Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:48, контрольная работа
Описание работы
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Содержание
Введение 1. Понятие страха. 1.1. Виды страхов. 1.2. Страхи патологического характера. 2. Природа детских страхов. 3. Способы коррекции детских страхов. Заключение Список использованной литературы
В
ситуации социальной нестабильности на
современного ребенка обрушивается
множество неблагоприятных факторов,
способных не только затормозить
развитие потенциальных возможностей
личности, но и повернуть процесс
ее развития вспять. Поэтому большое
внимание проблеме страха уделяется в
работах отечественных психологов и психотерапевтов,
которые отмечают рост числа детей с разнообразными
страхами, повышенной возбудимостью и
тревожностью.
Детские
страхи в той или иной степени
обусловлены возрастными особенностями
и имеют временный характер. Однако те
детские страхи, которые сохраняются длительное
время и тяжело переживаются ребёнком,
говорит о нервной ослабленности малыша,
неправильном поведении родителей, конфликтных
отношениях в семье и в целом являются
признаком неблагополучия. Большинство
причин, как отмечают психологи, лежат
в области семейных отношений, таких как
попустительство, непоследовательность
в воспитании, отрицательное или слишком
требовательное отношение к ребёнку, которое
порождает в нём тревогу и затем формирует
враждебность к миру.
Психика
ребенка отличается обостренной
восприимчивостью, ранимостью, неспособностью
противостоять неблагоприятным
воздействиям. Невротические страхи
появляются в результате длительных
и неразрешимых переживаний или острых
психических потрясений, часто на фоне
болезненного перенапряжения нервных
процессов. Поэтому невротические страхи
требуют особого внимания психологов,
педагогов и родителей, так как при наличии
таких страхов ребенок становится скованным,
напряженным. Его поведение характеризуется
пассивностью, развивается аффективная
замкнутость. В связи с этим остро встает
вопрос ранней диаг-ностики невротических
страхов.
1.
Понятие страха.
Страх
– принадлежит к фундаментальным эмоциям
человека. Страх можно определить как
заостренное аффективное восприятие угрозы
жизни, самочувствия и благополучия человека
[ ], как психическое состояние,
возникающее на основе инстинкта самосохранения
как реакция на действительную или воображаемую
опасность. Страх имеет много причин как
субъективного (мотивация, эмоционально-волевая
устойчивость и др.), так и объективного
порядка (особенности ситуации, сложность
задач, помехи и т. д.). Страх проявляется
как у отдельных лиц, так и у групп, больших
масс. Степень, формы его проявления разнообразны,
но это - область прежде всего индивидуальной
психологии. Существуют различные формы
страха: испуг, боязнь, аффективный страх
- самый сильный. Страх, возникающий из-за
серьезного эмоционального неблагополучия,
может иметь крайние формы выражения (ужас,
эмоциональный шок, потрясение), затяжное,
трудно- преодолимое течение, полное отсутствие
контроля со стороны сознания, неблагоприятное
воздействие на формирование характера,
на отношения с окружающими и приспособление
к внешнему миру [41, с.8].
1.1.
Виды страхов.
Страх
классифицируется:
-
ситуативно и личностно обусловленный;
-
острый;
-
хронический;
-
инстинктивный;
-
социально опосредованный;
-
боязнь и тревожность как состояния
соответствующие страху и тревоге;
-
реальный;
-
воображаемый.
Клинически
страх может быть:
-
навязчивым;
-
сверхценным;
-
невротическим;
-
психотическим. [ ]
Характерная
особенность детских страхов
– легкость появления и реальность.
Задача психолога отграничение «нормальных»
психологически понятных страхов от
страхов имеющих патологический характер.
1.2.
Страхи патологического
характера
Выделено
пять групп синдромов патологического
страха: [ ]
1.
Навязчивые страхи
Возникают
вопреки желанию ребенка, имеют
конкретное содержание, обладают связью
с психотравмирующим событием или
ситуацией. Страх заражения, страх острых
предметов, страх подавиться костью, страх
закрытых помещений, транспорта. У детей
младшего школьного возраста – страх
перед устным ответом у доски.
2.
