Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:07, контрольная работа
Мысль и слово не связанны между собой изначальной связью. Эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова. Единицей, отражающей в наипростейшем виде единство мышления и речи, является значение слова.
Введение 2
1. Речевой и интеллектуальный феномен – слово. 3
2. Взаимоотношения языка и мышления. 5
3 Языковое мышление. 7
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Тема
« Единство мышления и речи»
Введение
1. Речевой
и интеллектуальный феномен –
слово.
2. Взаимоотношения
языка и мышления.
3 Языковое
мышление.
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Когда
мы говорим слово "речь " мы предполагаем
- Человека разумного, а человек разумный,
владеющий cловом это - определённый тип
мышления.
В античные времена родилась хорошо нам
известная поговорка - " Кто ясно мыслит
- тот ясно излагает ". Индивидуально
изложенная мысль с помощью слов языка
- это речь человека, в которой, как в глади
зеркальной воды отражены его мысли, уровень
мышления, а уровень изложения, как образ,
форма и отражение находятся вместе и
одно проектирует другое.
В речи раскрывается способность человека
видения частного и целого, мыслительных
процессов анализа и синтеза. Способность
передать свою мысль и выразить свои ощущения,
связанные с этой мыслью через слова, предполагает
определённый уровень развития мыслительных
процессов, а так же определённый уровень
развития психофизических данных человека,
накопленный им индивидуальный чувственно
духовный опыт.
Речь человека, как и мышление неповторимы,
хотя и строятся на одном и том же материале
- мыслительных процессах и языке.
С помощью речи и мышления строятся
картины видения этого мира.
Начиная от зарождения языка и речи, отражённой
человеком в летописях, дошедших до нас
в памятниках древности, мы видим параллели
проходящие между словом, языком, речью,
мышлением, сознанием, уровнем постижения
духа, души, разума, отражающие постижение
человеком мира и себя в этом мире. Мы могли
бы провести параллели между рождением
и ростом культуры человечества и человека,
поскольку только человеку принадлежит
понятие - культура. В том понимании духовности,
творческого процесса, постижения и раскрытия
себя, которое мы вкладываем в это слово.
1. Речевой
и интеллектуальный феномен – слово.
Мысль и слово не связанны между собой изначальной связью. Эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова. Единицей, отражающей в наипростейшем виде единство мышления и речи, является значение слова. Значение слова это такое далее неразложимое единство обоих процессов, о котором нельзя сказать, что оно представляет собой: феномен речи или феномен мышления. Слово, лишенное значения, не есть слово, оно есть звук пустой. Следовательно, значение есть необходимый, конституирующий признак самого слова. Таким образом, значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом. Исследование раскрыло, что значения слов развиваются. У ребенка развитие значения слова может сводиться только к чисто внешним и количественным изменениям ассоциативных связей, объединяющих слово и значение, к обогащению и закреплению этих связей. В функционировании речевого мышления у зрелого развитого человека нельзя найти ничего, кроме непрерывного линейного движения в одной плоскости по ассоциативным путям от слова к его значению и от значения к слову. Понимание речи заключается в цепи ассоциаций, возникающих в уме под влиянием знакомых образов слов. Выражение мысли в слове есть обратное движение по тем же ассоциативным путям.
В современной структурной психологии
отношение между мыслью и словом представляется
как простая аналогия, как приведение
к общему структурному знаменателю того
и другого. Слово входит в структуру вещи
и приобретает известное функциональное
значение. Таким образом, связь между словом
и значением представляется как структурная
связь. Значение слова неконстантно. Оно
изменяется в ходе развития ребенка. Оно
изменяется и при различных способах функционирования
мысли. Оно представляет собой динамическое
образование.
Природа его раскрывается прежде всего, в обобщении, которое содержится как основной и центральный момент во всяком слове, ибо всякое слово уже обобщает. Отношение мысли к слову есть, прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно - от слова к мысли. Единство речи есть сложное единство, а не гомогенное и однородное. Смысловая сторона речи развивается от целого к части, от предложения к слову, а внешняя сторона речи идет от части к целому от слова к предложению.
Мысль и слово оказываются с самого начала
вовсе не скроенными по одному образцу,
между ними существует скорее противоречие,
чем согласованность. Речь не служит выражением
готовой мысли. Мысль, превращаясь в речь,
перестраивается и видоизменяется. Мысль
совершается в слове. Поэтому противоположно
направленные процессы развития смысловой
и звуковой сторон речи образуют подлинное
единство именно благодаря противоположной
направленности.
2. Взаимоотношения языка и мышления.
Задолго до рождения научной психологии возникла идея о неразрывной взаимосвязи, взаимопроникновении и функциональном единстве высших можно условно выделить три основные модели взаимоотношения языка и мышления. Согласно первой и наиболее ранней из них, процесс мышления обходится без участия языка, а в языковую форму облекаются только результаты мыслительной и познавательной деятельности (античная философия, Кант, Локк). Во второй модели постулируется идентичность структуры мышления, языка и познаваемого мира (Л. Витгенштейн). Основное положение третьей модели формулируется так: язык и коммуникация выступают как условия возможности любой формы мышления и познания (современная философия языка), форм мышления и речи.
Согласно Л.С. Выготскому, психическое
развитие выражается в поэтапном формировании
не только отдельных функций, но и сложных
отношений между ними, т.е. межфункциональных
связей психики. Результатом развития
и усложнения «отношения мысли к слову»
становится особая психическая функция,
присущая только человеку, - вербальное
/ речевое мышление. Неразложимую единицу
анализа речевого мышления,
сохраняющую все его специфические системные
свойства, Л.С. Выготский усматривал во
внутренней стороне слова - в его значении.
