Единство мышления и речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:07, контрольная работа

Описание работы

Мысль и слово не связанны между собой изначальной связью. Эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова. Единицей, отражающей в наипростейшем виде единство мышления и речи, является значение слова.

Содержание

Введение 2
1. Речевой и интеллектуальный феномен – слово. 3
2. Взаимоотношения языка и мышления. 5
3 Языковое мышление. 7
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Основы общей психологии.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Тема  « Единство мышления и речи» 
 

Введение                                                                                                            2

1. Речевой  и интеллектуальный феномен –  слово.                                               3

2. Взаимоотношения языка и мышления.                                                             5                 

3 Языковое  мышление.                                                                                           7

Заключение                                                                                                           13

Список  использованной литературы                                                                 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                   1

Введение

                                                              "Мысль не выражается в слове, но совершается в нём.

                                                               Можно было бы поэтому говорить о становлении

                                                              (единстве бытия и небытия) мысли в слове."

                                                              Л.С.Выготский.

 
       
Когда мы говорим слово "речь " мы предполагаем - Человека разумного, а человек разумный, владеющий cловом это - определённый тип мышления. 
В античные времена родилась хорошо нам известная поговорка - " Кто ясно мыслит - тот ясно излагает ". Индивидуально изложенная мысль с помощью слов языка - это речь человека, в которой, как в глади зеркальной воды отражены его мысли, уровень мышления, а уровень изложения, как образ, форма и отражение находятся вместе и одно проектирует другое. 
В речи раскрывается способность человека видения частного и целого,  мыслительных процессов анализа и синтеза. Способность передать свою мысль и выразить свои ощущения, связанные с этой мыслью через слова, предполагает определённый уровень развития мыслительных процессов, а так же определённый уровень развития психофизических данных человека, накопленный им индивидуальный чувственно духовный опыт. 
Речь человека, как и мышление неповторимы, хотя и строятся на одном и том же материале - мыслительных процессах и языке. 
С помощью  речи и мышления строятся картины видения этого мира.

        Начиная от зарождения языка и речи, отражённой человеком в летописях, дошедших до нас в памятниках древности, мы видим параллели проходящие между словом, языком, речью, мышлением, сознанием, уровнем постижения духа, души, разума, отражающие постижение человеком мира и себя в этом мире. Мы могли бы провести параллели между рождением и ростом культуры человечества и человека, поскольку только человеку принадлежит понятие - культура. В том понимании духовности, творческого процесса, постижения и раскрытия себя, которое мы вкладываем в это слово. 
                                                                                                                                   2

1. Речевой  и интеллектуальный феномен – слово. 

         Мысль  и  слово  не  связанны  между  собой  изначальной  связью. Эта  связь  возникает, изменяется  и  разрастается  в  ходе  самого  развития  мысли  и  слова. Единицей, отражающей  в  наипростейшем  виде  единство  мышления  и  речи, является  значение  слова. Значение  слова  это  такое  далее  неразложимое  единство  обоих  процессов, о  котором  нельзя  сказать, что  оно  представляет  собой: феномен  речи  или  феномен  мышления. Слово, лишенное  значения, не  есть  слово, оно  есть  звук  пустой. Следовательно, значение  есть  необходимый,  конституирующий  признак  самого  слова. Таким  образом, значение  слова  оказывается  одновременно  речевым  и  интеллектуальным  феноменом. Исследование  раскрыло, что  значения  слов  развиваются. У  ребенка  развитие  значения  слова  может  сводиться  только  к  чисто  внешним  и  количественным  изменениям  ассоциативных  связей, объединяющих  слово  и  значение, к  обогащению  и  закреплению  этих  связей. В  функционировании  речевого  мышления  у  зрелого  развитого  человека  нельзя  найти  ничего, кроме  непрерывного  линейного  движения  в  одной  плоскости  по  ассоциативным  путям  от  слова  к  его  значению  и  от  значения  к  слову. Понимание  речи  заключается  в  цепи  ассоциаций, возникающих  в  уме  под  влиянием  знакомых  образов  слов. Выражение  мысли  в  слове  есть  обратное  движение  по  тем  же  ассоциативным  путям.

