Дневник студента-практиканта по учебно ознакомительной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:29, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: изучение специфики работы психологических служб в учреждениях разного типа
Задачи:
1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении следующих курсов: «Введение в психологию» и «Общая психология»; научиться применять эти знания на практике.
2. Познакомить студентов со спецификой работы психолога в учреждениях разного типа.
3. Определение основных характеристик и качеств, необходимых для работы педагогом-психологом.
4. Воспитывать интерес к психологической профессии, стимулировать стремление к саморазвитию студента.
5. Формировать положительное отношение к профессии психолога.

Работа содержит 1 файл

Дневник практики.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Учреждение образования

«Белорусский государственный  университет имени Максима Танка»

Факультет социально-педагогических технологий

 

 

 

 

ДНЕВНИК СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

 

ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ  ПРАКТИКЕ

 

факультета социально-педагогических технологий

учреждения образования «БГПУ им. М. Танка»

 

 

 

Сроки прохождения с 2.04.07 по 16.04.07

 

 

 

 

 

 

Руководитель практики Громова Ирина Алексеевна

 

 

 

 

 

Минск, 2007

Дни недели

(дата)

Направления деятельности

Время работ

Понедельник

2.04.

Знакомство  с базой.

Беседа с  администрацией учреждения.

Знакомство  с сотрудниками социально-психологической  службы.

Перспективное планирование работы на практике.

9.00-11.00

Вторник

3.04.

 Изучение документации психолога.

Знакомство со школьной документацией (классными журналами, личными делами учащихся).

9.00-11.00

Среда

4.04.

Групповое развивающее  занятие

11.00-13.00

Четверг

5.04.

 Индивидуальные консультации

12.00-14.00

Пятница

6.04

Групповое развивающее занятие

11.00-13.00

Суббота

7.04

Методическое время

Обработка и оформление изученных характеристик.

9.00-11.00

Понедельник

9.04.

Социально-психологический  тренинг «Человек в конфликте» 11 кл.

12.00-

14.00

Вторник

10.04.

Индивидуальные консультации

12.00-

14.00

Среда

11.04.

Групповое развивающее  занятие

11.00-

13.00

Четверг

12.04.

Индивидуальные консультации

12.00-

14.00

Пятница

13.04

Групповое развивающее занятие

11.00-

13.00

Суббота

14.04

Методическое время

Обработка и оформление изученных характеристик.

9.00-11.00


1. Цель и задачи практики

 

Цель  практики: изучение специфики работы психологических служб в учреждениях разного типа

 

Задачи:

1. Углубить и закрепить теоретические  знания, полученные при изучении  следующих курсов: «Введение в  психологию» и «Общая психология»;  научиться применять эти знания  на практике.

2. Познакомить студентов со спецификой работы психолога в учреждениях разного типа.

3. Определение основных  характеристик и качеств, необходимых  для работы педагогом-психологом.

4. Воспитывать интерес  к психологической профессии,  стимулировать стремление к саморазвитию студента.

5. Формировать положительное  отношение к профессии психолога.

В процессе психологической  практики студенту необходимо овладеть следующими умениями:

  • Умение проводить наблюдение за работой психолога,
  • Умение выявлять составлять специфические характеристики, необходимые для работы психологом.
  • Проводить анализ документации педагога-психолога.
  • Анализировать и обобщать передовой психологический опыт и личный практический опыт.

 

2.Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике

Учебное заведение, в котором я проходила практику называется средняя школа, которая находится в Учреждение обеспечивает получение базового и среднего образования по типовым и индивидуальным программам, здесь работают разнообразные кружки и клубы по интересам, а также организованы факультативные занятия по многим дисциплинам. В 2006-2007 учебном году здесь обучается 438 детей. Как и во всех школах, здесь есть дети, нуждающиеся в помощи социального педагога и психолога: 4 состоят на внутришкольном учете (ВШУ), 7 учащихся под патронажем органов опеки и попечительства, 9  детей находятся в социальной опасности – дети из неблагополучных семей, есть и дети из группы риска (18).

Отдел психолого-педагогической помощи школы осуществляет диагностику психического развития, отклонений в развитии детей   и подростков, выявляет причины, трудности адаптации учащихся к школе, отклоняющегося поведения детей и подростков; консультации, касающиеся выбора типа школы или учебных классов, формы индивидуального обучения и воспитания, отношений родителей и детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних; проводит индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию поведения и психических процессов несовершеннолетних, психотерапевтическую работу при начальных стадиях психических отклонений у детей и подростков, при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий, оказывает помощь в реадаптации и ресоциализации несовершеннолетних.

 

3.Специфика деятельности педагога-психолога в учреждении образования

 

Должностные обязанности специалиста

 

Свою    деятельность    осуществляет  в   учебно-воспитательных учреждениях  системы  образования:  детских  дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, внешкольных учреждениях,  профессионально-технических,  средних  специальных   и высших    учебных    заведениях,   лицеях,  гимназиях,   учреждениях специального  типа  (для  особо  одаренных  детей,  для   малолетних правонарушителей),  специальных  детских  учреждениях  для  детей  с особенностями        умственного    и    физического       развития, диагностико-реабилитационных    центрах,   детских   оздоровительных комплексах, органах управления образованием и т.д.