Страхи со сверхценным содержанием
Чаще
встречается при психогенном заболевании
– неврозе страха. В дошкольном возрасте
– это страх темноты, одиночества, живые
объекты, вызвавшие испуг (собака, ворона,
«черный дядька», бомж и т.д). «Страх школы»
связан со страхом неуспеваемости, наказания
за неуспеваемость и нарушение порядка.
С 10-летнего возраста страх за жизнь и
здоровье.
3.
Бредовые страхи
Дети
дошкольного возраста боятся ветра, шума
воды, теней, скипа, кранов, электрических
лампочек, работающих приборов, незнакомых
людей, персонажей мультфильмов, сказок,
телепередач. Стараются избегать видеть
и не слышать их, не упоминать в разговоре,
прятаться от реальных событий. В более
старшем возрасте могут присоединяться
неразвернутые бредовые идеи, которые
могут встречаться в начальной стадии
шубообразной шизофрении и некоторых
реактивных психозах.
Нозологически
наименее специфичные и проявляющиеся
в виде приступов.
5.
Ночные страхи
Это
состояние выраженного страха и
двигательного возбуждения на фоне
суженного или рудиментарного сумеречного
помрачения сознания. Ночные страхи можно
подразделить на страхи сверхценого содержания,
бредовые, психопатологически недифференцированные
и параксизмальные ночные страхи.
Задача
психолога отграничение «нормальных»
психологически понятных страхов от страхов
имеющих патологический характер.
2.
Причины детских
страхов.
Большинство
детей, начиная с 3-летнего возраста
боятся: оставаться одни в комнате,
квартире; нападения бандитов; заболеть,
заразиться; умереть; смерти родителей;
каких-то людей; папу или маму, наказания;
сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей
и т. п.), опоздания в детский сад; страшных
снов; некоторых животных "(волк, собака,
змея, паук и т. п.); транспорта (машина,
поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины;
замкнутого пространства; воды; огня; пожара;
крови; уколов; врачей; боли неожиданных
резких звуков. Среднее число страхов
у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее
чувствительны к страхам дети 6-7-летнего
возраста [10, с.11 ].
Психологи и психиатры Л.А. Петровская,
Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали,
что одной из самых распространенных причин
появления детских страхов является неправильное
воспитание ребенка в семье, сложные семейные
отношения [5, с.22]. Так, представители различных
теоретических направлений в психологии
и педагогике, сходятся в признании негативного
влияния нарушенных внутрисемейных отношений
на психическое развитие ребенка. Среди
причин формирования и развития различных
патологических черт характера и невротических
симптомов, лежащих в области семьи, выделяют
следующие: внутрисемейные конфликты;
неадекватные воспитательские позиции
родителей; нарушение контакта ребенка
с родителями вследствие распада семьи
или долгого отсутствия одного из родителей;
ранняя изоляция ребенка от семейного
окружения; личностные характеристики
родителей и некоторые другие. Неадекватное
родительское поведение приводит к разрушению
эмоционального контакта с окружением,
что в отечественной психологии рассматривается
в качестве одного из механизмов формирования
и развития личностных аномалий.
Необходимо
отметить, что боязливость и страх
в дошкольном возрасте не являются
устойчивой чертой характера и относительно
обратимы при адекватном к ним
подходе со стороны взрослых. Тем
не менее, важность активной работы с
детскими страхами обусловлена тем, что
сам по себе страх способен оказывать
патогенное влияние на развитие различных
сфер личности. К.Д. Ушинский отмечал, что
именно страх способен спровоцировать
человека на низкий поступок, изуродовать
его морально и убить душу [5, с.26 ].
Истоки
тревожности следует искать в
раннем детстве [10, с.26 ]. Уже на втором
году жизни она может возникнуть
как результат неправильного
воспитания. Ребенок боится потерять
мать из поля зрения и в прямом смысле
слова держится за ее юбку. Он постоянно
ожидает какого-либо страшного «события»:
внимательно вглядывается в лица незнакомых
людей, не подпускает к себе посторонних,
прячется за мать, плачет при резких звуках,
боится заводных игрушек, а также игрушек
мычащих, пищащих, шуршащих. Особый страх
могут вызвать игрушки прыгающие, хлопающие
крыльями, с загорающимися глазами, маски,
передающие характерные эмоциональные
состояния (боль, страх, сарказм), а также
имеющие утрированные части лица (большие
глаза, растянутый зубастый рот, высунутый
язык, большой нос, неестественно торчащие
уши и т.п.). Как уже отмечалось, для детей
второго года жизни характерна обостренная
ориентировочная реакция на новизну. Эмоционально
отрицательные впечатления раннего детства
могут стать причиной тревожности и формирования
такой нежелательной черты характера,
как трусость. Взрослые не должны провоцировать
страхи, приводящие к тревожности. Профилактика
тревожности - чуткое, внимательное отношение
к ребенку, охрана его нервной системы.