        В  современной  структурной  психологии  отношение  между  мыслью  и  словом  представляется  как  простая аналогия, как  приведение  к  общему  структурному  знаменателю  того  и  другого. Слово  входит  в  структуру  вещи  и  приобретает  известное  функциональное  значение. Таким  образом, связь  между  словом  и  значением  представляется  как  структурная  связь. Значение  слова  неконстантно. Оно  изменяется  в  ходе  развития  ребенка. Оно  изменяется  и  при  различных  способах  функционирования  мысли. Оно  представляет  собой  динамическое  образование.                                     3

 Природа  его  раскрывается  прежде  всего,  в  обобщении, которое  содержится  как  основной  и  центральный  момент  во  всяком  слове, ибо  всякое  слово  уже  обобщает.   Отношение  мысли  к  слову  есть,  прежде  всего  не  вещь, а  процесс, это  отношение  есть  движение  от  мысли  к  слову  и  обратно - от  слова  к  мысли. Единство  речи  есть  сложное  единство, а  не  гомогенное  и  однородное. Смысловая  сторона  речи развивается  от  целого  к  части, от  предложения  к  слову, а  внешняя  сторона  речи  идет от части к целому от слова к предложению.

        Мысль  и  слово  оказываются  с  самого  начала  вовсе  не  скроенными  по  одному  образцу, между  ними  существует  скорее  противоречие, чем  согласованность. Речь  не  служит  выражением  готовой  мысли. Мысль, превращаясь  в  речь, перестраивается  и  видоизменяется. Мысль  совершается  в  слове. Поэтому  противоположно  направленные  процессы  развития  смысловой  и  звуковой  сторон  речи  образуют  подлинное  единство именно благодаря противоположной направленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                   4

2. Взаимоотношения языка и мышления.

                                                                  «Мыслить - значит говорить с самим собой...

                                                             значит внутренне (через репродуктивное воображение)

                                                             слышать себя самого» (И. Кант).

        Задолго до рождения научной психологии возникла идея о неразрывной взаимосвязи, взаимопроникновении и функциональном единстве высших можно условно выделить три основные модели взаимоотношения языка и мышления. Согласно первой и наиболее ранней из них, процесс мышления обходится без участия языка, а в языковую форму облекаются только результаты мыслительной и познавательной деятельности (античная философия, Кант, Локк). Во второй модели постулируется идентичность структуры мышления, языка и познаваемого мира (Л. Витгенштейн). Основное положение третьей модели формулируется так: язык и коммуникация выступают как условия возможности любой формы мышления и познания (современная философия языка), форм мышления и речи.       

        Согласно Л.С. Выготскому, психическое развитие выражается в поэтапном формировании не только отдельных функций, но и сложных отношений между ними, т.е. межфункциональных связей психики. Результатом развития и усложнения «отношения мысли к слову» становится особая психическая функция, присущая только человеку, - вербальное / речевое мышление. Неразложимую единицу анализа речевого мышления, сохраняющую все его специфические системные свойства, Л.С. Выготский усматривал во внутренней стороне слова - в его значении. Именно в значении слова, которое долгое время оставалось скрытым от исследователей, как другая сторона Луны, и которое несводимо к простой ассоциативной связи между звуком речи и представлением, - именно в этой точке обнаруживается «узел единства» мышления и речи.                                                                                 5

        Поскольку значение всегда предполагает обобщение, т.к. подразумевает не какой-то единичный предмет, но группу или класс предметов, то оно представляет собой явление, одновременно речевое по своей природе и относящееся к области мышления. В значении интегрируются две основные функции речи и достигается «единство обобщения и общения», мышления и коммуникации. Специфически человеческие формы общения опосредованы речью, которая являет собой не просто манипулирование знаками, но передачу значений от одного коммуникатора к другому, что, в свою очередь, требует особой мыслительной операции - обобщения. То, что сложные формы понятийного мышления складываются одновременно со становлением внутренней речи, что оба эти процесса протекают в теснейшей взаимосвязи и неотделимы, невозможны один без другого, давно стало общепризнанным эмпирическим фактом. Это лаконично и точно выражено в известном тезисе Л.С. Выготского: «Мышление есть «немая» и свернутая внутренняя речь, тогда как речь - это озвученное мышление». 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                   6

3 Языковое  мышление.