Именно в значении слова, которое долгое
время оставалось скрытым от исследователей,
как другая сторона Луны, и которое несводимо
к простой ассоциативной связи между звуком
речи и представлением, - именно в этой
точке обнаруживается «узел единства»
мышления и речи.
Поскольку значение всегда предполагает
обобщение, т.к. подразумевает не какой-то
единичный предмет, но группу или класс
предметов, то оно представляет собой
явление, одновременно речевое по своей
природе и относящееся к области мышления.
В значении интегрируются две основные
функции речи и достигается «единство
обобщения и общения», мышления и коммуникации.
Специфически человеческие формы общения
опосредованы речью, которая являет собой
не просто манипулирование знаками, но
передачу значений от одного коммуникатора
к другому, что, в свою очередь, требует
особой мыслительной операции - обобщения.
То, что сложные формы понятийного мышления
складываются одновременно со становлением
внутренней речи, что оба эти процесса
протекают в теснейшей взаимосвязи и неотделимы,
невозможны один без другого, давно стало
общепризнанным эмпирическим фактом.
Это лаконично и точно выражено в известном
тезисе Л.С. Выготского: «Мышление есть
«немая» и свернутая внутренняя речь,
тогда как речь - это озвученное мышление».
3 Языковое мышление.
Как реальность и как объект исследования мышление составляет какую-то сторону (элемент) сложного органического целого — всей общественной деятельности человека, или, если брать ýже, его психической деятельности. Мышление неразрывно связано с другими сторонами (элементами) этого целого: с процессами труда, с чувственными, волевыми, эмоциональными процессами, с процессами общения и т.п.; с одними из них — прямо и непосредственно, с другими — косвенно и опосредованно. Отделить мышление от этих других сторон общественной деятельности человека можно только в абстракции. Кроме того, мышление является такой стороной общественной деятельности человека, которая сама по себе недоступна непосредственному восприятию. В то же время знание о мышлении, как и всякое другое знание, возникает и может возникнуть, очевидно, только из чего-то непосредственно данного, непосредственно воспринимаемого. Таким непосредственно данным материалом, на основании которого можно исследовать мышление, служат все внешне выражаемые элементы поведения людей и в первую очередь являются речь и ее продукт — язык. Так же как и мышление, язык составляет какую-то сторону (элемент) общественной деятельности человека и не может быть отделен от ряда других сторон этой деятельности, в частности от мышления и процессов общения: определенные звуки, письменные знаки и движения могут быть и являются знаками языка лишь тогда, когда в них выражены определенные мысли и они служат целям взаимного общения. Мышление не является самостоятельным, непосредственно данным, непосредственно воспринимаемым объектом исследования; оно дано нам прежде всего в языке, или, вернее, нам дан язык, в котором, в частности, осуществляется мышление. Но и язык, с другой стороны, существует только в неразрывной связи с мышлением.
Приступая к исследованию мышления или языка как проявления мышления, мы не можем взять уже в исходном пункте язык и мышление отделенными друг от друга, а должны взять единое, выступающее какой-то своей стороной на поверхность и внутренне еще не расчлененное целое, содержащее в себе язык и мышление в качестве сторон. Мы будем называть это целое «языковым мышлением», подчеркивая тем самым его внутреннюю нерасчлененность. Всякая мысль выражается в языке, всякое языковое проявление есть осуществление мысли. Мышление оказывается не субстанциальным образованием и не атрибутивным свойством какой-либо субстанции, а взаимосвязью особого рода, элементами которой являются знаки языка. В зависимости от характера расчленения при исследовании взаимоотношения языка и мысли, с точки зрения Л.С.Выготского существует несколько направлений:
Первое направление не могли не только решить, но даже поставить правильно вопрос об отношении мысли к слову. Ведь если мысль и слово совпадают, если это одно и то же, никакое отношение между ними не может возникнуть и не может служить предметом исследования, как невозможно представить себе, что предметом исследования может явиться отношение вещи к самой себе.
Второе направление, по мнению Л.С.Выготского,
не дает удовлетворительного решения
проблемы. Разложив речевое мышление на
образующие его элементы, чужеродные по
отношению друг к другу, — на мысль и слово,
исследователи этого второго направления
пытаются затем, изучив чистые свойства
мышления независимо от речи и речь независимо
от мышления, представить себе связь между
тем и другим как внешнюю, механическую
зависимость между двумя различными процессами.
Но с ними, считает Л.С.Выготский, происходит
то же, что произошло бы со всяким человеком,
который в поисках научного объяснения
каких-либо свойств воды
(например, почему вода тушит огонь или почему к воде применим закон Архимеда) прибегнул бы к разложению воды на кислород и водород как к средству объяснения этих свойств. Он с удивлением узнал бы, что водород сам горит, а кислород поддерживает горение, и никогда не сумел бы из свойств этих элементов объяснить свойства, присущие целому. Именно в таком положении, по мнению Л.С.Выготского, оказались представители второго направления: само слово, содержащее в себе (как живая клеточка) в самом простом виде все основные свойства, присущие речевому мышлению в целом, они раздробили на две части — на знак и значение. Но знак языка, оторванный от мысли, теряет все свои специфические свойства, которые только и делают его знаком человеческого языка и выделяют из всех остальных природных процессов и явлений. Точно так же значение, оторванное от материальной, звуковой стороны слова, превращается в чистое представление, в чистый акт чувственности. Специфика мышления исчезает и здесь.