Дневник студента-практиканта по учебно ознакомительной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:29, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: изучение специфики работы психологических служб в учреждениях разного типа
Задачи:
1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении следующих курсов: «Введение в психологию» и «Общая психология»; научиться применять эти знания на практике.
2. Познакомить студентов со спецификой работы психолога в учреждениях разного типа.
3. Определение основных характеристик и качеств, необходимых для работы педагогом-психологом.
4. Воспитывать интерес к психологической профессии, стимулировать стремление к саморазвитию студента.
5. Формировать положительное отношение к профессии психолога.

Работа содержит 1 файл

Дневник практики.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Правила поведения  специалиста

1. Думать о своих отношениях с детьми, выстраивать их.

2. При организации педагогического общения исходить не только из педагогических целей и задач, не исключать интересы ребенка.

3. Свою речь акцентуировать на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не ограничиваться только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.

5. Не стройте отношения «сверху вниз», ведь даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях.

6. Постараться понять психологическую атмосферу в детском коллективе

7. Уметь слушать детей.

8. Стремиться ощущать их настроение в процессе общения.

9. Не забывать, что у детей могут быть конфликты и что можно спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

10. Убеждая ребенка  в его ошибках, стараться быть тактичным.

11. Быть инициативным в общении.

12. Избегать штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

13. Преодолевать отрицательное отношение к некоторым детям.

14. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

15. Чаще улыбаться детям.

16. Стараться, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

17. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка их поведения определяет их отношение к вам.

18. Запоминать отношения с каждым ребенком, изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

19. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывать стратегию разговора.

20. Помнить, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.

21. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами.

22. Педагогу-психологу следует обратить внимание на культуру и технику речи.

23. Педагог-психолог должен владеть организаторскими способностями.

24. Опыт актерского влияния может пригодиться педагогу-психологу.

Основные направления  деятельности психолога в средней  школе 

 

I. Работа с учащимися школы

  1. Психолого-педагогическая  диагностика

  2. Коррекционно-развивающая  и консультативная работа

  3. Диспетчерская работа

II. Работа с родителями

  1. Консультирование по вопросам воспитания и психологического развития детей

  2. Информирование  по итогам проведения психологической  диагностики (индивидуальное и  групповое)

  3. Психологическое  просвещение родителей

III. Сотрудничество с  педагогами предметниками и классными руководителями

  1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников

  2. Психологическое  просвещение педагогов

IV. Работа с администрацией 

  1. Консультации по вопросам деятельности психолога

  2. Информирование  по психологическим вопросам

  3. Совместное планирование  деятельности

V. Научно-методическая  и организационно-методическая деятельность  службы

  1. Разработка нового  и адаптация существующего инструментария  деятельности психолога

  2. Осуществление совместной  методической и практической  работы, профессиональная супервизия  сотрудников

 

Содержание работы школьной психологической службы

1. Психологическая работа

Изучение учащихся с  целью обеспечения индивидуального  подхода к ним, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии

2. Диагностическая работа

Выявление причин нарушений  в обучении и воспитании учащихся. Профориентация старшеклассников

3. Коррекционная работа

Устранение отклонений в воспитании и обучении учащихся

4. Консультативная работа

Консультации для администрации  школы, учителей, родителей, учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам  жизненного определения, взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми, самовоспитания.

5. Вспомогательные задачи

6. Организация педагогических  семинаров для психологического  анализа поведения и успеваемости  учащихся, с целью раскрытия индивидуальных  особенностей личности и способностей  учащихся

7. Участие в работе  педагогического совета школы

8. Комплектация библиотеки психолого-педагогической литературой на базе психологического кабинета и библиотеки школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАБЛЮДЕНИЕ  ЗА РАБОТОЙ ПСИХОЛОГА

 

Схема обследования ребенка.

Схема обследования  ребенка  во  всех случаях строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации. Она включает в себя следующее.

1) Проверяется,  не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект,  память, внимание,  уровень развития речи,  моторики). Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной,  Амтхауэра,  Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.

2) Проверяется  обучаемость  ребенка,  сформированность  элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

Используются  различные методики, диагностирующие  уровень развития восприятия,  воображения, памяти, мышления, внимания. Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий,  степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.

Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет  раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить психокоррекционную работу.

3) Анализируются   особенности учебной мотивации  ребенка,  уровень

притязаний, интересы. Используются косвенные методики диагностики мотивации учения: метод наблюдения, свободная беседа с учеником, беседа с родителями, учителями.  Прямые методики:  беседа-интервью, методики "Лесенка уроков", "Лесенка побуждений", сочинение на тему "Моя жизнь в школе". Проективные методики: рисуночная, составление расписания на неделю (С.Я.Рубинштейн), методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда.

Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А.И.Липкиной "Три оценки".

4) Проверяются  учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач. Психолог может  получить  эту  информацию  от учителей по результатам контрольных  срезов.