В
научно-методической литературе выделяются
социально-культурные и психологические
предпосылки развития страха [26, с.44]. По
мере развития психики человека и усложнения
форм его жизни страх приобретал социально
опосредованный характер и выражал все
более психологически тонкую гамму нравственно-этических
чувств и переживаний. Как и человек на
ранних ступенях своего социального развития,
ребенок первых лет жизни боится всего
нового и неизвестного, одушевляет предметы
и сказочные персонажи, опасается незнакомых
животных и верит, что он и его родители
будут жить вечно. У маленьких детей все
реально, следовательно, их страхи также
носят реальный характер. Баба Яга - это
живое существо, обитающее где-то рядом,
а Дядя только и ждет, чтобы забрать их
в мешок, если не будут слушаться родителей.
Только постепенно складывается объективный
характер представлений, когда учатся
различать ощущения, справляться с чувствами
и мыслить абстрактно - логически. Усложняется
и психологическая структура страхов
вместе с приходящим умением планировать
свои действия и предвидеть действия других,
появлением способности к сопереживанию,
чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.
Эгоцентрические,
основанные на инстинкте самосохранения,
страхи дополняются социально опосредованными,
затрагивающими жизнь и благополучие
других, вначале родителей и ухаживающих
за ребенком, а затем и людей вне сферы
его непосредственного общения. Рассмотренный
процесс дифференциации страха в историческом
и личностном аспектах - это путь от страха
к тревоге, о которой можно уже говорить
в старшем дошкольном возрасте и которая
как социально опосредованная форма страха
приобретает особое значение в школьном
возрасте.
В
разных цивилизациях дети в своем
развитии испытывают ряд общих страхов:
в дошкольном возрасте - страх отделения
от матери, страх перед животными, темнотой,
в 6-8 лет - страх смерти. Это служит доказательством
общих закономерностей развития, когда
созревающие психические структуры под
влиянием социальных факторов становятся
основой для проявления одних и тех же
страхов. Насколько будет выражен тот
или иной страх и будет ли он выражен вообще,
зависит от индивидуальных особенностей
психического развития и конкретных социальных
условий, в которых происходит формирование
личности ребенка [10, с.31].
Недостаточная
двигательная и игровая активность,
а также потеря навыков коллективной игры
способствуют развитию у детей беспокойства.
Большинство из них уже не могут с азартом
играть в прятки, «казаки-разбойники»,
лапту и т. д. Отсутствие эмоционально
насыщенных, шумных и подвижных игр существенно
обедняет эмоциональную жизнь, приводит
к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации
психики. В то же время игра была и остается
самым естественным способом изживания
страхов, так как в ней в иносказательной
форме воспроизводятся многие из вызывающих
страх жизненных коллизий. В результате,
чтобы устранить страхи, приходится применять
уже в специально создаваемых условиях
те же игры, в которые могли бы играть,
но не играют современные дети. Не играют
же они не только потому, что живут в большом
построенном для взрослых городе, но еще
и потому, что имеют слишком строгих родителей,
считающих игру баловством и пустым времяпрепровождением.
Кроме того, многие родители опасаются
игр, как черт ладана, так как боятся за
детей, ведь, играя, ребенок всегда может
получить травму, испугаться... Общение
с детьми у постоянно пугающихся родителей
строится преимущественно на абстрактно-отвлеченном,
а не на наглядно-конкретном, образном
уровне. Вследствие этого ребенок учится
безосновательно беспокоиться по поводу
того, что может произойти, а не активно
и уверенно преодолевать различные жизненные
трудности [12, с. 85 ].