Дизартрия

Автор: Иван *, 24 Августа 2010 в 16:09, реферат

Описание работы

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию. Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью из того же вертебробазилярного бассейна. Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией.

Работа содержит 1 файл

дизартрия.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Глава I.  Теоретические  основы дизартрия

Введение

  Дизартрия - нарушение звукопроизносительной  стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

  Термин "дизартрия" образован от греческих  слов arthson -   сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении   функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола,  ответственных за артикуляцию.  Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью из того же вертебробазилярного бассейна. Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является, чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами.  Это связано с тем, что невролог после постановки диагноза "дизартрия" обязан проводить серьезную терапию по лечению стволовых нарушений, хотя таких нарушений (исключая дизартрию) вроде и не заметно. Продолговатый мозг ствола, так же, как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к  резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребенок адекватно выполняет все пробы, но не может справиться должным образом с артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения, которые не под силу ослабленным мышцам.

  Основные  проявления дизартрии состоят в  расстройстве  артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также  в изменениях темпа речи, ритма  и интонации. Названные нарушения  проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2. Характеристика и  особенности работы  при спастической  форме дизартрии

  Дифференциальная  диагностика речевых нарушений  облегчает логопеду выбор адекватной коррекционной методики, а медикам — грамотный подбор медикаментозного фона, более рациональное использование массажа, физиотерапии, фитотерапии и других средств медицинского воздействия. Комплексный подход дает более высокие и стойкие результаты, снижает рецидивы.

Спастическая  форма дизартрии.

Речевой статус:

  Легкая степень. Экспрессивная речь внятная, хорошо понятна для окружающих, но в речевом потоке отмечаются нечеткость в произношении, легкая смазанность по всем основным фонетическим группам.

  Средняя степень. В экспрессивной речи 1/3 всех звуков искажена, назализация, речь смазана, недостаточно понятна для окружающих. Даже в изолированном варианте звукопроизношение искажено. Фразы нет.

  Тяжелая ступень. Экспрессивная речь состоит из отдельных слов. Большинство фонем искажено настолько, что речь для окружающих непонятна. Наблюдаются синкинезии. Спастичность органов артикуляции иногда делает речь практически невозможной.

  По  уровню развития речи этих детей можно  разделить на две группы: дети с дизартрией на фоне общего недоразвития речи II и III степени и дети с дизартрией на фоне фонетико-фонематического недоразвития. 

Характеристика  отделов речедвигательного аппарата

  В покое тонус нарушен практически  во всех органах артикуляции: в дыхательной мускулатуре, в голосовых связках, в мягком небе, в губах, в мимической мускулатуре.

  При попытке к произношению тонус  повышается. В мимической мускулатуре появляются синкинезии. Из-за спастичности мягкого неба — звучание с резко носовым оттенком. Нарушено переключение от одной артикуляционной позы к другой, в результате звукопроизношение смазано по всем основным фонетическим группам. Дыхание слабое, поверхностное, ключичное, голос затухающий.

  В процессе речевого акта носовой оттенок  несколько уменьшается, голос становится более звучным, снижается количество синкинезии. Отмечается значительная интенсивность грудного дыхания по сравнению с брюшным.

    Основные  направления комплексного медицинского воздействия при спастической форме дизартрии

  Медикаментозный фон включает активную терапию, которая рассматривается, прежде всего, как поддерживающая. С целью рассасывания спаек назначаются лидаза, алоэ, бийохинол (в возрастных дозировках). При отсутствии поддерживающей терапии учебная нагрузка кажется ребенку непомерной, в результате могут развиться невротические реакции. Чтобы избежать этих осложнений, рекомендуют периодически проводить дегидратационную терапию (бура, сульфат магния, фо-нурит, цитраль и т. д. в возрастных дозировках). Наряду с де-гидратационной терапией периодически (1—3 раза в год) следует назначать биостимуляторы — церебролизин, аминалон, энцефобол, энербол ноотропил, витамин В12 и другие. В последнее время с успехом начали применять препарат лиорезал, оказывающий положительное действие при спастичности, а также снижающий интенсивность гиперкинезов. Лиорезал применяется в таблетках по 0,25 2—3 раза в день на протяжении 2—2,5 месяца. Положительное действие на состояние тонуса мышц, сосудов оказывает АТФ (К. А. Семенова, 1981).

  Оральные  синергии можно уменьшить приемом  амедина (0,0015 г) 2—3 раза в день в течение 1,5—2 месяцев по 1—2 курса в год. Амедин уменьшает также психомоторное  возбуждение, улучшает сон.

  Массаж. Его цель при спастическом парезе — улучшить сократительную функцию отдельных мышечных групп; улучшить кровообращение, вызвать капиллярную гиперемию, повысить рецептурную активность. Массаж следует начинать плоскостными поверхностными поглаживаниями по линии верхних шейных позвонков на задней поверхности. Поглаживающие движения надо производить сверху вниз по ходу лимфатических сосудов. Закончить легким плоскостным поглаживанием от подбородка к височным впадинам.

Приемы  разминания и вибрации при спастической форме дизартрии не используются, так как они провоцируют нарастание мышечного тонуса. Наша цель — расслабить мышцы артикулярного аппарата. При спастическом синдроме полезны растирания одним пальцем в местах выхода нервов (точечный массаж К. Семеновой). Проводить массаж нужно осторожно, хорошо зная анатомию мышц. Не зная точного адресата, нельзя достигнуть желаемого эффекта. Массаж проводится теплыми руками, с коротко остриженными ногтями. Украшения необходимо снять. Массаж должен вызывать у ребенка только положительные эмоции. 
 
