Дизартрия

Автор: Иван *, 24 Августа 2010 в 16:09, реферат

Описание работы

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию. Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью из того же вертебробазилярного бассейна. Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией.

Работа содержит 1 файл

дизартрия.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

  Тяжелые случаи дизартрии, когда, например, поражены пути, соединяющие кору со стволом  мозга и ядрами в продолговатом  мозгу (при бульбарном и псевдобульбарном параличе), называются анартрией. При этом нарушении артикуляция совсем или почти невозможна.

  Функциональная  дизартрия. При всякого рода расстройствах структуры мозгового вещества, ослабления нейронных связей в слухоречевых областях мозга (эти расстройства функции мозгового вещества возникают на почве недостаточного питания его, вредного изменения химизма крови и т.п.) происходит плохая дифференцировка в восприятии и производстве речи. Например, нередко косноязычие появляется в результате недостаточности чувства слухоречевого ритма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава II. Конспект индивидуального занятия по постановке звука при дизартрии

Звук  С

Подготовительный  этап

      Развитие  пространственного  восприятия. Релаксация

      Птицы готовятся к полету. У них сильные  крылья (напряжение). Имитация полета (расслабление).

      — Посмотри и скажи, какая птица находится перед тобой. Оглянись и посмотри, кто находится за тобой. Кого ты видишь слева, справа?

Упражнения  на дыхание

      «Гармошка». И. п. — стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать  глубокий вдох через нос. Задержать  дыхание на 1—2 секунды. Выдох через рот.

      Развитие  моторики пальцев  рук

Сорока

      Сорока, сорока.

      Сорока-белобока.

      Кашу  варила,

      На  порог скакала,

      Гостей  скликала.

      Гости во двор —

      Кашу  на стол.

      Этому — на тарелочке,

      Этому — на блюдечке,

      Этому — в чашечке,

      Этому — в мисочке,

      А этому ничего не дала.

      — Ты воды не носил,

      Ты  каши не варил.

      — Вот тебе ложечка

      Свари себе кашку.

      Тут пень,

      Тут колода,

      Тут дрова,

      Тут горячая вода. 

      Развитие  силы выдоха. Выработка  правильного направления  воздушной струи  по средней линии  языка

      «Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.

      Упражнения  для губ и лицевых  мышц

      Игровые упражнения

      «Улыбка». «Радуемся встрече с другом». Растянуть губы в улыбке до предела и удерживать их в напряженном положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторить 3—4 раза.

      «Обезьянки-кривляки». Движения сомкнутыми губами в правую и левую сторону. (В случае затруднения  помочь указательными пальцами.)

      Упражнения  на распластывание и  укрепление боковых  краев языка

      «Дорожка». Положить широкий распластанный  язык на нижнюю губу и удерживать его  в таком положении под счет до 5.

      «Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)

      «Язычок спит на кроватке». Опускание спинки языка. Кончик языка прижать к  нижним резцам, спинку опустить.

      Примечание. В случае затруднения предложить детям покашлять, зевнуть, при этом непроизвольно поднимается мягкое небо и опускается корень языка. Заинтересовать детей можно предложением познакомиться или поздороваться с маленьким язычком. 

      Развитие  фонематического  восприятия

      Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди  звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

      Игра  «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала  педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги  ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

      Развитие  голоса и переключаемости  органов артикуляционного аппарата

      Произношение  гласных звуков с изменением силы и высоты голоса.

      «Споем  колыбельную кукле»: а-а-а-а-а-а-а-а-а.

      «Заболели зубы»: о-о-о

      «Гудок  парохода»: у-у-у. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. Акмуллы» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа на дисциплину:

«Теоретические основы дизартрии» 
 
 

                                                                                        Выполнила студентка

                                                                                4 курса ОЗО ИП

                                                                                  по специальности

 «Логопедия» группа 401

                                                                                          Зайнагабдинова Алия

                                                                         Гирфанова

                                                                                     зачетная кн. № 4872

                                                                                            Проверил: Иванова Г.Ф. 
 
 

Уфа -  2009 

Введение 

I.  Теоретические  основы дизартрии

1.1. Причины  дизартрии

1.2. Характеристика  и особенности работы при спастической  форме дизартрии 

II. Конспект индивидуального занятия по постановке звука «С» при дизартрии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература:

  1. Поваляева М. В. Справочник логопеда. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2001.
  2. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / под общим ред. Г.  В. Чиркиной. – 3-е издание. – М.: АКТИ, 2005.
  3. Филичева Т. Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». / Т.  Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Правдина О. В. Логопедия: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов  педагогических институтов. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1973.
  5. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Владос,1998.

Информация о работе Дизартрия