5) Выясняется  эмоциональный компонент неуспеваемости:

    • как ребенок относится к плохим оценкам;
    • какую получает типичную обратную связь от взрослых;
    • какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;
    • по возможности восстанавливается вся система межличностных  отношений ребенка.

6) Выясняются  типичные виды помощи родителей   ребенку  в  учебной деятельности:

    • кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;
    • анализируется стиль семейного воспитания в целом,  роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).

7) Изучается  предыстория консультируемого:

    • собирается подробный анамнез,  случаи обращения к врачу,  диагноз, как долго и чем лечили;
    • выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка;
    • что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической  консультации.

1) Индивидуальные консультации

Железняк Максим, 4 класс

 Проблема: неадекватное (агрессивное) поведение в школе (может кидать тетради, книги, даже стулья в сверстников).

 Проводилось:

1. Консультация родителей  – беседа.

2. Методики по обследованию: «Мой круг общения» (Т. Ю. Андрушенко), «Дорога жизни», «Кто виноват?»,  опросник Кеттелла, методика ранжирования признаков средовой адаптации (по Овчаровой), проективная методика «Что мне нравится в школе?» (рисуночные тесты), тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Мальчик открытый, доброжелательный в беседе, общительный, участливый. Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, легкость в усвоении новых знаний. Уровень тревожности средний (50%), присутствует чувство одиночества. В классе хотел быть лидером, не признал коллектив. На этой почве конфликтность, агрессия по отношению к сверстникам, учителю. Посещал занятия у психолога «Умение общения». Переведен в другой класс. Стал более спокоен, реже вспышки гнева. Приспосабливается к требованиям разных учителей.

 Рекомендации родителям:

1. Личный пример общения  в семье (без ссор, скандалов).

2. Не допускать высказываний  о своих друзьях, коллегах.

3. Объективно разбираться  в возникновении конфликта, находить  выход.

4. Давать поручения,  самостоятельное выполнение определенных  заданий дома.

5. Занятия спортом,  в любом кружке.

 Горячева Лена, 2 класс

Запрос мамы: невнимательность, большая  отвлекаемость на уроках.

 Проводилось:

1. Консультация с мамой –  беседа.

2. Методики по обследованию познавательных  процессов: тест фонематического  слуха, «Исправь ошибки», таблицы  Шульта, корректорная проба.

 У девочки неустойчивое внимание, тенденция к снижению вниманию, переключение снимания хорошее,  зрительное восприятие снижено.

 Посещает занятия по развитию  внимания, памяти, мышления.

 Рекомендовано маме:

1. Посещать занятия у психолога.

2. Больше уделять времени на дополнительные занятия дома.

3. Интересоваться изучаемым материалом в школе.

4. Еженедельные консультации с учителем и психологом.

 Николаев Алеша, 7 класс

Запрос родителей: навязчивые идеи суицидального характера (выброситься из окна, броситься под машину).

 Проводилось:

1. Консультация с родителями  – беседа.

2. Методики по обследованию: проективная «Волшебный мир», тест  «Незаконченное предложение», рисуночные тесты «Моя семья», «Несуществующие животные».

Ребенок считает, что  его не любят. Мама – главная в семье. Раньше был развод с отцом, и мальчик жил то с мамой, то с бабушкой и дедушкой. Родители помирились. Появился маленький ребенок. Теперь мальчик считает себя ущемленным. К сестренке относится негативно. В отношении со сверстниками – по настроению. Часто возбужденный, трудно успокоить. К сверстникам может быть жестоким. Хочет быть сильным, чтобы в семье было много денег.

Ходит в адаптивную группу. Стал более спокойным, уравновешенным, рассудительным. Навязчивость идей пока не проявлялась.

 Рекомендовано родителям:

1. Больше проявлять внимания к мальчику, показывать (особенно маме), что его любят.

2. Привлекать к помощи по отношению к сестренке (играть, следить за ней и т. д.)

3. Беседовать о добре, добрых поступках. Самим быть добрее по отношению друг к другу (особенно папе).

4. Поощрять дружбу со сверстниками.

 Бухтев Ваня, 4 класс

Запрос родителей: одиночество, необщительность.

 Проводилось:

1. Консультация с родителями  – беседа.

2. Методики по обследованию  отношения к школе: проективные «Моя семья», «Несуществующие животные», «Дорога жизни», «Мой круг общения», тест тревожности, тест Розенцвейга.

 Семья внешне благополучная.  Родители стараются быть больше  с детьми. Устраивают походы, экскурсии.  В семье много животных. Но  мальчик чувствует себя одиноко. Общается с собакой, поверяет ей свои секреты, а не сестре. Очень много читает. Раньше воспитывался у бабушки, д\с не посещал. Со сверстниками не умеет общаться, не уверен в себе. Часто пропускает школу, т. к. часто болеет соматическими заболеваниями.

 Посещал тренинг  общения (10 занятий). Ведет себя  также. Сейчас дружит с таким  же мальчиком, которого не приняли  в коллективе.

Информация о работе Дневник студента-практиканта по учебно ознакомительной практике