Страх,
беспокойство у детей могут вызвать
постоянно испытываемые матерью
нервно-психические перегрузки вследствие
вынужденной или преднамеренной
подмены семейных ролей (прежде всего
роли отца). Так, мальчики и девочки боятся
чаще, если считают главной в семье мать,
а не отца. Работающая и доминирующая в
семье мать часто беспокойна и раздражительна
в отношениях с детьми, вызывая у них ответные
реакции беспокойства. Доминирование
матери также указывает на недостаточно
активную позицию и авторитет отца в семье,
что затрудняет общение с ним мальчиков
и увеличивает возможность передачи беспокойства
со стороны матери. Если мальчики 5-7 лет
в воображаемой игре «Семья» выбирают
роль не отца, как это делают большинство
их сверстников, а матери, то страхов у
них больше.
Беспокойство
у эмоционально чувствительных детей
первых лет жизни возникает и
вследствие стремления некоторых матерей
как можно раньше выйти на работу,
где сосредоточена основная часть их интересов.
Эти матери испытывают постоянное внутреннее
противоречие из-за борьбы мотивов, желания
одновременно успеть на двух фронтах.
Они рано отдают детей в дошкольные детские
учреждения, на попечение бабушек, дедушек,
других родственников, нянь и недостаточно
учитывают их эмоциональные запросы.
Наиболее
чувствительны к конфликтным
отношениям родителей дети-дошкольники.
Если они видят, что родители часто
ссорятся, то число их страхов выше,
чем когда отношения в семье
хорошие. Девочки более эмоционально ранимо,
чем мальчики, воспринимают отношения
в семье. При конфликтной ситуации девочки
чаще, чем мальчики, отказываются выбирать
роль родителя того же пола в воображаемой
игре «Семья», предпочитая оставаться
сами собой. Тогда мать может надолго потерять
свой авторитет у дочери. Заслуживает
внимание обнаружение у детей-дошкольников
из конфликтных семей более частых страхов
перед животными (у девочек), стихией, заболеванием,
заражением и смертью, а также страхов
кошмарных снов и родителей (у мальчиков).
Все эти страхи являются своеобразными
эмоциональными откликами на конфликтную
ситуацию в семье [19, с.62 ].
У
девочек не только больше страхов, чем
у мальчиков, но и их страхи более
тесно связаны между собой, то
есть в большей степени влияют друг
на друга как в дошкольном, так и в школьном
возрасте. Другими словами, страхи у девочек
более прочно связаны с формирующейся
структурой личности, и прежде всего с
ее эмоциональной сферой. Как у девочек,
так и у мальчиков интенсивность связей
между страхами наибольшая в 3-5 лет. Это
возраст, когда страхи «цепляются друг
за друга» и составляют единую психологическую
структуру беспокойства. Поскольку это
совпадает с интенсивным развитием эмоциональной
сферы личности, то можно предполагать,
что страхи в данном возрасте наиболее
скреплены и мотивированы.
Максимум
страхов наблюдается в 5-8 лет, при
уменьшении интенсивности связей между
страхами, но страх при этом более
сложно психологически мотивирован
и несет в себе больший познавательный
заряд. Как известно, эмоциональное развитие
в основных чертах заканчивается к 6 годам,
когда эмоции уже отличаются известной
зрелостью и устойчивостью. Начиная, с
5 лет на первый план выходит интеллектуальное
развитие, в первую очередь мышление (вот
почему во многих странах с этого возраста
начинается обучение в школе). Ребенок
в большей степени, чем раньше, начинает
понимать, что способно причинить ему
вред, чего следует бояться, избегать.
Следовательно, в возрасте наиболее часто
выявляемых страхов, то есть в старшем
дошкольном возрасте, можно уже говорить
не только об эмоциональной, но и о рациональной
основе страхов как новой психической
структуре формирующейся личности [18,
с.98 ].
На
количество страхов оказывает влияние
состав семьи. У девочек и мальчиков
старшего дошкольного возраста число
страхов заметно выше в неполных семьях,
что подчеркивает особую чувствительность
этого возраста к разрыву отношений между
родителями. Именно, в 5-7 лет дети в наибольшей
степени стремятся идентифицировать себя
с родителем того же пола, то есть мальчики
хотят быть во всем похожими на наиболее
авторитетного для них в эти годы отца,
как представителя мужского пола, а девочки
-- на свою мать, что придает им уверенность
в общении со сверстниками своего пола.
Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность
им и чрезмерно опекающее, замещающее
отношение матери ведут к несамостоятельности,
инфантильности и страхам, то у девочек
нарастание страхов зависит скорее от
самого факта общения с беспокойной, лишенной
опоры матерью.
