Духовно-нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
1.1. Сущность и природа нравственности
1.2. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников
Глава 2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников
2.3. Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе
2.4. Анализ и обсуждение результатов
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

дух.-нрав.воспитание..doc

— 237.50 Кб (Скачать)

В  ходе  беседы  важно  выявить  и  сопоставить  все  точки  зрения.  Ничье  мнение  не  может  быть  проигнорировано,  это  важно  со  всех  точек  зрения  –  объективности,  справедливости,  культуры  общения.

Правильное  руководство  этической  беседой  заключается  в  том,  чтобы  помочь  воспитанникам  самостоятельно  прийти  к  правильному  выводу.  Для  этого воспитателю  нужно  уметь  смотреть  на  события  или  поступки  глазами  воспитанника,  понимать  его  позицию  и  связанные  с  ней  чувства[5,98].

В  начальной  школе  этическая  беседа  имеет  простую  структуру.  Здесь предпочтителен  индуктивный  путь:  от  анализа  конкретных  фактов,  их  оценки до  обобщения  и  самостоятельного  вывода.

Пример  –  воспитательный  метод  исключительной  силы.  Его  воздействие основывается  на  известной  закономерности:  явления,  воспринимаемые  зрением, быстро  и  без  труда  запечатлеваются  в  сознании,  потому  что  не  требуют  ни  раскодирования,  ни  перекодирования,  в  котором  нуждается  любое  речевое  воздействие.  Пример  действует  на  уровне  первой  сигнальной  системы,  а  слово  –  второй.  Пример  дает  конкретные  образцы для подражания  и тем самым активно формирует сознание,  чувства,  убеждения,  активизирует  деятельность.  Когда говорят о примере,  подразумевают,  прежде  всего,  пример  живых конкретных  людей – родителей,  воспитателей,  друзей.  Но  большую  воспитательную  силу  имеет  и  пример  героев  книг,  фильмов,  исторических  деятелей,  выдающихся ученых[8,25].

Психологической  основой  примера  служит  подражательность.  Благодаря  ей  люди  овладевают  социальным  и  нравственным  опытом.  Не  всегда  подражательность  имеет непосредственный  характер,  часто мы  ее  наблюдаем в опосредованной  форме – это не  механический  процесс,  не  автоматическое  перенесение черт,  качеств,  опыта определенной  личности,  не  простое повторение  и  отражение.  Подражательность  –  деятельность  индивида.  Иногда  очень  трудно  определить  черту,  где  заканчивается  подражание  и  где  начинается  творчество.  Часто творчество  и  проявляется  в  особенном,  своеобразном  подражании[8,36].

Младшие  школьники  подражают  тем,  кто  оказывает  на  них  наиболее сильное  впечатление.  Согласно  данным  психологов,  неизменную  симпатию  младших  школьников  вызывают  люди  смелые,  волевые,  находчивые,  обладающие  большой  физической  силой,  стройной  фигурой,  приятной  манерой  общаться,  правильными  чертами  лица.  При  выборе  моральных  примеров,  учитывая  эти  закономерности  восприятия  личности,  следует  добиваться  того,  чтобы  носители  добрых  начал  были  приятны  и  симпатичны, а носители  пороков вызывали  неприязнь.  При отсутствии  такого  соответствия  нужны специальные меры  по  их  обеспечению.  Высоконравственный,  но  малосимпатичный персонаж  уместно при случае  наделить  характеристиками  и оценками,  ослабляющими  вызываемое  им  чувство  неприязни,  а  порочного,  но  полюбившегося  детям  «героя»  суметь  доходчиво  и  доказательно  развенчать.  Столь  же  важно  предупреждать  возможные  случаи  появления  пассивно-созерцательных  идеалов.  Они  служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной  мечтательности.

Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном.

Естественно,  что  воспитание  зависит  и  от  личного  примера  воспитателя,  его  поведения,  отношения  к  воспитанникам,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Известно,  что  для  большинства  младших  школьников  авторитет  учителя  абсолютен,  они  готовы  подражать  ему  во  всем.  Но  сила  положительного  примера  наставника  увеличивается,  когда  он  своей  личностью,  своим  авторитетом  действует  систематически  и  последовательно.  Кроме  того,  сила  положительного  воздействия  педагога  будет  возрастать  и  тогда,  когда  воспитанники  убедятся,  что  между  его  словом  и  делом  нет  расхождений,  ко  всем  он  относится  ровно  и  доброжелательно.

В  педагогической  литературе  описывается  и  такой  метод  формирования  сознания  личности,  как  диспут.  Он  представляет  собой  живой  горячий  спор  на  какую-то  тему,  волнующую  воспитанников.  Диспуты  ценны  тем,  что  убеждения,  мотивы  вырабатываются  при  столкновении  и  сопоставлении  различных  точек  зрения.  Этот  метод  сложный,  используется  в  основном  в  средних  и  старших  классах.  В  начальной  школе  его  можно  использовать  как  прием,  например,  в  этической  беседе.

Нужно  отметить,  что  в  реальных  условиях  педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных»  средств,  а  гармонично  организованная  их  система. Разумеется,  на  каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может  применяться  в  более  или  менее  изолированном  виде.  Но  без  соответственного  подкрепления  другими  методами,  без  взаимодействия  с  ними  он  утрачивает  свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели.

 

 

 

Глава 2. Изучение  уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников

2.1 Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и  горя. Способность радоваться жизни  и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции  и после, пытаются воспитать физически  здоровую душу, наполненную   духовной энергией,  интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.

Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у  второклассников — четвероклассников  в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких"). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Саша Белый. ". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и хорошая работа".

В представлениях детей о главных  человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию").

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений  между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных  и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в  школьную жизнь, является психологическая  готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация  совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.

В школе могут проводится  праздники:

сентябрь (День знаний);

октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники);

ноябрь (Дни духовности и культуры);

декабрь (Крещенские чтения);

январь (Рождество Христово);

февраль (Неделя патриотической песни);

март (Неделя малышей);

апрель (Пасха);

май (День славянской письменности).

Хочется поделиться опытом проведения классного часа, который проходил в 4 «а» классе СОШ №11.. Его тема — “Мир человеческих отношений”. Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков “Что? Где? Когда?”. Классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.

На классной доске помещен рисунок  с изображением совы — символа  мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья.

Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет  капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:

Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.

Что вы можете сказать  о таких мальчиках?

В автобусе тесно, все  едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит  на тех, кто стоит.

Как должна была поступить  Оля?

После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который  прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ.

В одном из конвертов  было сразу три вопроса — это  означало блицтурнир. В другом конверте была команда — провести музыкальную  паузу, которую мы с удовольствием  провели, танцуя вальс (мальчики приглашали девочек).

А в конце викторины была прочитана  статья Л. Н. Толстого “Беседы с детьми по нравственным вопросам”.

 Такая форма проведения  разнообразила традиционные классные  часы и вызывала активность  даже у пассивных ребят.

Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”.

Интересно можно проводить предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции и выпечка пирогов.

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание