересами, потребностями.

  Основным  предметом экопсихологии является индивидуальное и массовое, общественное сознание экоценностной ориентации, а также культурно-исторический опыт, который накапливается и реализуется поколениями людей в их отношении к природной, искуственной и социальной жизненной среде.  

Основні завдання екопсіхологіі полягають у вивченні, розробці та впровадженні засобів і методів пізнання, корекції та управлінні розвитком  психічних явищ екологічної свідомості, включаючи цілі формування екоатрибутивної (екологічно доцільної) поведінки і діяльності людей. Вирішує поставлені завдання екопсіхологія за допомогою створення і розробки спеціальних інформаційних, психолого-педагогічних, соціальних, медико-психологічних, адміністративних, господарських, управлінських, інших інтелектуальних технологій з акцентом на ключовому слові психолого-.  

Суб `єктивна картина світу також входить в предмет екопсіхологіі, оскільки закріплює в образі, відчутті і мові не що інше, як узагальнене відображення олюдненого життєвого середовища, тобто не взагалі середовища, а середовища, що співвідноситься з людськими інтересами, потребами.  
Основним предметом екопсіхологіі є індивідуальна і масова, суспільна свідомість екоціннісної орієнтації, а також культурно-історичний досвід, який накопичується і реалізується поколіннями людей в їхньому ставленні до природного, штучного та соціального життєвого середовища.  Скребец.

 До утворюючих причин інтересу до екопсіхологіі слід віднести:  
• необхідність розробки і впровадження психологічних методів діагностики, корекції та формування екологічної (ексцентричної) свідомості в системі екологічної освіти з використанням як традиційних, так і нетрадиційних методів навчання. В останньому випадку маються на увазі психологічні тренінги, імітаційні екологічні ігри та експериментальні, тобто діяльні, методи навчання;

• необхідність розробки психологічних принципів освітніх середовищ, що забезпечують розвиток спеціальних, загальних і творчих здібностей учнів і побудованих з урахуванням психологічних і вікових особливостей розвитку дітей, тобто не на шкоду їх психічного та фізичного здоров'я;

• відсутність психологічних та педагогічних кадрів, спеціально підготовлених для вирішення вищезгаданого кола проблем, а також освітніх установ, в яких здійснювалася б цілеспрямована підготовка екопсіхологічно освічених кадрів.

Предмет экологической психологии можно определить как рожденное Природой и Обществом "психическое" человека, являющегося носителем особой геологической (по В.И. Вернадскому) и космической силы, сравнимой с естественными природными силами по влиянию на судьбу планеты.

В экологической  психологии изучаются психические  свойства индивида, личности и индивидуальности во взаимозависимости от средовых свойств различного уровня: физического, химического, биотического, психологического, социального, культурно-исторического, духовного.

Круг проблем экопсихологии условно разбивается на три уровня (рис. 3):

( 1 ) группа задач первого уровня:

изучение экоусловий сохранения и развития психики человека, определение предельно допустимых значений различных параметров среды, поиски оптимума, выяснение влияния  различных типов загрязнений, в  том числе и "психологических". К ним относятся также задачи оценки экологической обстановки с помощью психологических методов;

( 2 ) группа задач второго уровня:

соответствует обратному отображению "психического" на Мир, реализуемому в процессе продуктивной деятельности человека, целенаправленный, сознательный характер которой обуславливает  отражение в суммарном продукте, то есть преобразованном Мире (эйкосе) общих и особенных психологических свойств личности. К задачам второго уровня относятся вопросы, связанные с исследованием психологических свойств, определяющих энтропийный (разрушительный) и эктропийный (созидательный) характер деятельности, разработка методов психодиагностики экологической ориентации личности и способов ее формирования, эколого-психологический анализ труда, вопросы психологии труда в природоохранной сфере;

( 3 ) группа задач третьего уровня:

составляют психологические  проблемы ноосферогенеза. Ноосферогенез, являясь процессом природным, может, тем не менее, происходить только под управлением человеческого Разума, организованного наукой нового типа. Быть может, именно экологии как науке о Доме, в союзе с психологией – наукой о душе строителя Дома, предстоит сыграть эту роль.

Информация о работе Екопсихологія як наука