Наиболее
подвержены страху единственные дети
в семье как эпицентр родительских забот
и тревог. Единственный ребенок находится,
как правило, в более тесном эмоциональном
контакте с родителями и легче перенимает
их беспокойство. Родители, нередко охваченные
тревогой не успеть что-либо сделать для
развития ребенка, стремятся максимально
интенсифицировать и интелектуализировать
воспитание, опасаясь, что их чадо не будет
соответствовать непомерно высоким в
их представлении социальным стандартам.
В результате у детей возникают внушенные,
зачастую необоснованные страхи не соответствовать
чему-либо, быть непризнанным кем-либо.
Нередко они не могут справиться со своими
переживаниями и страхами и ощущают себя
несчастными в своем «счастливом» детстве.
Возраст
родителей также имеет немаловажное
значение для возникновения страхов у
детей. Как правило, у молодых, эмоционально
непосредственных и жизнерадостных родителей
дети менее склонны к проявлениям беспокойства
и тревоги. У «пожилых» родителей (после
30 и особенно после 35 лет) дети более беспокойны,
что отражает преимущественно тревожность
матери, поздно вышедшей замуж и долго
не имевшей детей. Неудивительно развитие
«поздних» детей под знаком чрезмерных
забот и беспокойств. Впитывая как губка,
тревогу родителей, они рано обнаруживают
признаки беспокойства, перерастающего
затем в инфантильность и неуверенность
в себе. Если же состояние тревоги повторяется
часто и в самых разных ситуациях, (при
ответе у доски, общении с незнакомыми
взрослыми и т.д.), то следует говорить
о тревожности [19, с.203 ].
3.
Способы коррекции детских
страхов.
Коррекция
представляет собой особую форму
психолого-педагогической деятельности,
направленной на создание наиболее благоприятных
условий для оптимизации психического
развития личности ребенка, оказание ему
специальной психологической помощи [16,
с.166].
В
настоящее время термин "психологическая
коррекция" достаточно широко и активно
используется в практике работы, как
школы, так и дошкольных учреждений.
А между тем, возникнув в дефектологии,
он применялся первоначально в отношении
лишь аномального развития. Расширение
сферы приложения данного понятия ряд
ученых связывает с развитием прикладной
детской психологии, с новыми социальными
задачами по отношению к подрастающему
поколению.
Д.Б.
Эльконин подразделял коррекцию
в зависимости от характера диагностики
и направленности на следующие формы,
такие как симптоматическую и
каузальную. Первая направлена непосредственно
на устранение симптомов отклонения
в развитии, вторая - на ликвидацию причин
и источников этих отклонений. В работе
педагога и практического психолога используются
обе формы коррекционной деятельности.
И все же очевиден приоритет, особенно
в дошкольном периоде, каузальной коррекции,
когда основные коррекционные действия
концентрируются на действительных источниках,
порождающих отклонения. Важно иметь в
виду, что внешне одни и те же симптомы
отклонений могут иметь совершенно различные
природу, причины, структуру. Поэтому,
если мы хотим добиться успеха в коррекционной
деятельности, будем исходить из психологической
структуры нарушений и их генезиса.
Успех
в коррекционной деятельности в
значительной степени определяется
тем, какие положения, принципы положены
в основу ее. К таковым относят
прежде всего, принцип единства диагностики
и коррекции, согласно Д.Б. Эльконин, и
И.В. Дубровина и др., принцип "нормативности"
развития, принцип коррекции "сверху
вниз", принцип системности развития,
деятельностный принцип коррекции, принцип
активного вовлечения в коррекционную
работу родителей и других значимых для
ребенка лиц, так полагают учёные Г.В. Бурменская,
О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.
Особенно
широко в коррекционной работе используется
ведущая деятельность детей. В дошкольном
возрасте - это игра в различных ее разновидностях
(сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация,
режиссерская). Ее успешно применяют как
для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений
с окружающими, так и для коррекции познавательных,
эмоциональных, волевых процессов общения.
Игра безоговорочно признана универсальной
формой коррекции в дошкольном периоде.
Опора на игровые, значимые для дошкольника
мотивы в коррекционных занятиях делает
их особо привлекательными и способствует
успеху в коррекции.
Коррекция посредством рисования и лепки.
Рисование - творческий акт, позволяющий
детям ощутить радость свершений, способность
действовать по наитию, быть собой, выражая
свободно свои чувства и переживания,
мечты и надежды. Рисование, как и игра,
- это не только отражение в сознании детей
окружающей действительности, но и ее
моделирование, выражение отношения к
ней. Поэтому через рисунки можно лучше
понять интересы детей, их глубокие, не
всегда раскрываемые переживания и учесть
это при устранении страхов. Рисование
предоставляет естественную возможность
для развития воображения, гибкости и
пластичности мышления. Действительно,
дети, которые любят рисовать, отличаются
большей фантазией, непосредственностью
в выражении чувств и гибкостью суждений.
Они легко могут представить себя на месте
того или иного человека или персонажа
рисунка и выразить свое отношение к нему,
поскольку это же происходит каждый раз
в процессе рисования. Последнее как раз
и позволяет использовать рисование в
терапевтических целях. Рисуя, ребенок
дает выход своим чувствам и переживаниям,
желаниям и мечтам, перестраивает свои
отношения в различных ситуациях и безболезненно
соприкасается с некоторыми пугающими,
неприятными и травмирующими образами.
Как
для выработки иммунитета от инфекционных
болезней вводится живая, но ослабленная
вакцина, стимулирующая развитие здоровых,
защитных сил организма, так и повторное
переживание страха при отображении на
рисунке приводит к ослаблению его травмирующего
звучания.
Отождествляя
себя с положительными и сильными,
уверенными в себе героями, ребенок
борется со злом: отрубает дракону голову,
защищает близких, побеждает врагов и
т. д. Здесь нет места бессилию, невозможности
постоять за себя, а есть ощущение силы,
геройства, то есть бесстрашия и способности
противостоять злу и насилию.
Рисование
неотрывно от эмоций удовольствия,
радости, восторга, восхищения, даже гнева,
но только не страха и печали.
Рисование,
таким образом, выступает как
способ постижения своих возможностей
и окружающей действительности, моделирования
взаимоотношений и выражения
эмоций, в том числе и отрицательных,
негативных. Однако это не означает, что
активно рисующий ребенок ничего не боится,
просто у него уменьшается вероятность
появления страхов, что само по себе имеет
немаловажное значение для его психического
развития. К сожалению, некоторые родители
считают игру и рисование несерьезным
делом и односторонне заменяют их чтением
и другими интеллектуально более полезными,
с их точки зрения, занятиями. Фактически
же нужно то и другое. Детям с художественными
задатками, эмоциональным и впечатлительным,
как раз и подверженным страхам, нужно
больше игр и рисования. У детей более
рациональных, склонных к аналитическому,
абстрактному мышлению, возрастает удельный
вес интеллектуально-рассудочных занятий,
включая компьютерные игры и шахматы.
Но даже и при так называемой левополушарной
ориентации необходимы как можно большее
разнообразие в играх и рисование для
расширения творческого диапазона и мира
воображения ребенка.
Лепка
- вид пластики - создание скульптурных
произведений из пластичных материалов.
Лепить
- делать сооружения, сооружать из пластического
материала. (Словарь русского языка,
Ожегов С.И.)
Лепка
имеет большое значение для обучения
и воспитания детей дошкольного
возраста. Она способствует развитию
зрительного восприятия, памяти, образного
мышления, привитию ручных умений и навыков,
необходимых для успешного обучения.
Лепка
так же имеет большое значение
в исследовании и коррекции страхов
у детей не только дошкольного
возраста. Лепку как метод коррекции
детских страхов используется преимущественно
в старшем дошкольном возрасте.
Еще
одной специфической чертой лепки
является ее тесная связь с игрой.
Объемность выполненной фигурки
стимулирует детей к игровым
действиям с ней.
В
лепке как и в рисовании
можно использовать те же темы. Например,
на первых занятиях можно детям предложить
выбрать тему самому, то есть предлагается
ребенку действовать по своему желанию,
даже если он ничего не слепит - это все
равно, будет считаться результатом его
деятельности.
На
последующих занятиях воспитатель
предлагает тему сам «хороший человек»,
«родители», как усложнение «слепи всю
семью». Как коррекционный метод используется
«слепи и сломай», целью которого является
преодоление страха с помощью «физического
уничтожения» сделанного. Ребенку предлагается
тема «слепи то, что тебя пугает, или чего
ты боишься», по окончанию лепки ребенку
задается ряд вопросов по сделанной фигуре,
далее предлагается двумя руками фигуру
скомкать в один большой кусок.
Жизнь
без эмоций не возможна. Эмоции, утверждал
знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин,
возникли в процессе эволюции как средство,
при помощи которого живые существа устанавливают
значимость тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей. Понятие
страха разрабатывалось многими исследователями
и имеет разные трактовки. В современном
словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук
мы находим, что страх - аффективно чувственная
эмоция, которая возникает в обстоятельствах
превентивности - угрозы - боязни за свою
социальную или же биологическую экзистенцию
у субъекта. Наиболее полной можно считать
классификацию страхов А.Захарова (приложение
1).
Известно,
что страх является причиной многих
нарушений здоровья в физико-психической
сфере и тем самым - причиной многих
заболеваний: нервных нарушений
в физическом и душевном развитии,
боли в животе, головные боли. Страх сказывается
и на личностном развитии ребёнка, наблюдается
слабая контактируемость с окружающими,
повышенная неуправляемость и агрессивность,
нарушение сна, эмоциональное заторможение,
агрессивность, депрессивные состояния,
речевые расстройства. Мышление теряет
свою гибкость, становится скованным бесконечными
опасностями, предчувствиями и сомнениями.
Восприятие лишается целостности и непосредственности,
уменьшается познавательная активность,
любознательность, любопытство.