        Как реальность и как объект исследования мышление составляет какую-то сторону (элемент) сложного органического целого — всей общественной деятельности человека, или, если брать ýже, его психической деятельности. Мышление неразрывно связано с другими сторонами (элементами) этого целого: с процессами труда, с чувственными, волевыми, эмоциональными процессами, с процессами общения и т.п.; с одними из них — прямо и непосредственно, с другими — косвенно и опосредованно. Отделить мышление от этих других сторон общественной деятельности человека можно только в абстракции. Кроме того, мышление является такой стороной общественной деятельности человека, которая сама по себе недоступна непосредственному восприятию. В то же время знание о мышлении, как и всякое другое знание, возникает и может возникнуть, очевидно, только из чего-то непосредственно данного, непосредственно воспринимаемого. Таким непосредственно данным материалом, на основании которого можно исследовать мышление, служат все внешне выражаемые элементы поведения людей и в первую очередь являются речь и ее продукт — язык. Так же как и мышление, язык составляет какую-то сторону (элемент) общественной деятельности человека и не может быть отделен от ряда других сторон  этой деятельности, в частности от мышления и процессов  общения: определенные звуки, письменные знаки и движения могут быть и являются знаками языка лишь тогда, когда в них выражены определенные мысли и они служат целям взаимного общения.  Мышление не является самостоятельным, непосредственно данным, непосредственно воспринимаемым объектом исследования; оно дано нам прежде всего в языке, или, вернее, нам дан язык, в котором, в частности, осуществляется мышление. Но и язык, с другой стороны, существует только в неразрывной связи с мышлением.

                                                                                                                                  7

        Приступая к исследованию мышления или языка как проявления мышления, мы не можем взять уже в исходном пункте язык и мышление отделенными друг от друга, а должны взять единое, выступающее какой-то своей стороной на поверхность и внутренне еще не расчлененное целое, содержащее в себе язык и мышление в качестве сторон. Мы будем называть это целое «языковым мышлением», подчеркивая тем самым его внутреннюю нерасчлененность. Всякая мысль выражается в языке, всякое языковое проявление есть осуществление мысли. Мышление оказывается не субстанциальным образованием и не атрибутивным свойством какой-либо субстанции, а взаимосвязью особого рода, элементами которой являются знаки языка. В зависимости от характера расчленения при исследовании взаимоотношения языка и мысли, с точки зрения Л.С.Выготского существует несколько направлений:

        Первое направление не могли не только решить, но даже поставить правильно вопрос об отношении мысли к слову. Ведь если мысль и слово совпадают, если это одно и то же, никакое отношение между ними не может возникнуть и не может служить предметом исследования, как невозможно представить себе, что предметом исследования может явиться отношение вещи к самой себе.

        Второе направление, по мнению Л.С.Выготского, не дает удовлетворительного решения проблемы. Разложив речевое мышление на образующие его элементы, чужеродные по отношению друг к другу, — на мысль и слово, исследователи этого второго направления пытаются затем, изучив чистые свойства мышления независимо от речи и речь независимо от мышления, представить себе связь между тем и другим как внешнюю, механическую зависимость между двумя различными процессами. Но с ними, считает Л.С.Выготский, происходит то же, что произошло бы со  всяким человеком, который в поисках научного объяснения каких-либо свойств воды                                                                                                            8

(например, почему вода тушит огонь или  почему к воде применим закон  Архимеда) прибегнул бы к разложению  воды на кислород и водород  как к средству объяснения  этих свойств. Он с удивлением  узнал бы, что водород сам горит,  а кислород поддерживает горение, и никогда не сумел бы из свойств этих элементов объяснить свойства, присущие целому. Именно в таком положении, по мнению Л.С.Выготского, оказались представители второго направления: само слово, содержащее в себе (как живая клеточка) в самом простом виде все основные свойства, присущие речевому мышлению в целом, они раздробили на две части — на знак и значение. Но знак языка, оторванный от мысли, теряет  все свои специфические свойства, которые только и делают его знаком человеческого языка и выделяют из всех остальных природных процессов и явлений. Точно так же значение, оторванное от материальной, звуковой стороны слова, превращается в чистое представление, в чистый акт чувственности. Специфика мышления исчезает и здесь.

Информация о работе Единство мышления и речи