Заботится о  психическом здоровье личности, участвует  в создании для  нее  развивающей  психологически  комфортной  среды.   Проводит регулярные    массовые  обследования  с  целью  контроля  за   ходом психического  развития, процессами обучения и воспитания. Определяет лиц,  нуждающихся  в  психологической помощи, осуществляет их учет и контроль.  Проводит  необходимые психолого-педагогические измерения, обработку  результатов,  подготовку  психологических  заключений   и рекомендаций.

Ведет  просветительскую  работу среди детей, учащейся молодежи, родителей,  преподавателей.  Участвует  в  семинарах для психологов.

Ведет    консультационную    работу.    Планирует    и    организует профориентационные  исследования  и  профконсультации.  Обеспечивает психопрофилактическую  работу,  выявляет  лиц,  находящихся  в  зоне психологического   риска.  Оказывает  помощь  семье  в   налаживании микроклимата,    в    эффективном    воспитании  детей,  в   решении внутрисемейных  конфликтов.  Проводит  психокоррекционную  работу  с целью устранения выявленных отклонений.

Осуществляет    работу    по    развитию  способностей   детей, формированию  психологической культуры личности, обучению адекватным взаимоотношениям,  решению деловых и межличностных   конфликтов, оказанию  помощи  в  экстремальных  ситуациях.  Принимает  участие в создании   благоприятного  психологического  климата  в  группах   Ии коллективах.

Проводит  психодиагностическую  работу, участвует в углубленном изучении  детей,  подростков  и  учащейся  молодежи  с  привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.

Занимается  научно-методической работой, формирует  банк данных о достижениях  научной  и  практической  психологии,   психологических обследованиях    педагогов,  детей,  учащихся  и  студентов,   новых методиках    диагностики.    Разрабатывает    и   апробирует   новые диагностические  и  коррекционные  методики  и  программы. Принимает участие  в  психологической  экспертизе педагогических   инноваций, решений,  предложений,  учебников  и  обучающих  программ,  тестовых методик    и    др.   Принимает  участие  в  конкурсных   комиссиях, собеседованиях  при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.

Взаимодействует    с  диагностико-реабилитационными   центрами, региональными  психологическими  службами,  учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.

Отвечает  за  правильность  ведения  документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами.

 

Педагог-психолог должен знать:

 

естественно-научные  основы психологии;

общую,      педагогическую,    социальную,       сравнительную, дифференциальную,    клиническую    психологию,  психофизиологию   и психологию труда, психологию развития личности;

методологию  психологии,  методы  психологии  и  математической обработки результатов исследований, экспериментальную психологию;

психодиагностику,  тестовые  методики,  диагностику  и коррекцию эмоциональных  состояний,  диагностику  и  коррекцию  познавательных процессов,    диагностику   и  коррекцию  межличностных   отношений, диагностику   и  коррекцию  психического  развития,  диагностику   и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;

положение о психологической службе, этический кодекс психолога, нормативные документы об образовании;

юридическую    документацию,  относящуюся  к  правам   ребенка, родителей и педагогов.

 

Педагог-психолог обязан:  
– обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности учащихся;

 
– по мере необходимости проводить  психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности учащихся на протяжении всего периода обучения;

 
– оказывать помощь учащимся в процессе адаптации;

 
– выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности учащихся посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;

 
– оказывать психологическую помощь и поддержку учащимся, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

 
– участвовать в психологической  поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 
– содействовать формированию благоприятного социально – психологического климата  в студенческих и педагогических коллективах;

 
– оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

 
– участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;

 
– содействовать развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости учащихся;

 
– содействовать предупреждению возможных асоциальных действий учащихся, осуществлять коррекцию асоциального поведения учащихся;

 
– повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, учащихся и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний; 
– участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности учащихся;

 
– содействовать творческому развитию одаренных учащихся; 
– консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития учащихся;

 
– консультировать учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

 
– осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;

 
– осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов; 
 
– систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию. 
 
Права педагога-психолога 
 
Педагог-психолог имеет право: 
 
– знакомиться с документацией образовательного учреждения; 
 
– участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации учащихся, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда; 
 
– участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и др. комиссий по вопросам обучения и воспитания учащихся; 
 
– сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития учащихся, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием; 
 
– самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития учебного заведения; 
 
– самостоятельно формировать конкретные задачи работы с учащимися и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ; 
 
– повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы; 
 
– проводить групповые и индивидуальные социально – психологические обследования; 
 
– участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей учащихся и педагогического коллектива; 
 
– участвовать в формировании корпоративной культуры; 
 
– вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления); 
 
– консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности; 
 
– выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации; 
 
– участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности; 
 
– участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления; 
 
– обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением учащихся. 
 
Педагог-психолог несет ответственность за: 
 
– качество используемых методических материалов для психодиагностики, обработку результатов психодиагностики, их анализ и соответствующее использование; 
 
– качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических особенностях учащихов и педагогов; 
 
– создание условий для полноценного развития и самоопределения учащихов, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности; 
 
– своевременное и правильное оформление, ведение и хранение документации; 
 
– за соблюдение и защиту прав и свобод учащихся, строгое соблюдение правил этического кодекса практического психолога

Информация о работе Дневник студента-практиканта по учебно ознакомительной практике