 

    Коррекционная логопедическая работа при спастической дизартрии

I. Предварительный этап иногда длится до года:

  1. Важно выяснить потенциальные возможности ребенка, что помогает ориентировочно спрогнозировать ближайшие перспективы логопедического воздействия.
  2. Установить тесный контакт с медиками: психотерапия, медикаментозный фон, массаж, ЛФК и т. д., что позволяет улучшить проведение нервных импульсов и обеспечить более точную работу мышц мелкой моторики артикуляционного аппарата.
  3. На стыке предварительного и основного этапов важно воспитать у ребят слуховой, зрительный кинестетический контроль, подготовить артикуляционный аппарат (без голосоподачи).

    П. Основной этап:

  1. Продолжается работа над речевым дыханием.
  2. Нормализуется речевая моторика (см. приложение: комплексы артикуляционной гимнастики, «Сказку о веселом  язычке»).

  3. Совершенствуется слуховой, зрительный и кинестетический контроль.

  1. Существенное значение уделяется просодической стороне речи.
  2. Коррекция звукопроизношения. Порядок постановки звуков, их автоматизации определяется локолизацией спастичности. Поэтому в первую очередь ставятся те звуки, при образовании которых органы наименее спастичны. Следует отметить, что автоматизация у дизартриков занимает времени в два раза больше, чем у дислаликов, так как нарушена иннервация органов артикуляции.

6.Осуществляется коррекция лексико-грамматических категорий (навыки словообразования и словоизменения).

  7.Параллельно со звукопроизношением детям предлагаются элементы грамоты: звуки даются с опорой на букву.

  В автоматизации широко используется прием чтения слогов, слов, отработка падежей и т. д. Важно учитывать, что напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация.

  Повышение мышечного тонуса круговой мышцы  рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта, в результате страдают губные звуки. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что резко тормозит процесс образования звонких гласных.

 

1.1.  Причины дизартрии

 Косноязычие, обусловленное расстройством головного  мозга, называется косноязычием центрального происхождения.

  Этиология: Поражения мозга:

  а) механическими внутриутробными природовыми травмами головки младенца, часто с кровоизлиянием (ушибы материи, сжатие черепа во время родов, интоксикация в результате асфиксии и т. п.).

  б) перенесенными в раннем детстве болезнями (дифтерия, 
скарлатина, менингит, энцефалит, корь, сыпной тиф), длительным и тяжелым истощением (дистрофия);

  в) значительно реже — в результате болезней родителей (сифилис, алкоголизм, туберкулез, нервность, глубокое истощение 
и проч.).

  Под воздействием перечисленных вредных  факторов происходят или аномалийное развитие мозга, или частичные деформации его, перерождение некоторых его клеток под влиянием интоксикации, или разрыв нервных связей.

  Такие поражения центральной нервной  системы вызывают нарушения многих функций в деятельности ребенка, как физических, так и психических, и прежде всего в области речи.

  Косноязычие, вызванное органическим поражением или функциональным расстройством речевых аппаратов и их связей между собой в головном мозгу — от коры до ядер продолговатого мозга включительно, называется дизартрией (дис — качественное различие, артрон — сочленение). Дизартрия представляет собой все формы косноязычия от искажения звуков, «смазанной речи» до гнусавого невнятного произношения.

  Органическая  дизартрия: 1) при рахите (резкие деформации черепа сдавливают мозг и нарушают его кровообращение и питание — речь задерживается в своем появлении и развитии); 2) при прирожденной гидроцефалии (позднее появление речи и искаженное развитие звукопроизношения); 3) при бульбарном параличе (в продолговатом мозгу поражены ядра нервов звукопроизводящих органов, что дает неясное и медленное произношение и гнусавость); 4) при псевдобульбарном параличе (повреждены нервные пути от коры к ядрам продолговатого мозга; речь медленная, иногда с гнусавостью, в результате — плохая артикуляция звуков); 5) при сифилисе головного мозга, менингите, энцефалите, множественном склерозе и кровоизлияниях в мозг, опухолях в мозгу, мозговых травмах (все это или повреждает в той или иной степени слухоречевые системы мозга, или разобщает их, что затрудняет точное, дифференцированное восприятие и производство тех или иных звуков речи); 6) при хорее и спазматическом тике (при дефектах в левой височной речевой доле мозга, вследствие анатомо-физиологической связи слуха и' речи, даже при полной сохранности периферического органа слуха происходит плохая смысловая дифференцировка тех или иных звуков речи, а следовательно, и искаженное воспроизведение их; нарушен фонематический слух; ярким примером такой сенсорной центральной дизартрии являются случаи, когда человек улавливает все неречевые звуки, но не воспринимает некоторые звуки речи; если же их артикуляции скрыты от его глаз, то даже и не произносит их: вместо с говорит т и т. п.; 7) в случаях центральной тугоухости (из-за нечетких восприятий звучаний, неречевых и речевых, звуки неправильно произносятся); 8) при поражении нижнего отдела передней центральной извилины с параличом язычных мышц; 9) при поражении мозжечка (произношение отрывистое, иногда монотонное, гнусавое).

Информация о работе Дизартрия